Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«В названии каждой улицы своя история. Улица Чкалова В.П.»

Крымский краеведческий музей предлагает вниманию всех, кто интересуется историей нашего города и района проект «В названии каждой улицы своя история», посвященный 160-летию города Крымска.

Одна из улиц в городе Крымске и станице Нижнебаканской   названа в честь советского лётчика-испытателя, комбрига, Героя Советского Союза Валерия Чкалова.

Валерий Павлович родился в 1904 году в селе Василево (ныне город Чкаловск Нижегородской области). В семь лет пошёл учиться в начальную школу, которую окончил в 1916 году. Учился средне, но выделялся отличной памятью и хорошими математическими способностями, имел спокойный, уравновешенный характер, как и многие сверстники, хорошо плавал, переплывал Волгу, нырял под плоты и пароходы. После учебы в начальной школе, отец Павел Григорьевич, влюбленный в свою специальность котельщика, отправил его на учебу в Череповецкое техническое училище овладевать той же специальностью. Время было голодное, и Валерий, не окончив ремесленного училища, в 1918 г. вернулся домой. Отец взял его к себе на работу подсобным рабочим. В возрасте 15 лет Валерий уже был сильным, широкоплечим парнем, поэтому начал трудиться наравне со взрослыми. В навигацию 1919 года он работал кочегаром на пароходе «Баян», ходил по Волге. Однажды, стоя на берегу реки, он увидел кружившийся в небе самолёт и залюбовался им, загоревшись мечтой об авиации.

Сначала эта мечта казалась ему несбыточной, потом появилось непреодолимое желание почувствовать себя в небе, пережить ощущение летающего человека.
Валерий решил пойти к летчикам и попросить их, чтобы они научили его летать. Он принял решение и, уволившись с парохода, приехал в Нижний Новгород. Там явился в авиационный парк и добровольцем поступил в ряды Красной Армии. Его определили слесарем-сборщиком самолётов. Он плёл тросы, покрывал лаком самолётные плоскости и фюзеляжи и присматривался к опытным мотористам, которые ремонтировали самолёты. Работа Валерию нравилась и он не только выполнял то, что ему поручали, но всегда успевал помочь другим, а помогая спрашивал, что к чему, изучал технические описания моторов и самолётов. Валерия за усердие в работе, за любознательность полюбили лётчики и механики.                                            
Вскоре он добился, что лётчики стали его брать с собой в полет. Побывав в воздухе, Валерий почувствовал, что другой жизни, кроме летной, у него быть не может.
Вскоре его желание было удовлетворено. Он получил направление в Егорьевскую авиационную школу. Учился он прилежно, но не зубрил теорию, а усваивал материал осмысленно. Успешно закончив Егорьевскую теоретическую школу, весной 1923 года Валерий, как и все его товарищи, получил звание красного командира, или, как тогда говорили, краскома. Весь выпуск тут же направили в Борисоглебскую школу лётчиков для практических занятий. Здесь Чкалов сразу же включился в работу. Его можно было видеть на перестройке кавалерийского манежа, в ангаре и на аэродроме, в мастерских на сборке самолётов и в библиотеке. В свободное время он увлекался футболом, участвовал в художественной самодеятельности. Всюду успевал этот энергичный, подвижный и общительный волжанин.
Если на теоретических занятиях Чкалов учился хорошо, то во время практического обучения он сразу же показал незаурядные способности, напористость, неукротимую жажду в освоении лётного мастерства.
У Чкалова было много друзей. Его уважали за прямоту, за твёрдость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались. 9 октября 1923 года состоялся первый выпуск лётчиков новой школы, в числе десяти лучших учеников, Чкалова отправляют в Московскую школу высшего пилотажа. Здесь он уже слушатель, а не «учлёт», и самолёты здесь боевые, немецкие «фоккеры» и английские «мартинсайды», на которых обучались фигурам высшего пилотажа.

