Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«В названии каждой улицы своя история. Улица Вершинина К.А.»

Крымский краеведческий музей предлагает вниманию всех, кто интересуется историей нашего города и района проект «В названии каждой улицы своя история», посвященный 160-летию города Крымска.

В фондах   музея хранится переписка с Константином Андреевичем и его семьей, личные вещи. Улица Вершинина названа в честь Героя Советского Союза, Главного маршала авиации Константина Андреевича Вершинина в городе Крымске.

Константин Андреевич родился 3 июня в деревне Боркино ныне Санчурского района Кировской области. Семья плотника Андрея Галактионовича была многодетной (семь душ детей), жила в постоянной бедности. Костя Вершинин окончил церковно-приходскую школу с похвальной грамотой, но продолжить образование ему не удалось. Семье нужны были кормильцы, и 11-летний Костя поступил строгалем в плотницкую артель. К четырнадцати годам Константина считали уже настоящим работником. Началась Первая мировая война, Костя остался единственным кормильцем семьи-отца мобилизовали на фронт. Семья голодала, с другом отца подросток нанялся к лесопромышленнику на сплав леса. Это был тяжелый труд, сопряженный с большим риском и опасностью. Довелось пареньку поработать и сплавщиком, и плотогоном, и лесорубом-возчиком. Потом Константин снова стал плотничать.

В 1918 году работал на судоремонтном заводе, учился в вечерней школе для рабочих. В Красной Армии с июня 1919 г., зачислен красноармейцем в Симбирский запасной пехотный полк Восточного фронта. После окончания в июле 1920 г. Симбирских пехотных командных курсов назначен командиром маршевой роты 14-го запасного полка Западного фронта. Командуя ротой и батальоном в 49-м стрелковом полку 6-й стрелковой дивизии Западного фронта, участвовал в боях с вооружёнными формированиями генерала С.Н. Булак-Балаховича и в ликвидации банд И.С. Колесникова в Воронежской губернии.

После окончания Гражданской войны Вершинин был командирован на учёбу в Высшую тактико-стрелковую школу комсостава «Выстрел», по её окончании в августе 1923 г. назначен командиром роты 12-й Краснознамённой пехотной школы Приволжского военного округа. Там он прослужил 5 лет.

В ноябре 1928 года Вершинин был назначен командиром батальона Казанской дивизии. Поступил на заочное отделение Военной академии имени М.В.Фрунзе. Окончил первый, самый сложный ее курс. А затем его военная специальность изменилась..Прослужив 11 лет в пехоте, он с осени 1930г продолжил учёбу уже очно, но теперь в академии другого профиля-в Военно-воздушной имени Н.Е.Жуковского. Многим красным командирам в то время по велению партии неожиданно для них самих пришлось стать авиаторами.

Вершинин стал слушателем командного факультета Военно-воздушной академии, не совершив до этого ни одного полета на самолете. Вначале Вершинин был недоволен переводом в авиацию. Свыкся с пехотой, справедливо считал, что многое уже освоил как общевойсковой командир и в этом именно направлении ему нужно совершенствоваться. Но вскоре почувствовал - увлекла его авиация, хотя и страшила: нужно было изучать науки, о которых он раньше даже не слышал. Учился упорно, настойчиво, добился хороших результатов.

После окончания академии в январе 1933г он был назначен начальником оперативного отдела штаба авиационной бригады в Киевский военный округ. В феврале 1934 г получил новое назначение-командиром эскадрильи Высшей летно-тактической школы. Однако Константин Андреевич считал, что он не имеет морального права руководить летчиками, если сам не овладеет техникой пилотирования самолёта. Поэтому он подал рапорт с просьбой направить его на учёбу в Качинское училище лётчиков. Просьбу удовлетворили. Немногим более чем за месяц освоил весь курс переучивания на летчика- редкостный факт.

В августе 1938 года его назначили помощником по летной подготовке начальника Высших авиационных курсов усовершенствования летного состава. К тому времени он уже летал самостоятельно на всех типах самолётов, имевшихся в распоряжении курсов.

Начало Великой Отечественной войны встретил в должности начальника Высших авиационных курсов усовершенствования лётного состава. На него была возложена задача подготовки бомбардировочных полков для фронта. Необходимо было как можно быстрее формировать, обучать и отправлять на фронт новые авиационные части.

С сентября 1941 года полковник Вершинин командовал ВВС Южного фронта, с мая по сентябрь 1942 года - 4-й Воздушной армией, с сентября 1942 по апрель 1943 года - ВВС Закавказского, затем Северо-Кавказского фронта, с мая 1943 года и до конца войны вновь командовал 4-й Воздушной армией. «Входившие в ее состав части и соединения отличались во многих оборонительных и наступательных боях, 18 из них стали гвардейскими. Здесь выросло 259 Героев Советского Союза, более 400 тысяч воинов награждены орденами и медалями».

22 октября 1941 года К.А. Вершинину было присвоено звание генерал-майор авиации, 17 марта 1943 года -генерал-лейтенант авиации. 23 октября 1943 года Константину Вершинину, первому в годы Великой Отечественной войны, было присвоено воинское звание генерал-полковник авиации. За годы войны он участвовал в боях за Донбасс, на Дону, в битве за Кавказ, в воздушных сражениях на Кубани, при освобождении Крыма, в Белорусской, Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.

