Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

8 августа 1941 года состоялась первая бомбардировка Берлина советской авиацией

Первый налет на Москву нацисты совершили в конце июля 1941 года. Командованием Красной Армии было принято решение нанести ответный удар.

Был разработан план: с ленинградского аэродромного узла нанести удары по Пиллау (сегодняшний Балтийск), где базировались корабли немецкого флота. При этом было отмечено, что с аэродромов под Ленинградом долететь до Берлина было ближе всего, но долететь обратно не представлялось возможным. Тогда нарком Военно-морского флота Николай Кузнецов и командующий авиацией ВМФ Семен Жаворонков предложили сделать отправным пунктом Эзель (Сааремаа). На этом острове базировался аэродром Кагул Балтийского флота.

Операция предполагала значительные риски — летчики после нее могли не вернуться. В результате множества перепроверок советское руководство пришло к выводу: успешное проведение этой операции все же возможно. 27 июля 1941 года 1-му минно-торпедному авиационному полку 8-й авиабригады ВВС Балтийского флота главкомом Сталиным был отдан приказ: произвести бомбовый удар по Берлину и его военно-промышленным объектам. Командующим этого полка был полковник Евгений Преображенский. Генерал-лейтенанту Семену Жаворонкову было поручено вести подготовку и руководство операцией, а флаг-штурманом назначили капитана Петра Хохлова. Ответственным за выполнение операции был назначен нарком Военно-морского флота Николай Кузнецов.

В ходе подготовки на остров Эзель были перебазированы запасы топлива и авиабомб. В связи с их нехваткой на Эзеле запасы пришлось доставлять из Таллина и Кронштадта. При этом Таллин на тот момент уже был осажден немецкими войсками. По окончательным расчетам, самолет мог взять одну 500-килограммовую бомбу или две бомбы по 250 кг.

В результате успешной доставки перед операцией было решено провести несколько пробных полетов. От начала и до конца подготовки всех боевых действий операция находилась под завесой строгой секретности. Ночью 3 августа несколько экипажей совершили пробный полет с целью осуществить разведку — они сбросили бомбы на ближний объект Свинемюнде. После успешной тренировочной операции летчики были направлены в разведывательный полет на Берлин в ночь на 6 августа. В результате разведки было установлено: вокруг города кольцом располагается зенитная оборона в радиусе 100 км. и имеется большое количество прожекторов. Разведка окончательно подтвердила вероятность успешного исхода операции. Был получен приказ выполнить задание при первой возможности.

Операция началась в ночь на 8 августа. Нагруженные экипажи покинули аэродром Кагул и отправились в назначенный пункт. По прилету Берлин было отчетливо видно: город был освещен. Тогда налеты англичан с запада были достаточно редкими и слабыми, и жители успевали в полной мере к ним подготовиться. Благодаря городским огням и освещенной территории флаг-штурман Петр Хохлов уточнил курс и навел самолеты на военные объекты Берлина и его предместья. Самолеты достигли нужных точек — зенитного огня по ним никто не открыл — и произвели бомбардировку. Все пятнадцать советских бомбардировщиков успешно выполнили боевую задачу и отправились на аэродром базирования.

Следует отметить, что на тот момент немцы никак не ожидали прилета советских самолетов к Берлину. Пропаганда Геббельса успешно выполняла свою работу: немцы были уверены, что близки к победе, а у советских войск не осталось ни единой надежды на дальнейшую оборону, не говоря уже о каких-либо атаках на врага. Во время подхода самолетов к Берлину дежурные наблюдатели постов приняли самолеты за свои, которые сбились с курса. И экипажам Балтийского флота сигналами было предложено сесть на один из ближайших аэродромов Берлина.

Несмотря на то, что бомбовый удар не нанёс существенного военного урона нацистской Германии, он имел важный психологический эффект.

8 августа немецкое радио передало сообщение:

«В ночь с 7 на 8 августа крупные силы английской авиации, в количестве 150 самолётов, пытались бомбить нашу столицу... Из прорвавшихся к городу 15 самолётов 9 сбито.»

В ответ на это Би-би-си сообщило:

«Германское сообщение о бомбёжке Берлина интересно и загадочно, так как 7-8 августа английская авиация над Берлином не летала».

Только тогда стало понятно, что авиаудары были совершены советскими войсками. Такое событие ставило под вопрос скорую победу нацистов на советско-германском фронте.

Совинформбюро 8 августа передало сообщение о том, что советская авиация успешно бомбила Берлин. Сообщение в «Известиях» завершалось словами:

«В результате бомбёжки возникли пожары и наблюдались взрывы. Все наши самолёты вернулись на свои базы без потерь».

В этот же день Иосиф Сталин подписал приказ «О поощрении участников бомбардировки г. Берлина № 0265 8 августа 1941 года».

В обстановке тяжелых и неравных боев в разгар лета 1941 года это был огромный успех — он продемонстрировал всем, что советская авиация не разбита, а способна наносить ощутимые удары по врагу не только на передовой, но и в его глубоком тылу. 

foto 08 08 2022 16 36 1
foto 08 08 2022 16 36 1
foto 08 08 2022 16 36 3
foto 08 08 2022 16 36 2
foto 08 08 2022 16 36 4