Фонды МБУ «Крымский краеведческий музей» пополнились интересным экспонатом
- Подробности
- Опубликовано 30.03.2022 08:12
Фонды МБУ «Крымский краеведческий музей» пополнились интересным экспонатом - тарелкой из знаменитого кузнецовского фарфора.
Тарелка диаметром 22,3 см с растительно-геометрическим орнаментом сине-зеленного цвета по краям тарелки и по центру. По краю орнамент идет широкой полосой повторяясь четырехкратно. На оборотной стороне расположено клеймо «ТМ М. С. Кузнецов вь Будахъ» . Завод в Будах начал работу в 1887 году и стал четвертым заводом империи Кузнецова. Сначала на заводе изготавливали полуфаянсовые изделия, товары для домашнего хозяйства, декоративную керамику широкого потребления, в 1894 году завод начал выпускать фарфоровую продукцию. Клейма этого завода выполнялись зелеными надглазурными красками.
А сейчас немного поговорим о истории кузнецовского фарфора. Это одна из самых узнаваемых марок не только в России, но и в мире. Несмотря на свой возраст он манит нас красотой, изяществом форм, плавностью линий. Предметы этой фабрики, являющиеся, несомненно нашей гордостью, пропитаны историей, духом минувшей эпохи и кропотливым трудом, работавших над их созданием мастеров. В 1832 году, в Дулеве появился фарфоровый завод, ставший к началу ХХ века самым крупным в России и одним из лучших в Европе. Его владельцы Кузнецовы, выходцы из гжельских крестьян-старообрядцев, создали к концу XIX века могучую фарфоровую империю. Дед самого известного в Российской империи фарфорового фабриканта Матвея Кузнецова - Терентий Яковлевич, бывая на базарах и ярмарках, не мог не замечать, что на красивую и аккуратно изготовленную фарфоровую посуду в России был большой неудовлетворенный спрос. Продукцию кустарных мастерских из-за дешевизны раскупали крестьяне, но люди побогаче от нее отворачивались. Десятилетиями кустари гнали на рынок неряшливую, непрочную посуду. Предприятие в Дулеве, открытое Кузнецовым и выпускающее качественную продукцию, работало как отлаженный механизм, кроме того, семейным стилем стало постоянное расширение дела. Сидор Терентьевич основал завод в Риге - топлива там было достаточно, а Рижский порт давал широкие возможности для завоза материалов и вывоза продукции. Выбор на Риге был остановлен еще и потому, что там обосновалась сильная и спаянная община старообрядцев. И завод он построил, чтобы обеспечить единоверцев работой. Власти вскоре выделили для нового производства обширный участок земли на окраине Риги, где со временем выросла Московская улица, застроенная зданиями кузнецовской фабрики и домами для рабочих, вывезенных из Гжели. Кузнецовы вели торговые и производственные дела с расчетом. Организовав производство в Риге, они стали продавать посуду по демпинговым ценам и быстро ликвидировали все конкурирующие мелкие производства. При Матвее Сидоровиче Кузнецове завод рос год от года, расширялся его ассортимент. Стали выпускать фарфор, полуфаянс, майолику - все, что требовал рынок: писсуары, умывальные доски, ванны, печи и камины, как говорилось тогда, на любой кошелек. Когда Россия начала электрифицироваться, фабрики Кузнецова стали выпускать изоляторы. Не прекращал Кузнецов и поиск лучших в стране специалистов, переманивая их к себе. Интересовали его не только художники и формовщики, но и управленцы. Понимая, что социальные проблемы- прямой путь к пьянству среди рабочих, и как следствие –ухудшение качества продукции на заводе - было решено устроить новое жилье, открыть школы, больницы, библиотеки и читальни, уничтожить или удалить от заводов питейные заведения. При фабрике возвели Храм - религиозность рабочих укрепляла производственную дисциплину. Рассказывают, что для укрепления религиозных чувств Матвей Кузнецов прибегал к разного рода приемам. Например, только что нанятым рабочим дарили Библию, и как-то Матвей Сидорович зашел в дом старого рабочего и спросил: "Читаешь ли Писание?" Тот, конечно же, солгал, мол, читаю. Тогда Кузнецов незаметно вложил в книгу 25-рублевую купюру, а через некоторое время снова наведался к тому же рабочему и показал пролетарию не найденные им деньги. С тех пор, получив в подарок от хозяина Библию, рабочие если и не читали ее, то