Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

В названии каждой улицы своя история. Улица Саликовой Е.К.

#КраснодарскийкРАЙ

Крымский краеведческий музей предлагает вниманию всех, кто интересуется  историей нашего города и района новый проект «В названии каждой улицы своя история», посвященный 160-летию города Крымска.

Многие улицы названы в честь писателей и поэтов, композиторов, коммунистических деятелей, знаменательных дат и событий, героев гражданской и Великой Отечественной войн. Но немногие знают, кто эти люди, что за подвиг совершили и за что должны быть благодарны им потомки. Крымчане преклоняются перед подвигом и мужеством советских воинов, отдавших жизни за освобождение нашего любимого города от немецко-фашистских захватчиков. В названиях улиц- их биографии, характеры, память о прошлом, жизнь нашего города, района.Давать улицам имена героев- давняя традиция. Сменяются поколения, жизнь идёт вперед, и имена на табличках домов становятся привычной частью топонимики города. Адресом, куда приедет такси, принесут письма и газеты.Академик Д.С. Лихачев говорил: «Если человек не любит хотя бы изредка  смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали -значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране».

Возможно ли будущее без прошлого? Прошлое это наша история. А история оставляет свой след. Можно ли узнать историю своего города, путешествуя по его улицам, встречаясь с его старожилами, изучая экспонаты в Крымском краеведческом  музее? Конечно да! Тогда приглашаем в проект «В названии каждой улицы своя история».

Улица названа в честь Гвардии сержанта, лётчицы полка ночных бомбардировщиков Саликовой Елены Константиновны в  селе Русском.

В небе над Крымским районом в составе 4-й воздушной армии воевали летчицы 46-го гвардейского авиаполка легких ночных бомбардировщиков. Единственный в мире полк, состоявший из молодых женщин и юных девушек, с первых боевых вылетов в начале июня 1942 года и до последнего дня войны прошел славный боевой путь от Кавказа до Германии. В феврале 1943 года за успешное выполнение боевых задач, за личное мужество и храбрость каждому полку было присвоено звание «Гвардейский», а за участие в освобождении Таманского полуострова - почетное наименование «Таманский». Полк, награжденный орденами Красного знамени и Суворова третьей степени, был сформирован в напряженные дни битвы за Москву по инициативе Героя Советского Союза Марины Расковой, участницы беспосадочного перелёта на самолёте "Родина" по маршруту Москва - Комсомольск - на – Амуре в 1938 году. Совсем еще юные девчонки, вчерашние школьницы, студентки, все как один, откликнулись на призыв прославленной летчицы.

Свои боевые вылеты летчицы совершали в ночное время на маленьких самолетах У-2 (переименованных в 1944 году в ПО-2 - в честь конструктора Николая Николаевича Поликарпова). Великолепные летные качества самолета позволяли нашим летчицам выполнять самые разные боевые задачи. Самолет мог обходиться без взлетных полос. Ему было достаточно небольшой ровной поляны для того, чтобы сесть или взлететь, был прост в управлении. двухместный самолет деревянной конструкции сооружался из сосны и фанеры. Фюзеляж, крылья и хвостовое оперение были обтянуты тканью перкаль (тонкая плотная хлопчатобумажная ткань, применяемая в технике). В конструкции самолета были и недостатки: не было связи с землей, не было парашютов, и, если в самолет попадал снаряд, он мгновенно загорался. Единственным сигналом беды была красная ракета, выпущенная штурманом.

