Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«История одного экспоната». Сапоги - краса и гордость

Музеи занимают особое место в сохранении и передаче историко-культурного наследия будущим поколениям. Даже один предмет в экспозиции музея может рассказать много интересного о прошедших временах. Сегодня речь пойдет о сапогах.
Сапоги получили распространение на Руси от кочевников, для которых такая мягкая обувь была удобной для верховой езды. Первое время сапоги считались обувью для богатых (простолюдины обыкновенно носили лапти).
Популярность сапог среди знати несколько снизилась после того, как Пётр I ограничил ношение традиционной русской одежды и обуви.
Между тем обувь значила многое в жизни человека и «отражала» его образ жизни, социальное положение, возраст. Но при этом сапоги нельзя называть просто сапогами в прямом понимании слова. Для их изготовления требовалось большое мастерство и к ним предъявлялись определенные требования, изготавливались они из прочных материалов, которые не требуют частого обслуживания.
Изготовлением обуви занимались сапожники — чеботари. В последующем получили распространение твёрдые юфтевые сапоги с пришивным голенищем или цельные — вытяжные. Чаще всего с прямым срезом голенища.
Большое распространение получили практичные сапоги с «притачкой». Эти сапоги можно назвать вечными, их действительно покупали не так часто и могли по мере необходимости передавать от отца к сыну, даже если те имели совершенно другой размер стопы. Секрет заключался в особом строении самого сапога. Он состоит из двух частей: верхней — голенища, и нижней - «притачки». Само слово «притачка» - прозводное от слова «притачать», что означает «пришить», соединить что-то между собой».
Материалом для таких сапог служили яловая (коровья) и конская кожа средней толщины. Эти сапоги удобны тем, что при повреждении пары обуви (например, износа «притачки» или разрыва голенища) нет никакой необходимости в полной ее замене. Достаточно отсоединить поврежденную часть, заменив новой, возможно даже по ноге следующего владельца сапог. Во время работы, чтобы обезопасить обувь, сверху на сапоги надевали «конопляники» - плетенные из грубо обработанной конопли калоши. Заводская поговорка гласила: «Конопляник сгорит — пустяк, сапоги прожжешь — беда».
Несомненно, на качество обуви сильно влиял достаток семьи. Этот фактор остается неизменным на протяжении веков. Добротная, красивая обувь всегда была предметом гордости как женщин, так и мужчин. Особый интерес составляет мужская праздничная обувь - сапоги «гармошкой» или сапоги “с моршыной”. Складки имели правильную круглую форму. Для этого в кожу вшивалась кольцом круглая верёвка. На голенище помещалось 5 — 6 таких колец. Морщин должно было быть не менее пяти. Отличались эти сапоги особым способом обработки голенища — созданием различных декоративных складок и заломов. «Наборы» могли быть разной степени сложности: от простого (несколько складок в основании голенища) до сложных- четырехгранников и восьмигранников. Изготовление такой обуви требовало от чеботаря высокого уровня мастерства в обработке голенища. Эти сапоги изготавливали из более тонкой и дорогостоящей кожи — сафьяна (кожа теленка или козы). Цена таких сапог, соответственно, была значительно выше, поэтому чаще всего сапоги с набором покупались к свадьбе, являлись частью свадебного наряда жениха. Особым шиком был скрип, издаваемый такими сапогами при ходьбе. Для скрипа мастер при изготовлении сапог клал между стелькой и подошвой сухую бересту или насыпал туда сахарный песок. Чаще всего этнографы и исследователи русского народного костюма объясняют обязательный «скрип» необходимостью привлечь внимание окружающих к дорогой и красивой покупке. После всех торжеств эта обувь надевалась только по особым случаям, праздникам, например на гуляние. Именно по сапогам в праздничный день девушки на выданье могли определить, свободен или женат приглянувшийся им молодой человек.
Носки имели круглую или удлинённую форму. Сапоги с острыми носами в России назывались остроги. Каблуки делались разнообразных фасонов: низкие, высокие, «в рюмку» (то есть обрезанные сзади).
Гордостью зажиточных сапожников были швейные машины Singer -дорогие и надежные. На швейной машине трудился, как правило, сам владелец «заведения».
В зале краеведения нашего музея внимание посетителей обычно привлекает швейная машинка «Зингер» с электрическим приводом, на которой в сапожной мастерской станицы Крымской шили обувь для казаков — из качественной кожи: стальная игла с лёгкостью брала даже самую прочную подмётку.
Вообще, к обуви у казаков было отношение особое: босым или с отвалившейся подошвой много не навоюешь, особенно в горах, где сапоги порою «горели», как на самом жарком костре.
Из выше написанного можно сделать вывод: сапожник-чеботарь в казачьих станицах был человеком уважаемым, а сапоги являлись красой и гордостью каждого их владельца.
Л.Корчинская — научный сотрудник музея.

1

1624 7 (11)

IMG 0273

IMG 0277

IMG 0321

IMG 0348