хотя бы скрупулезно пролистывали. Конечно, для управления персоналом использовались и экономические рычаги. На рижской фабрике лучшим сотрудникам от имени хозяина дарили посуду. Однако, чтобы не возникало желания ее немедленно продать, на подарочных чашках и тарелках не ставили заводского клейма. Надо сказать, что для обновления производственных зданий и оборудования ловко использовались ресурсы страховых компаний. Старые деревянные цеха, склады набивались битым, бракованным фарфором и поджигались. Полученная страховка позволяла выстроить новые кирпичные корпуса. Показательна история сторожа Ивана Семенова, который, будучи ночью на посту, заметил пламя в одном из деревянных зданий, примыкавшем к "белой конторе". Сторож созвал людей, пожар погасили. Утром приехал из Москвы Кузнецов. Сторож упал ему в ноги: "Намедни пожар у нас случился. Углядел я, погасили огонь и добро ваше спасли". Хозяин отправил Ивана к управляющему за наградой. Тот уволил сторожа, объяснив жестокое решение: "Не суй своего носа куда не положено. Раз загорелось, значит, так судьбе угодно …» Зато новые, создаваемые с нуля фабрики строились в соответствии с достижениями технического прогресса, были электрифицированы все цеха, проведены телеграф и телефон. А Дулевский завод перед первой мировой войной стал по своему техническому оснащению одним из лучших в Европе. Одной из сильных сторон Кузнецова-коммерсанта была всегдашняя осведомленность о вкусах и потребностях покупателей. Еще при деде Терентии Яковлевиче было взято за правило рассылать по ярмаркам приказчиков и доверенных лиц - изучать спрос и отправлять на заводы заказы на ходовую посуду. Видя, как успешно идут дела у завода А. Г. Попова, специализировавшегося на трактирной посуде, Кузнецовы взялись выпускать предельно декоративный фарфор для отечественного "общепита". Таким же аляповато - ярким был и фарфор для ближневосточного рынка, где к началу ХХ века Кузнецов стал продавцом-монополистом. Когда во второй половине XIX века растущему сословию предпринимателей захотелось иметь утварь как у аристократов, но подешевле, кузнецовскую продукцию стали стилизовать под западноевропейский фарфор. А чтобы удовлетворить спрос на чашки и тарелки, кричащие о богатстве их владельца, на Дулевском заводе начали покрывать посуду изнутри золотом сплошь или наполовину - она получила название "золотое нутро или полунутро". Однако эти приемы не позволяли Кузнецову обосноваться на самом прибыльном сегменте рынка - высокохудожественной и потому дорогой посуды. Оставался единственный выход: завладеть производителем посуды высшего класса - заводом Гарднера в Вербилках. В апреле 1892 года завод Гарднера стал собственностью Кузнецова, Но самое главное - был составлен особый договор, по которому Кузнецов мог ставить на изделиях, вывесках, счетах клеймо фирмы "Гарднер", ее награды и медали, что очень помогало сбыту дорогой продукции. В итоге в новый век Кузнецов вступил в качестве самого маститого производителя фарфорофаянсовых изделий в России и в 1902 году получил звание поставщика императорского двора. Все самые выгодные заказы предлагались прежде всех ему. И именно кузнецовские кружки с императорскими гербами должны были раздавать народу на Ходынском поле во время коронационных торжеств 1896 года. В 1911 году Матвея Кузнецова не стало. А шесть лет спустя, в 1917 году, не стало и названного его именем товарищества. Заводы товарищества пережили непростые времена, но, восстановленные после гражданской войны и разрухи, выпускали все тот же кузнецовский фарфор и фаянс с добавлением в ассортимент агитационного фарфора и посуды с ликами вождей. Запаса прочности, заложенного Матвеем Кузнецовым, хватило не на один десяток лет, и к обновлению и расширению производства приступили только в 1930-е годы. А произведения выращенных при Кузнецове художников еще много лет приносили советским фарфоровым заводам медали и призы на международных выставках.
В фондах МБУ «Крымский краеведческий музей» хранятся и другие экспонаты производства Кузнецовых, некоторые вы можете увидеть в торговой лавке в зале «Краеведения».
Материал подготовлен научным сотрудником МБУ «Крымский краеведческий музей» Пуртулиди Н. В.