С февраля по сентябрь 1943 года авиаполк принимал участие в освобождении Кубани. За этот период полк совершил 4420 боевых вылетов. На населенные пункты Молдаванское, Русское, Ново-Крымское было сделано 493 боевых вылета. Одной из  самых ярких страниц боевого пути полка было участие в операциях по прорыву «Голубой линии».  Особенно трагической была ночь с 31 июля на 1 августа 1943г. В эту ночь за каких-то полчаса погибло 8 девушек летчиц, 4 экипажа. Неся большие потери от «ночных ведьм», немецкое командование  применило новую тактику. Ловили «По-2» прожекторами. В это время истребители подходили к самолёту и расстреливали его в упор. Вот как рассказывала об этом Герой Советского Союза Попова Надежда Васильевна – бывшая летчица 46-го авиаполка. «Полк стоял в станице Ивановская. Мы делали за ночь по несколько боевых вылетов. На этот раз фашисты подозрительно молчали. Я свободно достигла намеченной цели и сбросила бомбы на фашистский объект. В это время взметнулись лучи прожекторов. Совсем рядом в их цепкие щупальца попался «По-2». Раздался легкий треск. Самолет загорелся как факел и рухнул. Через несколько минут тоже самое случилось с другим самолетом. Вдруг меня ослепило. Я поняла, что мой самолет попал в перекрестие прожекторов. К этому времени я была уже опытной летчицей и знала, как уйти. Наступило какое-то оцепенение. Меня бросило в холодный пот. Еще несколько секунд и вражеские истребители уничтожат мой самолет. Я почти инстинктивно резко подала самолет вниз и в сторону, к линии фронта. Прожектора скользнули с самолета, а потом стали яростно метаться, разрезая ночную мглу. Но напрасно. Мой самолет уже пересек линию фронта и взял курс на Ивановскую. А позади на фашистской территории горели 4 «По-2». Так погибли Аня Высоцкая, и Галя Докутович, Женя Крутова и Лена Саликова, Ира Каширина и Варя Полунина, Соня Рогова и Женя Сухорукова.

Экипаж Жени Крутовой и Лены Саликовой вылетел на задание первым. Бомбы, сброшенные экипажем, точно легли в цель. И тут же самолет был атакован немецким истребителем. Подруги видели, как горел самолёт Жени и Лены, как отчаянно старались девочки сбить пламя..Перед самой землей из кабины штурмана вылетела красная ракета, и в ту же минуту «По-2» пылающим факелом врезался в землю. Это было вблизи села Русского.

Долгое время о судьбе девушек точно ничего не знали. Лишь после войны комиссару полка Евдокие Яковлевне Рачкевич удалось найти свидетельницу того ночного боя. Ею оказалась Надежда Герасимовна Кузнецова, которая в детстве жила на Кубани. Она рассказала, что видела как горел упавший самолёт. Спустя некоторое время они с сестрой пробрались к месту катастрофы. Самолет был сильно исковеркан. Рядом лежали две мёртвые девушки в лётных комбинезонах. Одна высокая, широкая в плечах, черноволосая. Другая -небольшая, хрупкая, блондинка. Шлемы и ремни с пистолетами были с них уже сняты, вероятно гитлеровцами. Надя прокралась в полусгоревшее село. Вернулась с лопатой и куском материи. Девочки перенесли лётчиц в неглубокий окоп, который был поблизости, накрыли им лица и быстро закопали..

Когда Евдокия Яковлевна разложила на столе фотографии лётчиц и штурманов, погибших в ту ночь, Надежда Герасимовна Кузнецова без колебаний указала на снимок Жени Крутовой и сказала, что это одна из двух девушек, которых она с сестрой схоронила в поле за селом (М.Чечнева).

Лена Саликова родилась в 1920 году в посёлке Идрица в Себежском районе, Псковской области. В 1942 году была призвана райвоенкоматом Молотовской области (ныне  Пермской) и направлена на Кавказ в техническую авиационную школу. По её окончании получила специальность моториста. В декабре 1942 года всех распределили по воинским частям, а отличников учёбы в качестве награды отправили на фронт. Лена Саликова вместе с Таней Костиной, Лидой Лошмановой и Галиной Беспаловой попала в  женский авиаполк под командованием Евдокии Бершанской. Прибыв в полк, Лена начала заниматься в группе подготовки штурманов. Сдав экзамены на штурмана, Лена была зачислена в экипаж Евгении Крутовой. Вместе с ней они решили: «Если подобьют и не перетянем к своим, будем пикировать в гущу врагов».С мая 1943 года  полк базировался на станице Ивановская. Оттуда в ночь с 31 июля  на 1 августа  и вылетел на боевое задание в составе эскадрильи Татьяны Макаровой  экипаж Крутовой-Саликовой.

Лене едва исполнился 22 года. Она не успела стать врачом или педагогом, женой, матерью...Она успела лишь одно: ценою собственной жизни защитить небо Кубани. Похоронена Елена Константиновна в братской могиле в селе Русском.

Вечная память погибшим за Родину!

Материал подготовила научный сотрудник музея - Л.Корчинская.

1

2

3

4

5

6

7