Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Коромысло-вещь нужная в избе

История одного экспоната. «Коромысло-вещь нужная в избе».

2022 год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Россия – огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат традициями и обычаями. Мы гордимся своей страной и её многогранной культурой.

   В постоянной экспозиции и фондах Крымского краеведческого музея хранятся предметы бытовой этнографии, среди которых- коромысло, которое долгое время было незаменимым помощником в жизни каждой казачьей семьи.   Оно представляет собой деревянную дугу с металлическими крючками на концах, которое помогало нести, не уставая, на плечах два ведра воды несколько сот метров, перекладывая на ходу коромысло с одного плеча на другое.  

   Коромысло впервые упомянуто в литературе XVI века. Его достоинства ценили в городах, но особенно в деревнях, станицах. Зимой по узкой глубокой между сугробами тропинке без коромысла можно было пройти с большим трудом, так как ведра могли задевать за сугробы. Летом в ведрах, которые несли в руках, попадала пыль, травинки и букашки. Но самое главное, нести ведра на коромысле значительно было легче. Даже походка становилась грациозней.

   На Руси были известны три типа коромысел: палкообразные, вырезные и гнутые. Первый вид — прямая круглая палка с небольшими крючками на концах. Не очень удобно было: палка сильно давила на плечи. Поэтому стали вырезать коромысло из широкой доски. Оно сужалось к краям, а в середине, в широкой части, был сделан специальный полукруглый вырез для шеи. На концах прикрепляли деревянные или металлические крючья, на которые подвешивали ведра. Но все же более комфортным было использование гнутого коромысла — такого, как представлено в зале краеведения нашего музея. По внешней стороне в центральной части которого имеется роспись в виде растительного орнамента: листьев зеленого и желтого цвета, черного цвета веточек и ярко-оранжевых ягод.

Сейчас его уже почти и не увидишь, разве что в далекой глубинке или музеях. А ведь раньше коромысло (или, как говорили в старину –коромысел) считалось важной утварью. Был даже целый ритуал его использования: когда шли за водой, его держали в правой руке, а пустые вёдра в левой. У колодца ведро на коромысло цепляли сначала на заднюю часть, затем на переднюю. Можно сразу забросить на плечо коромысло с ведрами. Главное при носке воды - держать равновесие. Еще надо было уметь и воды зачерпнуть ведром на коромысле. Дочерей учили, что под коромыслом не следует сгибаться, нужно не идти, а «плыть, словно лебедь». Поэтому женщины, носившие воду таким образом, отличались крепким здоровьем, хорошей осанкой и красивой походкой – всё это помогало им удерживать равновесие и умело балансировать на любой поверхности, будь то узкая тропинка, овражек, кочка какая или брёвнышко. И привлекать любующиеся взгляды случайных прохожих.

Мастера, умевшие изготавливать лёгкие, удобные и красивые коромысла, раньше жили в каждой местности. И у каждого из них был свой почерк, который можно было легко узнать по форме и декоративной отделке. Подчас бондарь-ведерник сам изготовлял коромысла в комплекте с вёдрами.

Древесина, идущая на коромысла, должна была быть легкой, прочной и гибкой, а также однородной и хорошо противостоящей растрескиванию. Этим требованиям вполне отвечала древесина ивы, липы, осины и берёзы. В качестве заготовки для коромысла подбирали дерево, толщиной 5-7 см и длиной 190-210 см. Из такого окоренного ствола топором, рубанком выполняли готовое изделие. На края коромысла крепили металлические накладки с крючком. Изделие украшали резьбой, расписывали, что придавала ему нарядный и праздничный вид. Такие коромысла получались достаточно прочными и, в отдельных случаях, могли служить 50 лет и более, передаваясь по наследству. В домашних условиях коромысло хранили в коридоре в углу, поставив вертикально, либо укладывали на двух специально вбитых в стену колышках или толстых гвоздях.

   О коромыслах с ведрами составлено много загадок и пословиц: «Два братца хотят подраться, да руки коротки», «Двое купаются, а третий дивуется», «Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит». «Бабий ум, что бабье коромысло: и косо, и криво, и на два конца». «Ремесло не коромысло, плеч не оттянет». «Пыль столбом, дым коромыслом - не то от тоски, не то от пляски!».

Сотрудник музея А.Липин, ознакомившись с материалом, написал экспромтом это стихотворение.

Коромысло

Коромысла изгиб лебединый
Плечи девичьи обнимал
И такою красотою немыслимой
Он, расписанный, ярко сиял.

Как она проплыла королевой
Девка статная – в пояс коса!
И следили за нею невольно
Всех парней проходящих глаза.

Вот с такой бы пойти на вечёрку!
Соком полная - белый налив!
А она проходила, ни капли
Не пролив из ведерок своих.

Теплым лучиком доброго солнца,
Дуновением ветерка,
Лишь касаясь дуги разноцветной,
Словно радуги в облаках.

И казалось, неспешно шагу
В это утро не будет конца.
На резном коромысле качались
Всех парней деревенских сердца.

Материал подготовила научный сотрудник музея -Л.Корчинская.

koromislo01

koromislo02

koromislo03

koromislo04

koromislo05

koromislo06

koromislo07