Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«В названии каждой улицы своя история» - Улица Ани Высоцкой

Крымский краеведческий музей предлагает вниманию всех, кто интересуется историей нашего города и района проект «В названии каждой улицы своя история», посвященный 160-летию города Крымска.

Многие улицы названы в честь писателей и поэтов, композиторов, коммунистических деятелей, знаменательных дат и событий, героев гражданской и Великой Отечественной войн. Но немногие знают, кто эти люди, что за подвиг совершили и за что должны быть благодарны им потомки. Крымчане преклоняются перед подвигом и мужеством советских воинов, отдавших жизни за освобождение нашего любимого города от немецко-фашистских захватчиков. В названиях улиц- их биографии, характеры, память о прошлом, жизнь нашего города, района. Давать улицам имена героев- давняя традиция. Сменяются поколения, жизнь идёт вперед, и имена на табличках домов становятся привычной частью топонимики города. Адресом, куда приедет такси, принесут письма и газеты. Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали -значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».
Возможно ли будущее без прошлого? Прошлое это наша история. А история оставляет свой след. Можно ли узнать историю своего города, путешествуя по его улицам, встречаясь с его старожилами, изучая экспонаты в Крымском краеведческом музее? Конечно да! Тогда приглашаем в проект «В названии каждой улицы своя история».
Улица в честь Гвардии младшего лейтенанта, лётчицы полка ночных бомбардировщиков Высоцкой Анны Григорьевны – село Русское.
В небе над Крымским районом в составе 4-й воздушной армии воевали летчицы 46-го гвардейского авиаполка легких ночных бомбардировщиков. Единственный в мире полк, состоявший из молодых женщин и юных девушек, с первых боевых вылетов в начале июня 1942 года и до последнего дня войны прошел славный боевой путь от Кавказа до Германии. В феврале 1943 года за успешное выполнение боевых задач, за личное мужество и храбрость каждому полку было присвоено звание «Гвардейский», а за участие в освобождении Таманского полуострова - почетное наименование «Таманский». Полк, награжденный орденами Красного знамени и Суворова третьей степени, был сформирован в напряженные дни битвы за Москву по инициативе Героя Советского Союза Марины Расковой, участницы беспосадочного перелёта на самолёте "Родина" по маршруту Москва - Комсомольск - на – Амуре в 1938 году. Совсем еще юные девчонки, вчерашние школьницы, студентки, все как один, откликнулись на призыв прославленной летчицы.
Свои боевые вылеты летчицы совершали в ночное время на маленьких самолетах У-2 (переименованных в 1944 году в ПО-2 - в честь конструктора Николая Николаевича Поликарпова). Великолепные летные качества самолета позволяли нашим летчицам выполнять самые разные боевые задачи. Самолет мог обходиться без взлетных полос. Ему было достаточно небольшой ровной поляны для того, чтобы сесть или взлететь, был прост в управлении. двухместный самолет деревянной конструкции сооружался из сосны и фанеры. Фюзеляж, крылья и хвостовое оперение были обтянуты тканью перкаль (тонкая плотная хлопчатобумажная ткань, применяемая в технике). В конструкции самолета были и недостатки: не было связи с землей, не было парашютов, и, если в самолет попадал снаряд, он мгновенно загорался. Единственным сигналом беды была красная ракета, выпущенная штурманом.
Одной из самых ярких страниц боевого пути полка было участие в операциях по прорыву «Голубой линии». Особенно трагической была ночь с 31 июля на 1 августа 1943г. В эту ночь за каких-то полчаса погибло 8 девушек летчиц, 4 экипажа. Неся большие потери от «ночных ведьм», немецкое командование применило новую тактику. Ловили «По-2» прожекторами. В это время истребители подходили к самолёту и расстреливали его в упор. Вот как рассказывала об этом Герой Советского Союза Попова Надежда Васильевна – бывшая летчица 46-го авиаполка. «Полк стоял в станице Ивановская. Мы делали за ночь по несколько боевых вылетов. На этот раз фашисты подозрительно молчали. Я свободно достигла намеченной цели и сбросила бомбы на фашистский объект. В это время взметнулись лучи прожекторов. Совсем рядом в их цепкие щупальца попался «По-2». Раздался легкий треск. Самолет загорелся как факел и рухнул. Через несколько минут тоже самое случилось с другим самолетом. Вдруг меня ослепило. Я поняла, что мой самолет попал в перекрестие прожекторов. К этому времени я была уже опытной летчицей и знала, как уйти. Наступило какое-то оцепенение. Меня бросило в холодный пот. Еще несколько секунд и вражеские истребители уничтожат мой самолет. Я почти инстинктивно резко подала самолет вниз и в сторону, к линии фронта. Прожектора скользнули с самолета, а потом стали яростно метаться, разрезая ночную мглу. Но напрасно. Мой самолет уже пересек линию фронта и взял курс на Ивановскую. А позади на фашистской территории горели 4 «По-2». Так погибли Аня Высоцкая, и Галя Докутович, Женя Крутова и Лена Саликова, Ира Каширина и Варя Полунина, Соня Рогова и Женя Сухорукова.
