В названии каждой улицы своя история. Улица Кочергина Г.К.
- Подробности
- Опубликовано 30.05.2022 11:02
Крымский краеведческий музей предлагает вниманию всех, кто интересуется историей нашего города и района проект «В названии каждой улицы своя история», посвященный 160-летию города Крымска.
В небе над нашим районом воевал Герой Советского Союза Григорий Кочергин. Лейтенант, командир звена 502-го штурмового авиационного Таманского полка. Погиб в районе станицы Крымской. Его имя увековечено в названии улицы города Крымска.
Родился он в 1922 году в селе Беловежи Первые ныне Бахмачского района Черниговской области Украины.
Знойным летним днём 1934 года 27-й Краснознамённый стрелковый полк 9-й Донской дивизии возвращался со стрельбища в лагерь. Красноармейцы обратили внимание на худенького мальчугана, который с восхищением смотрел на загорелые лица бойцов. Командир части дал задание подчинённому выяснить, почему мальчишка один в степи. Вечером старшина доложил: «Сирота. Высажен из поезда как безбилетник. - И, как бы намекая на что-то, вздохнул. - Некуда деваться мальчонке. Зовут Гришей Кочергиным, родом с Черниговщины. Отец и мать умерли. В Ростов приехал «зайцем».
Наутро в штабе состоялось необычное совещание. Решили усыновить Гришу. Так мальчик стал сыном полка. Началась его военная биография. Осенью подразделение вернулось в Ростов. Гриша пошёл в школу. Заботой и лаской окружили его бойцы. Когда мальчик возвращался с занятий, спрашивали, как дела, напутствовали: «Смотри, сынок, не урони воинской чести!». Большое количество хороших друзей появилось у Гриши. Многие из них посещали занятия в Ростовском аэроклубе. Их рассказы об аэродроме, о самолётах и замечательной профессии лётчика увлекли сына полка. Он записался в аэроклуб. А вскоре паренёк окончил школу и поступил в авиационное училище. Было это в 1938 году. Два года напряжённой учёбы. Затем после Таганрогского училища военных пилотов способного юношу оставили работать при училище в должности инструктора.
Войну он встретил в 677-м легко-бомбардировочном авиаполку. Сразу же стал заядлым «ночником». С первых дней лейтенант Григорий Кочергин показал себя высококвалифицированным мастером молниеносных штурмовых ударов.
Будучи умельцем и новатором, Кочергин при активной помощи механиков и техников переделал свой одноместный самолёт Ил-2 в двухместный: в задней части кабины он выкроил место для стрелка и оборудовал турель для авиационного пулемёта. На боевые задания в качестве воздушных стрелков с ним летали механики по вооружению, комсомольские активисты. Отважный лётчик-штурмовик успешно громил технику и живую силу противника, а попытки истребителей неприятеля сбить его были обречены на неудачу. А вскоре началось массовое переоборудование одноместных Ил-2 в двухместные, уже в заводских условиях.
Только в 1941 году молодой лётчик совершил 129 ночных боевых вылетов. Мастерство и слава его быстро росли. Он стал одним из лучших ведущих группы самолётов. Вскоре друзья стали называть его Гриша «Везучий».
О его героизме рассказывали легенды. И действительно, из каких только ситуаций он ни выходил!
В одной из воздушных схваток сбил немецкий самолёт, в другом боевом вылете сжёг четыре самолёта на аэродроме противника.
Однажды, успешно проведя боевую операцию в тылу противника, в двухстах километрах от линии фронта он был сбит. Самолёт загорелся и упал в лес. Лейтенант Кочергин сумел выброситься с парашютом. Несмотря на ранение, он не только возвратился в свою часть, но и привел «языка» - немецкого офицера.
На Закавказском фронте оказался в августе 1942 года. Лейтенант Григорий Кочергин прибыл в 502-й штурмовой авиационный полк, когда немецкие войска рвались на Кавказ. Он быстро освоил обновлённый штурмовик Ил-2. «Летающий танк» - именно такое прозвище придумали для своего детища конструкторы. Кочергин был командиром звена, а затем - эскадрильи. С августа 1942 года он совершил в 502-м авиаполку 58 успешных боевых вылетов, во время которых провёл 18 воздушных боёв. Он уничтожил пять вражеских самолётов (один в воздухе и четыре на земле), 13 танков, более 126 автомашин с грузом, 20 бронемашин, пять цистерн с горючим, 12 зенитных установок, две переправы, значительное количество пехотинцев.
25 сентября 1942 года наши штурмовики нанесли внезапный удар по вражескому аэродрому под Майкопом.
Вот как рассказывал об этом сам Кочергин корреспонденту военной газеты: «Вражеский аэродром штурмовали на рассвете. При первом заходе сбросили бомбы с высоты 300 метров. Они легли на линии стоянок самолётов и подняли большие клубы дыма. Фашистские зенитки открыли огонь. Развернувшись на 180 градусов, мы снова пошли на цель. Гитлеровцам крепко досталось от огня наших пушек и пулемётов. При выходе из атаки мой самолёт качнуло, мимо проскочил «Мессершмитт». Я устремился за ним, но самолёт плохо слушался: вражеский снаряд повредил управление, машина шла только по прямой. Слева и справа подходили два фашистских истребителя. Гитлеровские лётчики открыли огонь. Спереди приближались горы, лес, и я старался дотянуть до них.
