Этот день в истории района 30.11.1942 г.
- Подробности
- Опубликовано 30.11.2021 15:13
Северная группа войск Закавказского фронта начала преследование отступающего врага в направлении Ставрополья. К исходу пятых суток группа выходящих на советскую территорию небоеспособных и больных партизан Варениковского отряда попала в окружение между хутором Ново-Николаевским и Ахонкой. Наступил рассвет, к тому же выпал снег. Раненые выбились из последних сил. Скудные запасы пищи кончились. Партизаны залегли в балке и решили переждать день. Вокруг партизан располагались вражеские дзоты, немцы протягивали телефонную связь, рыли проходы, вокруг слышна была чужая речь. Партизаны пролежали весь день прижимаясь к мокрой холодной земле боясь пошевельнуться. Многие простужены, душил кашель. Кашляли уткнувшись лицом в землю. Наступила ночь. Воспользовавшись темнотой вышли из окружения и перешли в более безопасное место. Группу составляли небоеспособные и оружия было мало. Вступать в бой было нецелесобразно. Решили выходить из окружения незамеченными малыми группами. Группа Варениковцев: Богатырёв А.Е, Ильченко А.В, Адамович Н.Л. благополучно перешли линию фронта. Старшие групп, отправившись за линию фронта на разведку так и не вернулись. Часть раненых и больных разбрелись по соседним населённым пунктам и в основном по разным причинам погибли. Часть снова вернулась в отряды. Остальная группа Варениковцев вернулась под станицу Варениковскую, чтобы запастись продуктами. В этой группе были Матвеев, Краснощёков, Шлыченко отец и сын, Погорелова Елена и Шевцов. Краснощёков при помощи Шлыченко с трудом добрался домой. Но там его ждала засада. Николая Михайловича Краснощёкова схватили и бросили в тюрьму гестапо. Мария Чабак пришла в Варениковскую к отцу за продуктами, но он выдал её немцам. Фашисты окружили дом, пытаясь захватить партизанку живой. Мария отстреливалась до последнего патрона. Матвеев , под предлогом сходить за продуктами, оставил группу больных партизан и прямиком направился в Варениковскую, где сдался в гестапо и выдал расположение группы.
Каратели приведённые Матвеевым окружили больных и раненых партизан но завязался бой и партизаны сражались до последнего патрона. Выполняя партизанский завет, Шевцов уничтожил себя. Маслов и Погорелов , в бессознательном состоянии были схвачены фашистами и в гестапо станицы Варениковской вынесли все пытки не выдав боевой отряд.
Маслов Кузьма Иванович (бывший боец Чапаевской дивизии) первый председатель колхоза "Победа", член ВКПб с 1920 г. После пыток расстрелян. Елену Погорелову пытали вместе с её отцом Кобилевым Трофимом Степановичем, которого арестовали ещё 12 ноября. Пытали поочерёдно отца и дочь. Оба мужественно молчали. Фашисты, наконец, поняли, что от такого как Кобилев ничего не добиться. Когда его уводили из камеры, он сказал дочери: - Я прожил честную жизнь, дочка, не посрами наш род! Терпи. Найди в себе силы. Нельзя выдавать товарищей. Терпеть уже осталось недолго… - Отец будь спокоен за меня. Вытерплю всё теперь. Фашисты заберут у меня всё… мою жизнь, жизнь дорогих мне людей, но Родину отнять у меня они не в силах!
Семья Кобилевых с хутора Свет: слева сын Володя, связной подполья, справа стоит дочь Елена, связная отряда, с ребёнком вторя дочь - подпольщица. Фото 1941г. Фашисты подвергли пыткам и жену Кобилева, надеясь, что старая женщина не вынесет пыток, выдаст кого-нибудь из друзей мужа, подпольщиков. Но фашисты ошиблись. Верная подруга и помощница подпольщика Трофима Степановича Кобилева, мать, вырастившая и воспитавшая шестерых детей патриотов Родины, вынесла все пытки. Также как муж и две дочери, геройски приняла смерть. Фашисты уничтожили Марию Кобелеву, Трофима Степановича Кобилева, Ефросинью Тимофеевну, Елену Кобилеву-Погорелову. Никто не выдал и Матвеева, пока он сам не начал присутствовать на пытках, обличая партизан, а затем участвовал в их казни. научный сотрудник С.В.Ростовский