Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«В ритме сердца»

В 2022 году советскому джазу исполняется 100 лет.

Первоначально джаз возник при слиянии некоторых музыкальных направлений, однако основоположниками считаются несколько африканских племен, создавших неповторимый способ выразить себя через музыку. В начале ХХ столетия в США начал зарождаться уличный стиль исполнения и городом, открывшем джаз - считается Новый Орлеан. В большинстве своем его исполняют афроамериканцы, становясь звездами мирового уровня и делая этот стиль музыки классикой на все времена.

Джаз в России-это длинная и почти невероятная история, наполненная прекрасными мелодиями, зажигательными фестивалями, волнующими встречами и радостными открытиями. В мирное время под звуки джаза советские конструкторы и инженеры делали уникальные открытия. Но были в истории советского джаза и мрачные времена — партийные идеологи категорически запретили джазовые импровизации в СССР после «пражских событий» 1968 года. Джаз в СССР тогда ушел в подполье, а вновь вернулся на поверхность общественной жизни лишь в 1973 году, когда по инициативе председателя КГБ СССР Юрия Владимировича Андропова в стране были открыты джазовые училища, вновь стали проводиться джазовые фестивали, а лучшие мастера этого жанра были взяты на работу в филармонии.

Удивительно, но джаз, едва он появился в СССР, был поддержан на самом высоком уровне. Уже 1 октября 1922 года, то есть спустя пять лет после победы социалистической революции, в Москве в Центральном техникуме театрального искусства (позже — ГИТИС) состоялся первый джазовый концерт. Валентин Парнах — имя человека, открывшего джаз для русской публики и впервые написавшего это слово по-русски. Парнах несколько лет прожил в Париже и был так восхищен джазом, который как раз вошел в моду в Европе, что вернулся на родину, чтобы познакомить советских слушателей с новым искусством. В Европе он закупил все необходимые инструменты для создания джазового оркестра: банджо, саксофон, ударную установку с ножной педалью, наборы сурдин и всевозможные диковинные шумовые инструменты.

   В зале собралась вся художественная элита столицы. Сидели плотно, плечо к плечу. На сцене — молодые энтузиасты. За роялем —Евгений Габрилович, будущий знаменитый киносценарист. Ударник больше показывал пантомиму, нежели отбивал ритм. Контрабасист при помощи ножной педали играл еще и на большом барабане. Парнах читал стихи и исполнял диковинные танцы под синкопированную музыку. Первый джазовый концерт имел, как говорят, ураганный успех, что в дальнейшем повлияло на творчество Мейерхольда и Эйзенштейна, отразилось и в произведениях Булгакова и Маяковского.

Чуть позже к джазу обратилась группа «ПЭКСА» («Первый экспериментальный камерный сочетательный ансамбль»). Это — 19 консерваторских музыкантов, которых возглавлял видный театральный режиссер, в прошлом пианист Л. Варпаховский. Первый концерт состоялся в Колонном зале. Исполнялись произведения академической музыки — Иоганна Себастьяна Баха, Сергея Прокофьева, но в собственных аранжировках, а также фокстроты Винсента Юманса и Джерома Керна. Генрих Терпиловский, один из пионеров советского джаза, говорил о «ПЭКСА», что «это был еще не джаз, но смелый новаторский эксперимент на пути к джазу». В 1926 году на гастроли в СССР приезжали джаз-ансамбль Луиса Митчелла Jazz Kings, в составе которого играл великолепный саксофонист Сидней Беше, квинтет тромбониста Фрэнка Уитерса, а также гастролировавший по Европе негритянский оркестр Сэмми Вудинга. После их ошеломительных выступлений в СССР стали массово рождаться джазовые коллективы, а ленинградское издательство «Академия» выпустило сборник переводных статей «Джаз-банд и современная музыка». В том же, 1926 году Александр Цфасман организовал свой джаз-банд «АМА-джаз». Слушателям очень нравились танцевальные пьесы, которые сочинял молодой композитор, — «Эксцентрический танец», «Грустное настроение» и другие.

