«История одного экспоната». «Самовар кипит - уходить не велит»
- Подробности
- Опубликовано 06.12.2021 11:34
Хлеб да соль- зовут к миру,
Русская речь и всем известный самовар
К теплу домашнего очага.
Говорят, от самоваров, даже нетопленных,
Тепло идёт! Не верите, потрогайте!
Они как люди, каждый со своей историей.
Коллекция самоваров, находящихся на хранении в крымском краеведческом музее, небольшая, она насчитывает чуть более 30 единиц. Основную часть собрания составляют самовары, изготовленные в конце XIX – начале XX вв. Это изделия из латуни или из латуни с никелированием.
Для русского человека самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Наличие в доме самовара свидетельствовало о материальном достатке. За самоваром решались серьёзные деловые вопросы, он был как в домах столичных аристократов, так и в трактирах и чайных для небогатого посадского человека.
В Западной Европе самовар называли русской «чайной машиной». И, действительно, вследствие формы, усиливающей акустику, он обладает способностью издавать звуки, которые точно указывают на стадию кипения воды: «поёт», «шумит», «бурлит».
«Самовар Иван Иваныч! Золотой Иван Иваныч!» – так уважительно величали самовар в народе.
На Руси прародителем самовара считается сбитенник, который был распространен в нашей стране вплоть до XVIII века. Внешне он напоминал чайник, но с трубой для углей внутри и поддувалом. В нём «сам варился» и подогревался сбитень-самый популярный тогда в России напиток, приготовленный из мёда, зверобоя, шалфея, лаврового листа, имбиря и стручкового перца. Существует мнение, что сбитень берет свое название от глагола «сбивать», поскольку приготавливался в двух различных сосудах. В одном настаивался мёд, а в другом травы, и непосредственно перед употреблением содержимое сосудов смешивалось – «сбивалось». Продавцы — сбитеньщики торговали этим питьём прямо на улице.
Появление самовара неразрывно связано с активным освоением рудных богатств Урала, возникновение там целого ряда металлургических объектов, в том числе и медеплавильных.
Еще с XVII в. Тула была одним из крупнейших центров металлообработки в Московском государстве. Тульские мастера специализировались в первую очередь на изготовлении оружия, а также бытовых, художественных изделий из стали. Медная посуда, в частности самовары, оказались наиболее удобной и выгодной для производства в небольших ремесленных заведениях с разделением труда по операциям.
В России родиной самоваров считают Тулу (существует даже поговорка «в Тулу со своим самоваром»), однако исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Иргинскому заводу (сейчас село Нижнеиргинское). В документах 1740 года впервые упомянут 16-фунтовый медный лужёный самовар, изготовленный на Иргинском заводе. 7 февраля 1740 года на Екатеринбургскую таможню доставили с реки Чусовой, с Курьинской пристани Акинфия Демидова, некоторые изъятые товары, а именно: шесть кадушек меда, шесть кулей орехов да медный самовар с прибором. Пострадавшими в этом деле оказались купцы Иргинского завода. Служащие таможни перевесили мед и орехи, описали изделие: «Самовар медный, лужёный, весом 16 фунтов, заводской собственной работы». Удивления от увиденного таможенники не выказали. Слово «самовар» в документах горнозаводского Урала прежде не встречалось. Первое упоминание о тульском самоваре встречается лишь в 1746 году.
Первыми исторически зарегистрированными самоварщиками были русские братья Лисицыны Иван Федорович и Назар Федорович. С детства они занимались обработкой металлов на латунном заводе своего отца Федора Ивановича Лисицына. В 1778 году они сделали свой самовар, и в том же году Назар Лисицын зарегистрировал первую в России самоварную фабрику. Дело оказалось прибыльным. Оружейники подались в самоварщики и превратились в фабрикантов.
В 1840–1850 гг. в Туле существовало до 80 фабрик. Среди них выделялись крупные: Маликовых, Баташевых, Воронцовых, Сомовых и других. На самоварах Баташева имеются изображения медалей, которые были получены производством на промышленных, сельскохозяйственных и международных выставках. Размеры и ёмкости самоваров были крайне разнообразны: от 1 стакана до 20 литров. Помимо известных самоварных фабрик в Туле и в других городах России существовало множество небольших мастерских, конкурирующих между собой. Этим и объясняется не только высокое качество самоваров, но и чрезвычайное разнообразие их форм. Наряду с самоварами-чайниками во второй половине XVIII в. делали и самовары-кухни – в виде глубоких чаш на ножках с трубой в центре, отличительным признаком которых были внутренние перегородки, позволявшие не только кипятить воду, но и готовить различную пищу. Иногда отделение, предназначенное для кипячения воды, имело кран. Сваренные кушанья доставали из «кухни» особыми черпачками, а сверху закрывались общей крышкой, но часто каждое отделение имело, кроме того, еще отдельную крышку.
Выпускались самовары в виде кратера-греческого сосуда для смешивания вина, они имели форму вазы-такие самовары предпочитали мещане и дворяне. В купеческих семьях любили пить чай из пышнотелых, пузатых в форме «репки» самоваров. Дорожные (небольшие) самовары в виде куба или восьмигранника со съемными (для удобства) ножками. Крошечный самовар, который назывался радостью холостяка, рассчитан на один стакан чая, чтобы его вскипятить нужен один коробок спичек. А простой люд довольствовался самыми дешевыми самоварами- «банками». И зачастую в доме, как гласила пословица: «Ни курицы, ни кошки, а самовар на окошке!». Эти названия давались по ассоциации с соответствующими предметами. К середине XIX в. сложились три основные группы самоваров: самовары кухни, самовары кофейники для варки кофе, самовары для кипячения воды.
Содержание коллекции музея объясняется тем, что самовары появились на Кубани и Черномории во второй половине ХХ века, в тот период, когда самовары стали производится фабричным способом. Широкого распространения на Кубани самовары так и не получили, так как местное население не было привычно к чаепитию.
Бесспорно, настоящий чай- только тот, что из самовара-настоящего русского, с трубой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку!
Людмила Корчинская — научный сотрудник музея.