Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Кузнечные меха

       В зале «Краеведения» музея можно увидеть интересный экспонат - кузнечные меха.

 Меха— устройство  (изделие) для нагнетания воздуха куда-либо, растягивающееся, с кожаными и складчатыми стенками.

Меха известны с древних времён (применялись ещё в Древнем Египте). В кузнечном и стеклодувном деле широко использовались до XX века, когда были заменены компрессорами. В некоторых музыкальных инструментах используются по сей день.

Изделие чаще всего представляет собой мешок или раздвижной кожух различной формы с клапанами и регуляторами. Служит для получения непрерывной воздушной струи и применяется в основном в кузнечном (кузнечные меха) и стеклодувном деле, а также в некоторых музыкальных инструментах (таких, как волынкагармонь и орга́н).

Технический смысл устройства состоит в том, что воздух порционно нагнетается в крупный резервуар, из которого выходит затем стабильным (непрерывным) потоком. Таким образом, перебои с подачей воздуха исключаются (к примеру, в орга́не мехи при воспроизведении звука дают возможность трубам органа работать равномерно).

Кузнечный мех имел повсеместно очень устойчивую форму: две вытянутые сердцевидные (клиновидные) планки, объединенные кожей, собранной в складки, чем достигалась возможность раздвигать планки. Узкий конец планок оканчивался трубкой — соплом, вставлявшимся в горн. В планках делались отверстия с клапанами для вбирания воздуха внутрь меха. Такой воздуходувный мех можно было обнаружить в деревенских кузницах еще в XX в.

 

Кузнечные меха помогали поддерживать высокую температуру металлических заготовок. Сначала металл нагревали до температуры в 1500–1600°, или, как говорят кузнецы, «до белого каления», когда он начинал светиться ярко-желтым цветом. После этого, освободив металлические поверхности от окалины, соединяли их, нанося по ним удары молотом.

Опытные кузнецы умели определять температуру металла при помощи собственной бороды. Мастер подносил к лицу раскаленную заготовку, и если волоски в бороде начинали потрескивать и скручиваться — железо было разогрето достаточно, и можно было приступать к ковке.

Освещения в кузнице не было: единственным источником света оставался кузнечный горн. Именно в полумраке кузнецам было легче всего следить за оттенками раскаленного металла и не допускать нарушений температуры. Перекаленное железо становилось хрупким, и изделия из него ломались и крошились. Если же металл прогрелся недостаточно, то обрабатывать его было очень трудно, а то и вовсе невозможно.

 

Располагались кузницы, как правило, на окраине селения, подальше от жилых домов: работа кузнецов была тесно связана с огнем, и в случае пожара огонь не должен был перекинуться на жилые здания.

В центре кузницы обычно был устроен горн, а рядом с ним располагалась наковальня. Основными инструментами кузнеца были меха, с помощью которых раздували огонь, а также молот, клещи и тиски. В качестве материала использовали разные сорта железа, сталь, иногда листовую медь. Кузнецы изготавливали металлические инструменты, бытовую утварь, цепи, упряжь, ботала, колокольчики и многое другое как на продажу, так и для своих нужд.

 

   На Кубани ковань  (кузнечное дело) было одним из наиболее почитаемых ремесел.

   Кузнецы были главными мастерами. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников — подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера.

     Кубанцы верили, что кузнец может выковать счастье молодым. А если захочет и несчастье нашлет. В древности очень ценилось железо и изделия из него.

В конце XIX века широко стала применяться художественная ковка. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла: кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера.

Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла.

Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства.

В 1905 году в Екатеринодаре существовало общество кубанских кузнецов, которое издавало специальные каталоги художественной ковки. Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани:

  • растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы)
  • геометрический (квадраты, ромбы, треугольники)
  • зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки)
  • меандровый (бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию).

 

Сегодня кузнечное дело снова в моде. Кованые изделия можно встретить повсюду, и художественная ковка снова высоко ценится.

На вооружение кузнецам взамен мехов пришли механические вентиляторы с ручным или ножным приводом. В современных кузницах применяют мощные вентиляторы, турбины с электроприводом.

1

2

3

4

5

6

7

8