Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ СОЧЕЛЬНИК НА КУБАНИ

Рождество Христово во все времена был одним из самых почитаемых православных праздников. На Кубани празднование Рождества отмечалось широко и сопровождалось целым рядом обрядов и ритуалов.

Народные традиции передавались от поколения к поколению, и бережно сохраняются до сих пор.
Считали наши предки, что праздничный стол всему свету покажет, каков достаток в доме хозяина. По традиции резали к празднику кабана или барашка, гусей да индеек, варили холодец, колбасы делали, пекли пироги с мясом да фруктами. И хоть 7 января угощались казаки всевозможными яствами, накануне, 6 января, на стол ставили постные блюда.
Вечер накануне Рождества – Сочельник – считался днём усиленного приготовления к празднику, в это время готовились два главных обрядовых блюда: узвар и кутья. В основе кутьи – один из главных символов жизни зерно: пшеница, ячмень, кукуруза.
Точкой отсчёта праздничного времени считалось появление на небе первой звезды, какая-либо работа с этого момента запрещалась. “День свят, все дела спят” – говорили в народе. Появления первой звезды ждали с нетерпением дети, их радостное сообщение о ее появлении было сигналом для начала трапезы. Трапеза начиналась с общей молитвы, затем самый почитаемый член семьи поздравлял всех с праздником.
Ритуально значимыми событиями Рождества являлись: ношение вечери (кутьи) крёстным родителям и родственникам, рождествование и колядование. Самое главное праздничное блюдо готовила, конечно же, хозяйка дома. Бытовал, однако, по станицам обычай, чтобы первой мешала кутью старшая дочь. Выполнив эту почетную обязанность, девушка, держа в руке ложку, выходила на крыльцо. Долго стояла и прислушивалась, с какой стороны запоет петух. Именно в ту сторону, по поверью, должна она была поехать после замужества. Первая ложка кутьи полагалась главе семьи. Но прежде чем поднести ее ко рту, хозяин дома приглашал к столу Мороза. Взяв ложку с кутьей, отец семейства подходил к окну со словами: «Мороз, Мороз, иди до нас вечерять! Не морозь наших телят, курчат, гусят, поросят и нас!»
Заходя в дом, дети говорили: «Здравствуйте, с праздничком, с Рождеством Христовым! Папа и мама вечерю вам прислали». Хозяева пробовали кутью, а взамен докладывали свою. За принесенную вечерю детвору ожидали подарки: мелкие деньги, конфеты и орехи. Также девочкам дарили платки и кукол, а мальчикам — рубашки и деревянных коников.

К кутье обязательно полагалось сварить узвар-традиционный напиток рождественского стола. В его основе – сухофрукты и ягоды с добавлением мёда, которые не кипятятся, как для компота, а просто завариваются кипятком. При этом стоит отметить, что все блюда запивались только узваром и ничем другим. Закончив с готовкой, кутью и узвар ставили на покуть (место в хате, расположенное по диагонали от печи, обычно там сходились поставленные углом две скамьи) в Святой угол. Перед тем стлали в углу сено, а когда ставили кутью, квохтали, подражая курам, да приговаривали: «Узвар на базар, а кутя на покути! Кво-кво-кво!» Сено, на котором стояла кутья, после не выкидывали, а подкладывали в гнезда кур, чтобы те лучше неслись. В этом сене хозяин дома должен был отыскать шерстинку. В кубанских станицах считали, что в будущем году следует покупать скотину и птицу только того же цвета, что и найденная шерстинка, а живность другой масти не ко двору придется.
Стол украшался ветками ели, свечами, ленточками. В углу комнаты или в ее центре устанавливали украшенную елочку, под нее клали подарок каждому присутствующему. В крестьянских семьях в ожидании звезды все вместе читали молитву, старшие рассказывали детям о рождении Христа, о волхвах, дары приносящих.
Соблюдали казаки и еще один рождественский обычай, очень красивый. За две недели до праздника отец семейства срезал ветку вишни. На ней непременно должны были быть еще семь отростков. Веточку ставили в глиняный горшок с водой и размещали в Святом углу. И если к Рождеству она успевала расцвести, ожидало всю семью счастье и благополучие.
Материал подготовила научный сотрудник музея- Л.Корчинская.

1

2

3