«В названии каждой улицы своя история. Улица Азарова».
- Подробности
- Опубликовано 20.12.2022 08:36
Крымский краеведческий музей предлагает вниманию всех, кто интересуется историей нашего города и района проект «В названии каждой улицы своя история», посвященный 160-летию города Крымска.
Улица Азарова названа в честь Героя Советского Союза, старшего лейтенанта авиации Сергея Семёновича Азарова в городе Крымске.
Сергей Семёнович родился 25 сентября 1915 в деревне Соколово Брянского района Брянской области, окончив школу фабрично - заводского ученичества, работал слесарем в паровозостроительном цехе Брянского машиностроительного завода "Красный Профинтерн" и одновременно учился в Бежицком аэроклубе. Окончив занятия в аэроклубе, Сергей получил звание инструктора аэроклуба. Теперь он сам учил ребят, влюбленных в небо. Он быстро завоевал всеобщее уважение среди новых друзей. Вот как вспоминает о нем офицер в отставке, бывший летчик- истребитель Макаренко Евгений Васильевич: «В профессии летчика на всю жизнь остается в памяти их первый самостоятельный полет и в таких деталях, когда ярко помнишь день, погоду, старт, весь полет по кругу. Такое состояние, впечатление было у меня за штурвалом, когда я в передней кабине и нет летчика- инструктора. Ощущаешь полную свободу действий, это незабываемо. В памяти всегда остается первый летчик-инструктор, который дал тебе путевку в авиацию. Таким был мой замечательный инструктор, летчик Сергей Семенович Азаров. Для меня он был воплощением человека честного, скромного, влюбленного в свою профессию.
Летчики-инструкторы были общественниками. Работали на производстве, а после работы приезжали на аэродром, где летали с курсантами. Несмотря на тяжелую физическую нагрузку, люди были энтузиастами своей любимой профессии. Все юноши были здоровыми, жизнерадостными, влюбленными в свое дело. В моей памяти всегда стоит образ моего инструктора Азарова. Ниже среднего роста, плотный с открытым лицом, голубыми глазами, русоволосый. В нем чувствовался истинно русский характер. Скромность у него граничила с застенчивостью.
В группе у него было 10 человек. Надо сказать: в любом деле есть свои традиции. В авиации есть такие, которые наследуются от старых летчиков. Считалось, что перед самостоятельным полетом инструктор должен ругать курсанта, и чем внушительнее и смачнее, тем, ему казалось, самостоятельный полет курсанта будет удачнее. Азаров тоже подражал этой традиции, старался поругать, но было смешно, когда он ругал, и у него не получалось, ибо мы знали: ругаться он не умел, был всегда спокоен и уравновешен. Группу он выпустил с хорошей и отличной оценкой».
Вскоре Сергея Азарова и Павла Камозина, как одних из лучших инструкторов летного дела направили в Борисоглебское летное училище. Учились по ускоренной программе. Сережа работал очень много, учился хорошо, был требовательным к себе. В 1938 году летное училище было успешно закончено. Сергей и его друг Павел получили направление в Баку.
В своих воспоминаниях, которые хранятся в фондах Крымского краеведческого музея, техник Сергея Азарова Алексей Буялов пишет: «Я начал службу в ноябре 1939 года в истребительном авиационном полку, где в то время уже служил Сережа Азаров. Как сейчас помню его внешность: невысоко роста с прямыми, несколько непослушными светлорусыми волосами юноша, довольно веселый и остроумный, он как то своим внутренним содержанием, своим добрым доверчивым отношением к товарищам и всем окружающим людям внушал уважение.
Его очень любили в эскадрильи. Он всегда был с улыбкой на лице, даже тогда, когда воинские порядки требовали от него быть серьезным и строгим, это ему удавалась с трудом. Мы с ним в то время были в одном звене: он летчик, я техник. Часто вместе вечерами проводили свободное время, гуляли в парках города Баку. К началу войны это был вполне подготовленный летчик, воздушный боец.