Во время наступления советских войск на Кавказе по его инициативе были применены малоскоростные, но высокоманевренные истребители И-153 «Чайка», которые эффективно атаковали противника на малых высотах.

Весной 1943 года На Кубани развернулось ожесточенное воздушное сражение, продолжавшееся два месяца. По своей напряженности, числу воздушных боев и количеству участвовавших в них самолетов оно было одним из крупнейших в Великой Отечественной войне и явилось важным этапом в завоевании стратегического господства в воздухе на советско-германском фронте. Во всем этом немалая заслуга   Вершинина. он проявил большое творчество и высокое искусство в разработке и совершенствовании форм и способов борьбы за господство в воздухе.

Прикрывая наземные войска и аэродромы, истребители стали применять боевой порядок, получивший с легкой руки А.И. Покрышкина название «кубанская этажерка», — построение самолетов по разным высотам (эшелонам). Если противник уходил от огня одной «ступеньки», то неминуемо попадал в прицелы другой. Такое построение истребителей позволяло успешно вести бой с авиацией противника и надежно прикрывать наши войска. В кубанском сражении получила окончательную отработку и тактика боевых действий пары истребителей, четко определились задачи ведущего и ведомого, усовершенствовалось искусство ведения свободного поиска целей («охота») и групповых воздушных боев.

Благодаря разнообразным тактическим приемам, применяемым нашими летчиками, с каждым днем росли потери врага. В кубанском небе прославились высоким боевым мастерством и отвагой А. Покрышкин, сбивший 19 самолетов, братья Д. и Б. Глинки, Г. Речкалов, В. Семенишин, В. Фадеев и многие другие. Достаточно сказать, что 52 летчика и штурмана были удостоены звания Героя Советского Союза.

Хорошо зная нужды сухопутных войск, понимая роль и значение авиации, уделял огромное внимание совершенствованию способов взаимодействия с наземными армиями и оказывал им самую действенную помощь.В короткий срок инициатива в воздухе была перехвачена у врага. В течение лета 1943г руководимая Вершининым 4-я воздушная армия активно участвовала в боях, в результате которых противник, понеся тяжелый урон, вынужден был оставить Таманский полуостров. Началась новая, своеобразная по своему характеру подготовка к операции по высадке десанта в Крыму: 4-й воздушной армии предстояло взаимодействовать с моряками. Участием в штурме Севастополя закончился большой этап боевого пути 4-й воздушной армии в ходе Великой Отечественной войны. Затем армия участвовала в Белорусской наступательной операции. За умелое руководство соединениями армии и проявленные при этом мужество и героизм К.А. Вершинину было присвоено звание Героя Советского Союза. В ходе Восточно-Прусской операции, несмотря на исключительно неблагоприятные метеорологические условия, соединения 4-й воздушной армии под командованием генерал-полковника авиации К.А. Вершинина обеспечили успешные действия сухопутных соединений при разгроме группировки противника.

После войны Вершинин занимал должность главкома ВВС – заместителя министра обороны СССР. Звание маршала авиации ему было присвоено в июне 1946 г. Его организаторский талант особенно проявился в период перевооружения Военно-Воздушных Сил на реактивную технику. Сложная международная обстановка, агрессивная политика империалистических государств вызывали необходимость решать вопросы перевооружения в самые кратчайшие сроки. При активном содействии К.А. Вершинина осенью 1946 года для обучения летчиков-истребителей полетам на реактивных самолетах создается специальный центр, где первоначально инструкторами были летчики-испытатели. Обученные ими командиры частей и соединений в свою очередь передавали опыт и знания своим подчиненным. Уже в августе 1947 года на воздушном параде в Тушино советские асы впервые продемонстрировали групповой высший пилотаж на реактивных истребителях. В дальнейшем К.А. Вершинин (с сентября 1949 года) работал на различных командных должностях в ПВО и ВВС. Был организатором многих учений, военно-научных конференций, различных сборов руководящего состава ВВС. Систематическое посещение авиационных соединений и частей, научно-исследовательских институтов, лабораторий, учебных полигонов и конструкторских бюро — все это помогало ему целеустремленно направлять техническое развитие и совершенствование Военно-Воздушных Сил, оперативную и боевую подготовку строевых авиационных частей. В 1959 г. Константину Андреевичу присвоили воинское звание Главный маршал авиации, одновременно он являлся и заместителем министра обороны СССР по авиации. Будучи Командующим Военно-воздушными силами Вершинин, по поручению ЦК КПСС и лично Н.С. Хрущева активно участвовал в рождении и становлении советской пилотируемой космонавтики. Входил в состав Государственной комиссии по запускам первых космических кораблей серии «Восток».

Константин Андреевич жил в Москве, писал воспоминания, вел большую научную работу. Им написаны книги: «Авиация и война», «Ядерный век и война», «Военно-Воздушные силы», «4-я воздушная в боях за освобождение Белоруссии», «Освобождение Белоруссии», «Четвертая воздушная». Вершинин скончался 30 декабря 1973 года, похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.

Награждён: 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 3 орденами Суворова 1-й ст., орденами Суворова 2-й ст., Отечественной войны 1-й ст., медалями, а также иностранными орденами.

Материал подготовила научный сотрудник музея - Л.Корчинская.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10