Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«В названии каждой улицы своя история»- Улица имени Покрышкина

Крымский краеведческий музей предлагает вниманию всех, кто интересуется историей нашего города и района проект «В названии каждой улицы своя история», посвященный 160-летию города Крымска.

Имя маршала авиации, трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина увековечено в названии улицы города Крымска и его именем названа школа №24. Еще при жизни он стал национальным героем, легендой…
Судьба не баловала будущего аса и военачальника. Родился он 6 марта 1913 года в городе Новониколаевске (ныне Новосибирск), в семье рабочего. На берегу маленькой речки Каменки стоял домик Покрышкиных. В школу Саша пошел сразу во второй класс, вместо четвертого - в пятый, так как заинтересовался складыванием и вычитанием букв на доске - алгеброй. Решительно сказал, что хочет учиться здесь. Учительница разрешила, а вскоре Шура уже стал лучшим в классе. Математику он всегда считал «царицей наук». Именно в этом возрасте он «заболел» небом.
А пробудил мечту о полетах в сибирском пареньке агитсамолет Общества друзей воздушного флота. Вот как это произошло. «Десятилетним я увидел первый самолет, - это был агитсамолет, прилетевший в мой родной город... Не только мы, мальчишки, но и взрослые бежали к пустырю у военного городка, но разве можно нас, босоногих, обогнать? Дотронувшись до дюралевых крыльев, я открыл для себя мечту в жизни: только летать, быть летчиком. И эта мечта стала целью всей моей жизни. Вся она была подчинена претворению этой мечты в действительность. Но чтобы быть летчиком, надо иметь крепкое здоровье и высокую техническую грамотность. В школе меня мои соученики за мою еще в то время одержимость называли Сашка-летчик, чем я гордился».
«Сашка-летчик» стремится испытать себя в полете, пусть пока всего лишь с крыши сарая. Сначала прыгнул в бабушкиной юбке вместо парашюта, и от материнского наказания спасла любимого внука сама бабушка. Уже став постарше, Саша вновь, по воспоминаниям матери, «с ребятами сделал из фанеры да еще из чего-то большие крылья, приделал их к спине и прыгал с крыши...». Еще подростком, в один момент бросил курить, когда учительница показала ему в музее муляж легких курильщика: «С такими летчиком стать невозможно». После тяжелой простуды и плеврита врач предлагает Саше лечение — каждый жаркий день лежать на берегу Оби, греться, но к воде даже не подходить. И он выдержал такой соблазн в течение всего лета, болезнь отступила. Потом Покрышкин много раз переплывал Обь, а это несколько сот метров речной шири — расстояние, доступное далеко не каждому пловцу. Утром Саша выходит во двор, занимается гирями, делает гимнастику по книге «Моя система» датского спортсмена и тренера И. П. Мюллера. Посмеивались соседи и над обтиранием снегом в сибирский мороз и замысловатыми упражнениями. Но Покрышкина ничто не могло остановить. Если требовалось, он сам делал себе лыжи, коньки, шахматы, благо у него — золотые руки.
А с тринадцати лет Саша Покрышкин подрабатывал еще и подмастерьем у родного дяди Пети, лучшего кровельщика города, в строительных организациях Сибкрая.
Возможно, его мечта стать летчиком так и осталась бы мечтой. Но однажды на Красном проспекте, на газетной витрине, Саша увидел объявление о наборе в летную школу, куда принимали окончивших семилетку и имеющих специальность токаря, слесаря или столяра. О кровельщиках не упоминалось. Поэтому после окончания семилетки в 1928 году Покрышкин пришел учиться на слесарное отделение школы фабрично-заводского ученичества «Сибкомбайна». Это событие стало «великим переломом» в его жизни. В «Небе войны» он вспоминает: «Давний план медленно, но верно осуществлялся. Я торжествовал. Но мое появление дома в форме фабзавучника вызвало упреки. С раннего утра до четырех часов дня он учился на отлично в ФЗУ, потом шел на вечерний рабфак Института сельхозмашиностроения. Занимался также в кружке рационализаторов и изобретателей, где его звали Сашка-инженер. В то время он уже разработал проект нового пулемета! Изобрел юный Покрышкин и самоповорачивающиеся фары для автомобиля. Находилось время и для любимых занятий спортом. В 40-градусный мороз в плохонькой одежде и стоптанных ботинках он шел пройтись на лыжах по просторам новосибирского левобережья! Трудными были годы учебы в ФЗУ. Стипендия маленькая, от родителей помощи никакой. Зима, сибирский мороз такой, что кажется звенит воздух, а на ногах ботиночки, стоптанные летом. Распорядок дня был свой, очень жесткий.
«В комнате жили 16 человек. На первом этаже под нами был хлебный ларек. Как только к ларьку подъезжала подвода, мы всей комнатой с грохотом мчались по лестнице вниз. Нужно было спешить, чтобы нас не опередили другие. За разгрузку хлеба нам перепадала одна-другая буханка» - вспоминал А.И.Покрышкин.