Аня Высоцкая родилась в городе Казатин Винницкой области на Украине. Девочку рано стала привлекать авиация. Её старший брат Яков работал инструктором по парашютному и планерному спорту в дорожно-транспортном совете Осоавиахиме. Его рассказы приводили сестру в восторг. С четырнадцати лет Аня начала заниматься планеризмом, часто бывала на парашютной вышке. Аня упорно шла к поставленной цели. В 1937 году окончила школу. В родном Казатине аэроклуба не было, и Аня уезжает в Ереван к тете. Начинает работать библиотекарем в Ереванском аэроклубе и поступает одновременно учиться на пилотское отделение. После окончания теоретического курса все экзамены сдала на отлично и, счастливая, начала осваивать практические полеты. В июле 1939 года инструктор выпустил в первый самостоятельный полет упорную ученицу. После нескольких полетов Аня еще тверже, чем прежде, решила посвятить жизнь авиации. Она совершенствует свое летное мастерство, становится летчиком-инструктором. Она думала поступать в авиационный институт и, учась, продолжать полеты в аэроклубе. Эти планы нарушила война.
В 1941 году Аня ушла на фронт. Вместе с ней были зачислены в ряды Красной Армии три её брата — Яков, Антон и Леонид. Домой вернулся только Яков. Высоцкая была зачислена 145-ю отдельную авиаэскадрилью, выполнявшую задания командования по связи и базировавшуюся в Тбилиси. Затем перешла в женский 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Стала лётчицей в звене Марины Чечневой.
«Аню зачислили в мое звено, и мы очень быстро подружились. Она мне сразу понравилась, да и не только мне, — весёлая, неунывающая, всегда с милой улыбкой, всегда готовая помочь. Аню отличала активная доброта, внимание к людям. Её не надо было просить о помощи, она сама сразу замечала, когда кому-то было трудно, и спешила сделать все, что могла. До боевых вылетов было ещё далеко. Нужно пройти тренировки в дневных условиях — полёты по кругу, в закрытой кабине по маршруту. Потом перешли к тренировочным ночным полётам. В начале 1943 года наш фронт перешёл в наступление. Мы наносили бомбовые удары по отступающему противнику в Ставрополье. Напряжённая обстановка заставляла летать в любую погоду. Но как только появлялось «окно», мы вместе с командиром эскадрильи Татьяной Макаровой тренировали новую летчицу. Не все сразу получалось у Ани, но её отличало огромное терпение и трудолюбие. Упорно преодолевая трудности, она училась мастерству у опытных летчиц. Кроме летной учебы у младшего лейтенанта Высоцкой было немало обязанностей: дежурство на старте и по полку, быть часовым и оперативным дежурным, приходилось помогать и техникам в подготовке машин к очередной боевой ночи, когда экипажи отдыхали после полетов. Все эти обязанности Аня выполняла. Ей была свойственна глубоко сознательная внутренняя дисциплина. Даже в наших дружеских разговорах— беседах по душам она никогда не высказала недовольства, что вот, мол, она- лётчик, а выполняет другие обязанности. Но что бы ни делала Аня, она с нетерпением ждала дня, когда ей доверят боевой самолёт, чтобы вместе с подругами громить ненавистного врага. Надо было видеть её глаза, когда она провожала экипажи на старте. И вот, наконец, этот день пришёл и принёс с собой сразу же такое трудное испытание. Ну что ж, лейтенант Высоцкая выдержала его с честью». (Чечнева М. П. «Ласточки» над фронтом.)
В ту страшную ночь экипаж Ани Высоцкой и Гали Докутович летел на задание вторым. Они не успели сбросить бомбы на цель, когда их «По-2» загорелся. Взрывной волной самолёт и летчиц разнесло буквально на куски. И было это в поле недалеко от села Русское. Останки двух девушек захоронены в братской могиле.
Ветераны 46 женского авиаполка вспоминают Аню весёлой, задорной, бесстрашной девушкой. Многим запомнилось, как любила она в минуты отдыха мелодичные украинские песни.
Она успела в жизни так мало-ей было всего 22 года. Погибла на территории Крымского района, сделав лишь 19 боевых вылетов, не успев вкусить радости побед, не успев испытать счастья любви и материнства.
Погибшим в Крымском районе летчицам не были присвоены высокие награды, но разве от этого их подвиг меньше, ведь они отдали за Родину самое дорогое, что у них было – свои жизни. Вечная память погибшим за Родину!
Материал подготовила научный сотрудник музея — Л.Корчинская.

2

3

4

5

6

7