Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Знак Императорского Православного Палестинского Общества

В фондах МБУ «Крымский краеведческий музей» хранится интересный экспонат — знак Императорского Православного Палестинского Общества. Вмести с ним хранится и письмо из Эрмитажа от 15.03.1988 № 866 за подписью Зам. зав. отделом нумизматики М. Добровольской:

Уважаемый Николай Яковлевич,

«Императорское православное палестинское общество» прорисовку знака которого Вы прислали было учреждено в России в 1882 году. Цели у общества были следующие: поддержание православия в «святой земле», т. е. в Иерусалиме и Палестине, облегчение православным паломникам путешествия в Палестину и попечение о них в самой Палестине, а также ознакомление русских с историей так называемой «Святой земли».
Общество состояло из 42-х членов-учредителей, 150 почетных членов, 1000 действительных членов и неограниченного количества членов — сотрудников.
Почетные члены избирались за особые заслуги- ученые труды по палестиноведению или взнос пожертвование не менее 5 тыс. рублей. Действительные члены делали ежегодный взнос в размере 25 рублей, а члены сотрудники 10 р. Соответственно - первые имели золотой знак с эмалью, вторые - серебряный без эмали, и для третьих - бронзовый.
Для выполнения первого пункта своей программы общество открывало в Палестине и Сирии школы, сельские церкви, лечебницы, пансионы, больницы. Для паломников из России была снижена цена за проезд. Общество организовывало на свои средства археологические и исследовательские экспедиции, изучение и перевод источников по истории Палестины и т. д.
Думаю, что из изложенного Выше становится понятным и смысл надписи на знаке.
С уважением Зам. зав. отделом нумизматики М. Добровольская.
P.S. В центре знака -монограмма Христа. На об.ст.: «Благославит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима».

Императорское православное палестинское общество (аббрев. ИППО) — международная научная и гуманитарная организация, созданная в Российской империи в 1882 году, уставными задачами которой являются содействие православному паломничеству на Святую землю, научное палестиноведение, востоковедение и гуманитарное сотрудничество с народами Ближнего Востока.
Идея создания Общества принадлежит первому начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Порфирию (Успенскому). В конце 1860— х. г. в письмах из Иерусалима её публично высказывает создатель Русской Палестины архимандрит Антонин (Капустин). Вскоре он привлёк для воплощения этого замысла Василия Николаевича Хитрово (1834-1903), ставшего секретарём ИППО. Вместе с архимандритом Антонином они разработали структуру будущего Палестинского Общества, наметили кандидатов в члены-учредители и главных сотрудников. Первым председателем ИППО стал Великий князь Сергей Александрович.
Устав ИППО Высочайше утверждён 8 мая 1882 года императором Александром III, в дальнейшем утверждён собранием членов-учредителей, собравшихся в день святых Константина и Елены 21 мая 1882 года во дворце Великого князя Николая Николаевича Старшего в присутствии членов императорской фамилии, русского и греческого духовенства, учёных и дипломатов.
В соответствии с этим Уставом ИППО призвано было осуществлять три основные функции: организация и обустройство русских Паломников в Палестине (к 1914 году через подворья ИППО ежегодно проходило до 10 000 человек); помощь и поддержка православию на Ближнем Востоке через благотворительную и просветительскую работу среди арабского населения (по состоянию на 1914 год Общество содержало 113 школ и учительских семинарий в Палестине, Сирии и Ливане); научно-исследовательская и издательская деятельность по изучению истории и современного положения Палестины и всего ближневосточного региона, библейской филологии и археологии, организации научных экспедиций и раскопок, широкое ознакомление российского общества с историей и духовной ролью Святой Земли. ИППО осуществляло многогранную и плодотворную деятельность вплоть до Первой мировой войны.
Почётными членами состояли в разное время представители правящей элиты, начиная с императорской фамилии, в том числе председатели Совета министров (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов, И. Л. Горемыкин, Б. В. Штюрмер) и обер-прокуроры Святейшего Правительствующего Синода (К. П. Победоносцев, П. П. Извольский, В. К. Саблер), священнослужители Русской православной церкви (святитель Тихон Патриарх Московский, святитель Николай Японский, священномученик Владимир митрополит Киевский, св. праведный Иоанн Кронштадтский, епископ Порфирий (Успенский), архимандрит Антонин (Капустин), архимандрит Леонид (Кавелин), митрополит Арсений (Стадницкий) .
Епархиальные отделения ИППО действовали в 52 епархиях Русской Церкви. Возглавляли их, как правило, правящие архиереи, а вице—председателями являлись губернаторы и вице—губернаторы соответствующих губерний.
Одним из главных источников финансирования Палестинского Общества являлся Вербный сбор. По подсчетам В.П. Хитрово, доходы Общества имели следующую структуру. «В каждом рубле прихода: членских взносов - 13 коп., пожертвований (в том числе Вербный сбор) - 70 коп., проценты с ценных бумаг - 4 коп., от продажи изданий - 1 коп., от паломников - 12 коп.». Очевидно, русское дело в Палестине осуществлялось прежде всего самоотверженной помощью простых верующих людей.
Смета ИППО на первый год XX столетия (1901/1902) была высочайше утверждена в 400 тыс. рублей,, не считая единовременных расходов на строительство.
После трагической гибели 4 февраля 1905 г. Великого князя Сергея Александровича, обязанности Председателя с высочайшего соизволения возложила на себя его супруга Великая княгиня Елизавета Фёдоровна. 14 февраля 1905 г. она телеграфировала в Совет ИППО:«Сердечно утешена милостью Государя поручить мне председательствовать в Императорском Православном Палестинском Обществе. Сподобившись великого счастья поклониться Гробу Господню, я с тех пор сохраняю крепкую любовь и уважение к деятельности Общества. Уповаю, что молитвами моего незабвенного дорогого мужа Господь вразумит меня и поможет в совместной работе с достойными деятелями Общества служить на благо Его высоко-святым целям»
После революции Общество вынужденно разделилось на две независимые организации, российскую и зарубежную.
В 1918 году оставшаяся в РСФСР часть общества была переименована в Российское палестинское общество при Академии наук; в РФ 22 мая 1992 года было восстановлено историческое название — Императорское православное палестинское общество.
С 2007 года председателем Императорского православного палестинского общества является Сергей Вадимович Степашин.