Началась война, нас длительное время, до ноября 1941 года, не отправляли на фронт. В ноябре 1941года полк был переброшен на фронт в район Ростова-на -Дону. Я помню, каким привел Сергей самолет после выполненного одного задания. Зенитным снарядом была разорвана плоскость крыла, отбита половина руля глубины. Когда Сережа сделал посадку, все удивились, как мог самолет в таком состоянии держаться в воздухе. Только искусство пилотирования, мужество и желание летчика во что бы то ни стало сохранить самолет помогли сделать это».
Воевать Сергей Азаров начал на истребителе И-16 и одержал на нём несколько побед. На подходе к цели он атаковал врага и поразил его меткой очередью. «Мессершмитт» задымил и рухнул на землю. Сбитый Сергеем истребитель был первой победой полка и предметным уроком искусного воздушного боя.
Летом 1942 года немецкое командование перебросило на Северный Кавказ части прославленных лётчиков - асов. С первых дней появления на фронте, они повели себя исключительно дерзко и опасно. Их атаки не часто выдерживали молодые лётчики, они допускали ошибки и погибали. На четвертый день появления немецких асов, Азаров встретился с ними в воздухе. Черный, как дёготь, «Мессер» шел в лобовую атаку на истребителя Азарова. Не дрогнув, Сергей повел машину навстречу врагу. Предельно сблизились боевые машины. Замерли боевые товарищи Азарова, наблюдавшие за боем с земли.
Противник не выдержал, взмыл вверх, показав слабо защищенное брюхо самолета. Пулеметная очередь прошила бензобак «Мессера» и он камнем свалился на землю. Лётчик выпрыгнул с парашютом.
Через два дня Азарова вызвали в штаб фронта. Там он увидел пленного лётчика. Это был полковник, награжденный Рыцарским крестом- высшей наградой воинов в фашисткой Германии. Он рассказал, что подобных групп, составленных из отборных асов, в германской армии мало. Их перебрасывают с одного фронта на другой, чтобы навести ужас на советских летчиков. На каждом фронте они задерживаются не более 2-3 недель. Пленный просил показать советского летчика, который сбил его в бою. Ему показали Сергея Азарова, 27 -летнего лётчика.
Тяжёлый воздушный бой лётчикам 36-го полка пришлось выдержать 7 октября 1942 года. Во второй половине дня девять И-153 из соседнего полка и четыре И-16, вылетев на задание в район балки Сосновка, встретили при подходе к цели группу немецких самолётов. Шесть «мессеров» заходили на штурмовку боевых позиций советских войск. Завязался бой на виражах. Азарову удалось, выпустив реактивный снаряд РС-82, подбить один из Ме-110. В результате боя советские лётчики сбили или серьёзно повредили 18 немецких, но и сами потеряли девять боевых машин. Многие самолёты получили повреждения. Погибли три пилота. В апреле 1942 года за образцовое выполнение боевого задания Сергей Азаров был награжден орденом Красного Знамени.
Сергей Азаров и его боевые друзья летали на разведку в тыл противника, на прикрытие советских наземных войск, сопровождали бомбардировщиков и штурмовиков. Выполняя боевые задания, Сергей Азаров неоднократно попадал в тяжелое положение. Но имея большой навык, высокий класс пилотирования, из каждого боя выходил победителем. За смелость и мужество Сергей Семенович Азаров был награжден орденом Ленина и вторым орденом Красного Знамени.
Вот как его охарактеризовал командир части майор Осипов, представляя к высоким наградам: «Азаров — летчик исключительной храбрости, обладает отточенным мастерством ведения воздушного боя. Замечательный товарищ, он никогда не оставит друга в беде, в любую минуту придет на выручку». Во второй половине апреля 1943 года 57-й Гвардейский истребительный авиационный полк 216-й смешанной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Северо - Кавказского фронта, в котором гвардии старший лейтенант Сергей Азаров был заместителем командира эскадрильи, перебазировался в Краснодар и принял участие в воздушном сражении на Кубани. Нашим ВВС противостояли отборные немецкие части и полк понёс большие потери
Весной 1943 года 57-й гвардейский истребительный авиаполк перевооружился на английские самолеты «Спитфайр». Необходимо отметить, что самолеты поступившие в полк были уже не новыми. Они использовались в Королевских ВВС (Англия), но перед отправкой в СССР прошли капитальный ремонт.