Окончил ФЗУ «Сибкомбайнстроя» Покрышкин учился упорно, самостоятельно подбирая учебники и другие книги по авиации. С переходом на завод, уже как старший сын в семье помогал отцу прокормить мать, бабушку и учившихся в школе четырех братьев и сестру. И мечта начинает сбываться! В мае 1932-го года, он, поработав инструктором в школе ФЗУ, по комсомольской путевке отправляется в Пермскую военную авиационно-техническую школу. «Моей радости не было конца. В душе росла надежда: до заветной цели один шаг. В воображении я уже представлял себя в кабине боевого самолета...» - вспоминал А.Покрыщкин.
Но судьба распорядилась иначе. Летное отделение закрыли, и Покрышкин в декабре 1933 года оканчивает 3-ю Пермскую военную школу авиационных техников с отличием, в петлицах - кубики, на рукавах - птицы-нашивки. Одно лишь угнетало - крылья пересекались ключом и молотком. А потом не раз благодарил судьбу, что мог разобрать и собрать самолет буквально до винтика. Год спустя - курсы усовершенствования технического состава ВВС РККА имени Ворошилова. Сразу из Перми поехал в Ленинград, в Центральную школу авиационных техников РККА, где с большим желанием продолжил освоение авиационной техники. В декабре 1934 года, получив свидетельство об отличном окончании авиашколы, по приказу наркома обороны К.Е. Ворошилова Александр Покрышкин был направлен в Краснодар на должность авиационного техника в авиазвено связи 74-й Таманской стрелковой дивизии. Здесь, учась в аэроклубе ОСОВИАХИМа учился летать, впервые поднялся в небо на У-2 и стал летчиком. Прошло четыре напряженных года службы техником, затем старшим техником в Краснодаре. Там располагался штаб дивизии и звено связи. Работал на летном аэродроме на северной окраине станицы Крымской. Воентехник 2-го ранга Покрышкин настойчиво стал изучать теорию полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Он написал за эти годы тридцать девять рапортов командирам. Писал и наркому, Маршалу Советского Союза К.Е.Ворошилову, и начальнику ВВС РККА Я.И. Алкснису. Но воентехника не отпускали в летное училище. Однако желание летать, характер и воля победили. В сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодичную программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на «отлично» сдал экзамен. Трудным, тернистым был его путь в небо.
Он написал сороковой рапорт и к нему приложил аттестат об окончании аэроклуба. Это помогло ему добиться в ноябре 1938 года направления на учёбу в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени А.Ф. Мясникова, которую он окончил с отличием в ноябре 1939 года. Только к 25 годам он добился своего и стал летчиком-истребителем, окончив Качинское училище — знаменитую «Качу»!
В звании лейтенанта А. И. Покрышкин был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа. Полк базировался в Кировограде, а в 1940 году был передислоцирован в Бельцы (Молдавская ССР). С этого времени началась летная биография. Осенью 1940 года Покрышкина направляют на курсы подготовки командиров авиазвеньев, знаменитые среди летчиков в то время «тираспольские курсы», где он просто-напросто перепугал руководство своим новаторством. Каждый его учебный полет отличался от других. Начальник курсов нередко говорил со злостью: «Покрышкин! Если будешь так летать. То голову снимешь». Иногда даже его отстраняли от полетов. А сибиряк Покрышкин уже вносил новые элементы в тактику истребительной авиации.
В мае 1941 года истребительный авиационный полк, в котором служил Покрышкин, прошел перевооружение с бипланов И-15 и И -153 на МиГ-3. Он в числе первых начал освоение этой машины, скрупулезно оценил ее все достоинства, отметил конструктивные недостатки.
Первое боевое задание - вылететь звеном и разведать наличие самолетов противника на аэродромах Яссы и Романы. За выполненное задание (обнаружили большое скопление самолетов разных типов - более двух сотен) - первая благодарность.
И уже 23 июня открывает счет - сбивает первый МЕ-109, при разведке переправ через реку Прут, он в паре с Семеновым встретил пять фашистских Ме — 109. И в первой атаке на ведомого, на выходе из пикирования, короткими очередями он поджог один немецкий истребитель, но сам попал под удар фашиста. Удалось уйти на бреющем полете и посадить боевую машину с повреждениями на свой аэродром. В конце 1941г основная боевая работа Покрышкина - разведчик, способный дать достоверную информацию командованию Южного фронта. В ноябре в условиях, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, на бреющем полёте Покрышкин в одиночку (перед этим с тем же заданием вылетели два истребителя И-16 и не вернулись) находит в районе Ростова-на Дону основную группировку танковой армии генерала фон Клейста - более 200 машин. Погода нелетная, видимость не более 50 метров. За этот подвиг он награжден орденом Ленина.