С земли тоже стреляли. Пули и осколки снарядов изрешетили фюзеляж и плоскости самолёта. Один из осколков срезал верхнюю часть шлема, мелкие впились в лицо, в голову. И всё же мне удалось уйти от преследования и приземлиться. Лежал под корнями вывороченного дуба. Утром я услышал автоматные очереди. Ну, думаю, попался. Держу пистолет наготове. А в голове бьётся мысль: «Живым не сдамся, живым не сдамся». К счастью, немецкие автоматчики прошли стороной. Сильно донимали раны. Правый глаз запух, страшно хотелось пить, но вылезти из укрытия было нельзя. Терпел до вечера. Когда наступила ночь, я с компасом в одной руке и пистолетом в другой побрёл в сторону фронта. Две ночи шёл по горным тропинкам.
На третьи сутки, вечером, отважился зайти в один из домиков на окраине села. Подошёл к плетню, стал наблюдать. Во дворе хозяйка доила корову. Окликнул её. С перепугу женщина громко закричала. По-видимому, мой вид испугал её. Да и как было не испугаться. Одежда моя в нескольких местах обгорела и была в крови, глаз завязан.
- Спрячь меня, - обратился я к ней.
Женщина поняла - я в беде. Молча указала на копну сена. Через несколько минут она принесла мне кринку парного молока и кусок хлеба. Шёпотом сообщила, что фашисты в центре села, а на окраины совать нос боятся: там партизаны. Подкрепившись и отдохнув, снова тронулся в путь. Невдалеке шла перестрелка. Вдруг наткнулся на телефонный кабель. Присмотрелся - наш! Однако продвигался осторожно. А потом: «Стой, руки вверх!» Обрадовался: свои! Меня привели в штаб стрелковой части. Там рассказал, что со мной произошло. Накормили, дали продуктов на дорогу, провожатого. В полк добрался поздним вечером. Ну а как меня встретили боевые друзья, трудно передать».
Григорий Кочергин - высококвалифицированный мастер штурмового дела. Он дважды выполнял специальные задания командования по уничтожению переправ противника на реках Кубань и Лаба, при этом полностью разрушил две переправы, за что приказом по полку от 15 августа 1942 года «За отличное поражение точечных целей» был удостоен звания «Снайпер штурмовых атак».
На Кубани шли ожесточённые бои. Потерпев поражение на Северном Кавказе, гитлеровцы закрепились на Таманском оборонительном рубеже. Здесь развернулись ожесточённые бои. Без активной помощи советской авиации прорыв глубоко эшелонированной немецкой обороны «Голубой линии» на Таманском полуострове оказался бы невозможен. В 1943 году часть, в которой служил Кочергин, перебросили в район станицы Крымской. Григорий вместе с другими лётчиками по 3-4 раза в день вылетал на боевые задания, не зная устали. Это подлинный советский ас. Наносил штурмовые удары по войскам и боевой технике противника под Майкопом и Краснодаром, поддерживал с воздуха высадку десанта 18-й армии на Малую землю под Новороссийском, штурмовал врага в районе станицы Крымской, села Молдаванского. Благодаря умелому и расчетливому манёвру он всегда выходил из воздушного боя победителем.
Кочергин был трижды ранен в бою и во всех случаях не терял самообладания. Он своими храбрыми, героическими подвигами прославлял себя не только в части, но и на весь фронт. Его подвиги вдохновляли весь личный состав на самоотверженную боевую работу.
К середине февраля 1943 года совершил 186 боевых вылетов на бомбардировку и штурмовку живой силы и боевой техники противника, нанёс ему большой урон.
17 апреля 1943 года за проявленные отвагу, мужество и образцовое выполнение боевых заданий Григорию Климентьевичу Кочергину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Это был первый Герой в 502-м штурмовом авиаполку. Все от души радовались и за своего товарища, и за свою часть.
Награжден также орденами Ленина, Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды.
28 сентября 1943 года Григорий Кочергин с боевого задания не вернулся. Его самолёт был подбит и вместе с лётчиком упал на нашей территории, недалеко от линии фронта. Героя похоронили в станице Крымской, у Вечного огня на улице Комарова, стоит мемориал с именами погибших за Родину, есть в этом списке Герой Советского Союза Григорий Климентьевич Кочергин.
Во время регулярно проводимых экскурсий и встреч посетители Крымского краеведческого музея знакомятся с биографией Героя, узнают подробности его боевого пути, этому помогают уникальные экспонаты.
В экспозиции музея хранится шлемофон героя. Его, по просьбе первого директора музея Лидии Лысой, подарил боевой товарищ Гриши «Везучего» - Герой Советского Союза Владимир Кирсанов. Переписка Лидии Сафроновны и Владимира Михайловича также хранится в музее.
Материал подготовила научный сотрудник музея - Л.Корчинская.