Уже 28 апреля 1943 года полк вступил в кровопролитные бои. Только за шесть дней, с 3 по 8 мая, лётчики полка сбили 26 вражеских машин. Одержал несколько побед и Сергей Азаров. В воздушных боях участвовало большое количество самолетов, в некоторые дни над узким участком фронта происходило до 100 воздушных боев. Летчикам ежедневно приходилось делать по 5-7 вылетов. И в такой напряженной обстановке только 3 мая С.С.Азаров сбил два вражеских самолета, 5 мая-еще один. 8 мая 1943г группе гвардии старшего лейтенанта Василия Солдатова, боевого друга Сергея Азарова, было дано задание прикрыть «Ильюшиных», которые бомбили передний край обороны противника, а затем обстрелять вражеские самолёты на аэродроме в районе станицы Крымской. Наши самолеты уже следовали к цели, когда сзади, со стороны солнца, внезапно появились шесть немецких «Мессершмиттов». Два «мессера» сходу нацелились на самолёт Солдатова и он обратился за помощью к другу- Азарову. Но самолет Азарова в это время вертелся в карусели боя. И когда Сергей услышал призыв о помощи, не раздумывая, бросился на помощь другу. Фашисты на какое-то время растерялись и тогда Солдатов выпрыгнул из горящей машины. Но вдруг одна немецкая машина устремилась к летящему вниз Солдатову, намереваясь расстрелять его в небе. Азаров как бы забыл, что где-то над ним в облаках, притаился вражеский летчик, чтобы нанести ему смертельный удар. И он сделал то, чего не ожидали гитлеровцы - своим самолётом прикрыл командира. Пули, которые предназначались Солдатову, ударили в самолёт Сергея. Он кружил вокруг командира и немцы не посмели к нему приблизиться.
Но когда перед Азаровым возник «Мессер», у него кончились боеприпасы. Фашисты поняли, что у русского лётчика что-то случилось. Но приблизиться к нему боялись. Вот загорелся самолёт Сергея, пламя уже бушует в кабине и все же Азаров делает ещё круг над местом приземления командира. Василий спасён, можно прыгать. Отбросив козырёк кабины, Азаров бросается вниз. Огненным факелом приблизился он к земле. Его подхватили, сбили пламя, сняли одежду: страшные ожоги, от которых не было живого места! А воин открыл голубые, как весеннее небо глаза, и с трудом сказал: «Командира, гады, хотели в воздухе расстрелять. Не удалось». И потерял сознание.
Три дня не отходили от него врачи. Но слишком уж велики были ожоги. 10 мая 1943 года Гвардии старший лейтенант С. С. Азаров скончался от полученных ожогов. Герой похоронен в посёлке Ахтырском Абинского района Краснодарского края. 2 сентября 1943 года Гвардии старшему лейтенанту С.С.Азарову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Приказом министра обороны Союза ССР он навечно зачислен в списки воинской части.
Отважный лётчик живет в памяти всех, кто его знал. Его помнит кубанская земля, в небе которой он бил ненавистного врага. На брянском машиностроительном заводе стоит мраморный бюст героя, установленный у цеха, в котором работал Сергей. Горит золотом имя героя на обелиске в станице Ахтырской, где похоронен летчик. Имя Героя Советского Союза С.С. Азарова носят улицы в поселке Ахтырском Абинского района Краснодарского края, в поселке Корчминка Брянского района Брянской области, в Бежицком районе города Брянска и Крымске.
На открытии памятника Сергею Семёновичу Азарову присутствовал Василий Солдатов, которому герой спас жизнь. Солдатов-справа первый в гражданской одежде, рядом с ним военные из воинской части, где служил Азаров С.С.
Материал подготовила научный сотрудник музея Л.Корчинская.