В мае 1924 года Чкалов окончил московскую школу и получил направление в Серпуховскую высшую авиационную школу стрельбы, бомбометания и воздушного боя. Его определили в группу лётчика-инструктора Михаила Михайловича Громова, который так характеризовал Чкалова в своем рассказе «Самородок»: «Чкалов неизменно оказывался первым на всех стадиях обучения воздушному бою. Он не знал никаких колебаний: сказано – сделано. Он шёл, как говорится, напролом. Самые смелые решения он приводил в исполнение раньше, чем могло бы появиться чувство страха. В решительную минуту он отбрасывал всё, что ему мешало достигнуть успеха. Все силы его могучей натуры устремлялись в одном направлении – к победе. Быстрота действий у этого человека равнялась быстроте соображения. Он действовал так решительно, что, в сущности говоря, и времени не оставлял для сомнений … Чкалов просто не умел бояться. Виртуозным маневром ошеломлял «противника», сваливался ему на голову, заходил в хвост и добивался победы».
В ноябре 1924 года Чкалов получил звание лётчика-истребителя, распростился с Серпуховом и убыл в строевую часть. В Ленинградской истребительной эскадрилье был летчиком, старшим летчиком-истребителем, командиром звена. Получил известность как пилот, в совершенстве овладевший мастерством высшего пилотажа. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик, совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. Широко известен случай, когда Чкалов пролетел под мостом Равенства (Троицким) в Ленинграде.                                        

С 1930 г. работал летчиком-испытателем в Научно-испытательном институте ВВС РККА, совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов.

Всесоюзную известность Валерий Чкалов получил как командир экипажа самолета АНТ-25 (второй пилот - Георгий Байдуков, штурман - Александр Беляков), совершившего в 1936-1937гг. два сверхдальних перелета.                
20-22 июля 1936 г. Валерий Чкалов командовал беспосадочным перелетом по маршруту Москва - Земля Франца-Иосифа - Северная Земля - Тикси - Петропавловск-Камчатский - о. Удд (ныне - о. Чкалова в Сахалинском заливе Охотского моря). Протяженность полета составила 9 тыс. 374 километров, полетное время - 56 ч 20 мин.

24 июля 1936 г. всем членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращение самолёта в Москву приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин.

18–20 июня 1937 г. экипаж Чкалова в том же составе совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – г. Ванкувер (США, шт. Вашингтон; до Сан-Франциско долететь не удалось из-за нехватки топлива), ставший первым в истории трансарктическим перелетом из Европы в Америку. Экипаж за 63 ч 16 мин преодолел 9 тыс. 130 км. В США советские летчики побывали в Портленде, Сан-Франциско, Чикаго, Вашингтоне и Нью-Йорке, где участвовали в различных торжественных мероприятиях. Также они были приняты президентом США Франклином Рузвельтом. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. Чкалов был награждён легковым автомобилем. А личная машина в те годы была редкостью, и он никогда один не ездил на ней. Он или на аэродроме брал с собой друзей, или по дороге останавливался и сажал в машину попутчиков.

   С декабря 1936 г. Валерий Чкалов работал шеф-пилотом авиационных заводов № 21 в г. Горьком (ныне - Нижний Новгород) и № 84 в пос. Химки Московской области (тестовая база ОКБ Н. Н. Поликарпова). Проводил испытания опытных бомбардировщиков ВИТ-1 и ВИТ-2.

12 декабря 1937 г. был избран депутатом Верховного Совета СССР I созыва. 15 декабря 1938 г. Валерий Чкалов погиб при выполнении первого вылета на опытном истребителе И-180. В этот день температура воздуха была −24°C. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и, при попытке изменить режим его работы, заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе, видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору. Через два часа Валерий Павлович скончался в Боткинской больнице от полученных травм.
Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. На месте его гибели на Хорошевском шоссе установлен мемориальный камень.

Материал подготовила научный сотрудник музея Л.Корчинская.

   #КраснодарскийкРАЙ

chkalov01

chkalov02

chkalov03

chkalov04

chkalov05

chkalov06

chkalov07

chkalov08

chkalov09