Рисунок знака Императорского Православного Палестинского Общества был утвержден императором Александром III 12 июня 1882 года, вскоре после торжественного открытия Общества.

Для почетных членов был установлен золотой греческий крест, сверху щит, посредине которого, на белом эмалевом фоне, золотая монограмма Христа между греческими буквами Альфа и Омега; кругом щита, на черной эмалевой ленте, надпись: «Не умолкну ради Cионa и ради Иepycaлима не успокоюсь». На обороте щита, на белом эмалевом фоне надпись: «Благословит тя Господь от Сиона и узриши благая Иерусалима». Для действительных членов — такой же знак серебряный без эмали. Для членов-сотрудников — такой же знак темной бронзы без эмали. Bсе три знака носятся на шее, на голубой с двумя узкими красными каемками лентах.

Знак для ношения на шее полагался не всем членам Общества. Он вручался только тем, кто оплатил членские взносы за 25 лет сразу единовременным взносом. Почетные члены (если они не были избраны за особые заслуги) должны были внести 5 тысяч серебром, действительные - сделать взнос 500 руб. серебром, члены-сотрудники для получения знака вносили единовременно 200 руб. серебром. Таких членов называли пожизненными действительными членами или пожизненными членами-сотрудниками.

Кстати, по свидетельству коллекционеров, в каталоге фирмы "Эдуардъ", официального поставщика для Капитула Российских орденов (упразднен в 1918 году), знаки Палестинского Общества оценивались так: в 50 рублей - золотой, в 18 рублей - серебряный и в 12 - бронзовый. Для сравнения, в том же каталоге стоимость знаков 1-й степени орденов Святого Владимира и Святой Анны равнялась 40 рублям.
Очень многие люди из народа, особенно побывавшие в паломничестве и собственными глазами видевшие все блага, которые сделало в Иерусалиме и других местах ИППО, мечтали вступить в Палестинское Общество, чтобы получить знак и носить его на шее. С ним им было легче рассказывать другим людям о той деятельности, которую ведет Общество на Святой Земле. Так они хотели лично послужить благому делу.

Материал подготовлен научным сотрудником МБУ «Крымский краеведческий музей» Пуртулиди Н. В.

1

2

3

4