В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. Летал на истребителе МиГ- 3. Выполнял задания по штурмовке вражеских войск, разведке, вел воздушные бои. До осени 1942 года летал на МиГ-3, И-16, Як-1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P-39 "Аэрокобра". Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью. Александр Иванович упорно учился на своем горьком опыте и опыте своих друзей. Его дважды сбивали. Первый раз — 3 июля 1941 года над Прутом огнем зенитной артиллерии; к тому времени он одержал не менее пяти побед. Самолет в ходе приземления на опушке леса был разрушен, летчику несмотря на поврежденные ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. Находясь в санчасти после приземления подбитой машины на лесную опушку, он завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Заметки, вырезки, схемы стали началом покрышкинской науки. Тетрадь была сохранена М.К.Покрышкиной, женой Александра Ивановича, и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил.
Второй раз самолет А.Покрышкина был подбит 5 октября 1941 года в ходе активных боев, когда он вновь и вновь участвовал в разведке и штурмовках, в районе Запорожья. Пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полёта была внезапно атакована четвёркой Ме-109. Лишившись ведомого, советский лётчик в одиночку сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолете попытался выйти из боя. Три оставшихся Ме-109 бросились в погоню, один за другим расстреливая беззащитный "МиГ". "Перед самой землёй, - вспоминал А. И. Покрышкин, - мотор заглох, выравниваю самолёт и иду на приземление "на живот". В поле зрения земля, железнодорожная будка, девочка гонит прутом корову. Такая мирная картина. И вдруг дробь по бронеспинке. Но подныривать под трассу уже нельзя - не позволяет земля. В самолёте раздаются взрывы, и он, с перебитым управлением, идёт к земле. Грохот... Удар головой о приборную доску - и я теряю сознание…". Приземлившись в поле, он пытался вывезти свой истребитель на грузовике, но, оказавшись в окружении, был вынужден сжечь его. С боями во главе группы красноармейцев лётчик вышел к своим. «Подвиг требует мысли, мастерства и риска» - таким было кредо легендарного летчика, которого Герой Советского Союза известный пилот и писатель М.Л.Галкай точно назвал «мыслителем в нашем деле». Летом 1942 года Александр Покрышкин вместе с пилотом биплана У-2 прилетел в Ставрополь. Они обнаружили на пустом аэродроме исправный истребитель МИГ-3, и тут летчики узнали, что город захвачен немцами. Тогда Покрышкин решил угнать истребитель. Самолет взлетел, когда на аэродром уже въезжали немецкие мотоциклисты.
"Пролетая над самыми крышами домов Ставрополя, я увидел на улицах десятки танков с крестами на бортах. Вот когда мне стало по-настоящему страшно и за нашу непродуманную посадку, и за все действия на аэродроме.
Покрышкин доказал, что он способен вести бои на любом самолете: до весны 1943 года на Як-1 он одержал 7 побед. И все же полностью талант Александра Ивановича как выдающегося тактика воздушной войны раскрылся во время боев на Кубани. С самого начала войны он удивлял своих друзей тем, что по вечерам, в нелетную погоду, в любую свободную минуту он доставал объемистый блокнот и делал там какие-то записи, чертил схемы. Блокнот назывался "Тактика истребительной авиации". К 1943 году накопленного в боях опыта было достаточно для подтверждения его теорией, и это было с блеском продемонстрировано Покрышкиным в кубанском небе.
Самолёт – истребитель, пилотируемый А. Покрышкиным, наводил ужас на вражеских лётчиков. Уже одно его появление в воздухе вызывало среди них страх и панику. Хваленые фашистские асы не выдерживали его атак. Одни из них гибли от его метких очередей, а другие, трусливо покидали поле боя и после этого уже не решались вступать в поединок с истребителем, на фюзеляже которого с левой стороны было уже больше тридцати красных звёздочек - число сбитых вражеских самолётов.
Он был выдающимся организатором воздушных боёв. Командуя эскадрильей, полком, а затем дивизией, Покрышкин смело принимал самые неожиданные решения в самых сложных ситуациях фронтовой действительности. Обладая ясным слогом, А.С.Покрышкин сам выступает в военной печати, где пишет о созданной им знаменитой «формуле грозы»: «Высота-скорость-маневр-огонь!», о «Кубанской этажерке», о «соколином ударе», о новом методе патрулирования на больших скоростях по принципу движения маятника часов и других тактических новшествах. Покрышкин известен был также личными модификациями, которые он вводил в самолётах, на которых воевал. Например, вооружение «Аэрокобры» (автоматы, пушка) им было приспособлено для ведения огня при нажатии на один спуск. Такой «салют» был смертелен для противника.
До конца войны А. Покрышкин оставался единственным трижды Героем Советского Союза. Генерал-лейтенант Хрюкин в 1943 году, представляя его к званию Героя Советского Союза, в наградном листе написал: «Храбрый из храбрых, вожак, лучший советский ас».
После войны Александр Покрышкин остался в военной авиации. В 1972 году стал маршалом авиации.
Скончался прославленный маршал 13 ноября 1985 г., похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.
Материал подготовила научный сотрудник музея — Корчинская Л.Ю.

1

2

3

4

5

6