Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Нагрудный знак «За дальний поход» Военно-морского флота СССР

 

В фондах МБУ «Крымский краеведческий музей» хранится нагрудный знак «За дальний поход» Военно-морского флота СССР. Прообразом знака «За дальний поход» послужили неофициальные нагрудные знаки «За поход в Англию» для крейсера «Свердлов» и крейсера «Орджоникидзе» с отрядом кораблей. Крейсер «Свердлов» в 1953 году посетил Великобританию во время коронации королевы Елизаветы II, а крейсер «Орджоникидзе» с отрядом кораблей в 1956 году доставил в Лондон советскую правительственную делегацию, прибывшую по приглашению премьер-министра Великобритании Э. Идена. Оба нагрудных знака были изготовлены на Ленинградском монетном дворе.
Решением министра обороны СССР был утверждён жетон «За дальний поход» для награждения военнослужащих ВМФ, участвующих в дальних заграничных походах; в приказе главнокомандующего ВМФ № 161 от 15 июня 1956 года приводилось положение о жетоне и его описание. В ноябре 1957 года вышел новый приказ главнокомандующего ВМФ, вводивший и новое положение о жетоне. В приложении к нему уточнялись критерии дальнего похода, но описание жетона осталось без изменений. Очередным приказом от января 1961 года дополнялось описание жетона, а именно вводился вариант для моряков-подводников («…помещено барельефное изображение силуэта подводной лодки (крейсера) стального цвета…»). В новом положении уточнялось, что жетоном награждаются «наиболее отличившиеся военнослужащие и служащие ВМФ за участие в дальних и специальных походах на боевых кораблях и вспомогательных судах ВМФ. Награждению подлежит личный состав корабля (судна), курсанты военно-морских учебных заведений и слушатели военно-морских академий, проходящих практику на кораблях, а также военнослужащие и служащие ВМФ, прикомандированные на время похода». Этот приказ действовал очень короткое время, и уже в мае 1961 года вышел новый (приказ главнокомандующего ВМФ № 149 от 22 мая 1961 года), окончательно закрепляющий разделение жетонов на два вида: с изображением подводной лодки для награждения личного состава подводных лодок и с изображением крейсера для личного состава надводных кораблей (судов).
В апреле — мае 1970 года ВМФ СССР проводил крупнейшие манёвры под кодовым названием «Океан». Это были самые широкомасштабные манёвры ВМФ, которые охватили акватории Атлантического и Тихого океанов, Баренцева, Северного, Охотского, Японского, Филиппинского, Средиземного, Чёрного и Балтийского морей. К участию в них привлекалось несколько сотен подводных лодок, в том числе большое количество атомных, надводных кораблей различных классов и десятки вспомогательных судов. По окончании манёвров все их участники были награждены памятным жетоном «За дальний поход», к которому снизу на двух колечках крепилась волнообразная подвеска с надписью «ОКЕАН» (приказ главнокомандующего ВМФ № 170 от 5 мая 1970 года).
В июне 1971 года на южном берегу Крыма силами Черноморского флота, Каспийской флотилии, войсками Белорусского и Одесского округов проводились учения «Юг». В ходе них министр обороны СССР А. А. Гречко посетил корабли, несущие боевую вахту в Средиземном море. По результатам учений последовал приказ: «Всех адмиралов, генералов, офицеров, старшин и матросов, участников похода и совещания с Министром обороны СССР в Средиземном море, а также наиболее отличившихся в учении „Юг” военнослужащих Краснознамённого Черноморского флота и Краснознамённой Каспийской флотилии наградить памятным жетоном „За дальний поход” с подвеской „Юг”». Памятный жетон представлял собой жетон «За дальний поход» (с силуэтом подводной лодки или крейсера), к которому снизу на двух колечках крепилась волнообразная подвеска голубого цвета, в центре которой находилась красная звезда с надписью «ЮГ».
Жетоном также награждались ветераны ВМФ. Так, в 1974 году отмечалось 50-летие первого похода военных кораблей Рабоче-Крестьянского Красного Флота с официальным дружеским визитом в порт иностранного государства: 1924 году по решению Советского правительства крейсер «Аврора» и учебное судно «Комсомолец» совершили переход из Кронштадта в Архангельск с заходом в норвежские порты Берген и Тронхейм. Приказом главнокомандущего ВМФ № 272 от 30 июня 1974 года офицеры и адмиралы – участники этого плавания были награждены жетоном «За дальний поход».
В январе 1976 года главнокомандующий ВМФ довёл решение министра обороны СССР об учреждении нового образца нагрудного знака (а не жетона) «За дальний поход»: согласно приказу, знак «… имеет форму пятиугольного щита, обрамлённого с трёх сторон якорной цепью. Нижние грани обрамлены дубовой и лавровой ветками. Знак выполнен из золотистого металла и покрыт цветными эмалями. На синем поле щита помещены: в верхней части – Военно-морской флаг СССР; под ним изображение Мирового океана с сеткой меридианов, параллелей и стрелками компаса золотистого цвета. Под изображением Мирового океана помещен барельеф надводного корабля (подводной лодки) золотистого цвета; между боковыми гранями щита в нижней части помещена пластинка золотистого цвета, на которой размещена надпись: „ЗА ДАЛЬНИЙ ПОХОД” чёрного цвета. В нижней части знака голубой треугольник с тремя белыми полосками, в центре которого красный щит с ободком и якорем золотистого цвета». Новый образец не пользовался популярностью во флоте и неофициально назывался «лопатой». В августе 1987 года очередным приказом были изменены критерии дальнего похода, а в качестве материала для изготовления нагрудного знака указан томпак. Изготавливался на заводе «Победа».
После распада СССР нагрудный знак был переучреждён приказом Минобороны России № 123 от 21 марта 1996 года. Согласно приказу, им награждаются наиболее отличившиеся, высокодисциплинированные военнослужащие и гражданский персонал ВМФ за участие в дальних походах на кораблях и судах ВМФ при условии, что задачи успешно выполнены. Знак носится на правой стороне груди, награждение производится только один раз, в случае утраты новый нагрудный знак не выдаётся. По сравнению с образцами времён СССР флаг был изменён на Андреевский, поменялись силуэты надводного корабля и подводной лодки, а также был предусмотрен щиток, на котором должен гравироваться год похода.
В 1996 году отмечалось 300-летие Российского Флота. К юбилею были выпущены знаки «За дальний поход» с лентообразной подвеской, на которой размещались слова «ФЛОТУ РОССИИ» чёрным шрифтом, а между ними овальный красный щит с числом 300. Небольшая партия таких памятных знаков была изготовлена из серебра, на подвеске нанесено клеймо с пробой.
В 2009 году был выпущен вариант знака, вручавшегося по результатам учений «Запад-2009».