8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра дебютировал театрализованный джаз Леонида Утесова с программой «Теа-джаз». Джазом Утесов увлекся во время турпоездки в Париж, где оркестр Теда Льюиса поразил советского музыканта своей «театрализацией» в лучших традициях мюзик-холла. Это был совершенно новый жанр для советский эстрады. Утесов не только дирижировал оркестром, но вел конферанс, танцевал, пел, играл на скрипке и читал стихи. Между музыкантами и дирижером разыгрывались веселые сценки. Весь концерт был подчинен единой режиссуре, начиная со знакомства с публикой и заканчивая прощальной песней «Пока», для трансляции которой использовались киноэкран и репродукторы, установленные на фасаде концертного здания. Следующая программа утесовского оркестра, подготовленная в 1930 году, получила знаковое название — «Джаз на повороте». Она состояла из оркестровых фантазий на темы народных песен и четырех джазовых рапсодий, написанных И. О. Дунаевским, — «Русской», «Украинской», «Еврейской» и «Советской». Утесов и в дальнейшем часто включал в свои программы джазовые интерпретации мелодий народов СССР, объясняя это так: «Если у американского джаза негритянский фольклор, то почему у нас не может быть грузинского, армянского или украинского?».

   К середине 30-х годов в нашей стране появилось очень много джаз-оркестров, как любительских, так и профессиональных. Только в Москве и Ленинграде было создано и успешно работало такое количество джазовых оркестров, сколько их не было на всей территории СССР в постсталинскую эпоху. Во многом это было, конечно, связано с тем, что Сталин любил джаз. Один из первых советских джазистов, легендарный тромбонист Вениамин Борисович Колтун вспоминал, что, когда он в составе джаз-ансамбля Зиновия Дунаевского, брата Исаака Дунаевского, выступал в 1939 году в Большом театре, Сталин сидел в первом ряду. После того как Колтун отыграл соло на тромбоне, Иосиф Виссарионович неожиданно встал и зааплодировал. За это выступление Вениамин Борисович получил лично от Сталина часы ЗИФ с его монограммой.

Есть и другие свидетельства: например, Эдди Рознер вспоминал, что перед самой войной Государственный джаз-оркестр БССР, которым он руководил, отыграл концерт в Сочи лично для Сталина, и концерт Иосифу Виссарионовичу очень понравился. Сталин верил, что джаз — это музыка «золотого века», к которому он вел советское общество, а значит, джаз должен звучать. Созидательные планы Сталина требовали массовой поддержки общества, они нуждались в оптимизме и нацеленности на результат, и звуки джаза несли в себе животворящую энергию прогресса, вселяли бодрость, призывали и вдохновляли двигаться вперед, к победе, невзирая ни на какие сложности. В 1930-е годы джаз стал музыкой коллективного взаимодействия, и под эти бодрые звуки Советская страна расцветала.

   Олег Лундстрем вдохновился джазовой музыкой в 1933году, когда услышал мелодию Дюка Эллингтона «Дорогой старый Юг». Под впечатлением Лундстрем расписал аранжировку, собрал коллектив, сам сел за фортепиано. Спустя два года музыкант покорил Шанхай, где жил в тот момент. Так определилась дальнейшая судьба: за границей Лундстрем учился одновременно в политехническом институте и музыкальном техникуме. Его оркестр играл джазовую классику и музыку советских композиторов в джазовой обработке. Пресса называла Лундстрема «королем джаза Дальнего Востока». В 1947 году музыканты решили переехать в Советский Союз— в полном составе, с семьями. Обосновались все в Казани, здесь же учились в Консерватории. Однако спустя год вышло постановление ЦК КПСС, осуждавшее «формализм в музыке».

Лишь оттепель снова вывела джаз на сцены. В 1960г оркестр Олега Лундстрема попал в Книгу рекордов Гиннесса— как старейший в мире непрерывно существующий джазовый оркестр.

Наибольшую популярность среди российских слушателей джаз приобрел в 80-х годах прошлого столетия. В то время появились такие исполнители, как Игорь Бриль, Анатолий Кролл и так далее. В те времена люди слушали и восхищались джазом, потому что это было что-то другое и необычное, иностранное и популярное.

В настоящее время джазовое направление приобретает новую публику, в России проходит множество концертов с полными залами, не только в столицах, но и в отдаленных уголках страны. Это связано с тем, что современные исполнители в своей музыке используют не только импровизацию, но смешивание нескольких стилей, отличающихся между собой.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.

sovietjaz01

sovietjaz02

sovietjaz03

sovietjaz04

sovietjaz05

sovietjaz06