Критерии дальнего похода

• Для Черноморского флота — плавание за пределы проливов Босфор и Дарданеллы.
• Для Северного флота — плавание за пределы Баренцева моря.
• Для Балтийского флота — плавание за пределы Датских проливов.
• Для Тихоокеанского флота — плавание за пределами Охотского и Японского морей.
1957
• Участие в заграничных походах на боевых кораблях флотов с официальным визитом в иностранные порты, дальностью не менее 2000 миль от места базирования до пункта назначения.
• Участие в дальних походах на боевых кораблях флотов протяженностью не менее 4000 миль от места базирования до пункта назначения.
• Участие в непрерывном плавании не менее 30 суток.
1961
• Для Черноморского флота – плавание за пределами Средиземного моря.
• Для Северного, Балтийского флота и Ленинградской военно-морской базы — плавание в Атлантическом океане к юго-западу от линии мыс Фарвель (Гренландия) — Брест (Франция).
• Для Тихоокеанского флота – плавание за пределами 3000 миль от пункта базирования (выхода).
• Для всех кораблей и судов ВМФ — переход с одного театра на другой Северным морским путём.
1987
• Для всех кораблей и судов ВМФ — переход с одного морского театра на другой.
• Для подводных лодок — поход без захода в пункты базирования, составляющий по времени три четверти и более от полной автономности подводной лодки данного проекта;
• Для надводных кораблей 3-го ранга и судов водоизмещением до 1000 тонн — поход продолжительностью не менее 30 суток с выходом за пределы 500-мильной зоны от пункта базирования.
• Для надводных кораблей 1-го, 2-го ранга и судов водоизмещением более 1000 тонн — поход продолжительностью не менее 45 суток с выходом:
— кораблей и судов Северного флота – за пределы Норвежского моря;
— кораблей и судов Тихоокеанского флота — за пределы 3000-мильной зоны от пункта базирования;
— кораблей и судов Черноморского флота — за пределы Эгейского моря;
— кораблей и судов Балтийского флота и Ленинградской военно-морской базы — за пределы Северного моря.
• Специальным походом считается поход корабля (судна) с официальным визитом в порты иностранных государств, а также поход в особо сложных условиях.
В Российской Федерации
• Для всех кораблей и судов военно-морского флота — переход с одного морского театра на другой.
• Для подводных лодок — поход без захода в пункты базирования, составляющий по времени более половины от полной автономности подводной лодки данного проекта.
• Для надводных кораблей 3-го ранга и судов водоизмещением до 1000 тонн — поход продолжительностью не менее 30 суток с выходом за пределы 500-мильной зоны от пункта базирования.
• Для надводных кораблей 1-го, 2-го ранга и судов водоизмещением более 1000 тонн — поход продолжительностью не менее 45 суток с выходом:
— кораблей и судов Северного флота — за пределы Норвежского моря;
— кораблей и судов Тихоокеанского флота — за пределы 3000-мильной зоны от пункта базирования;
— кораблей и судов Черноморского флота и Новороссийского военно-морского района (до 1997 года) — за пределы Эгейского моря;
— кораблей и судов Балтийского флота — за пределы Северного моря.
Материал подготовлен научным сотрудником МБУ «Крымский краеведческий музей» Пуртулиди Н. В.

1

2