Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Как кубанские казаки Старый Новый год праздновали

За то, что мы встречаем Новый год дважды, следует благодарить Русскую православную церковь.

Когда в 1918 году в России ввели Григорианский календарь, церковь новацию не признала и праздники продолжила чтить по Юлианскому календарю, то есть по старому стилю Ночь с 13 на 14 января называли в народе встречей Василия с Меланкой. По православному календарю, 13 января - день памяти преподобной Мелании (Меланки), а 14 января наступает день святителя Василия Великого.
Праздник Меланки особо любим был молодежью. Парни в Меланкин вечер получали второй шанс завоевать глянувшуюся девушку: если раньше сватовство закончилось отказом («гарбузом»), в канун Старого Нового года можно было заслать сватов повторно. А девчатам на Меланку с Василием полагалось гадать. Считалось, что загадает девица на Василия - не минуется. По традиции, во время девичьих гаданий парни потихоньку снимали с заборов гадальщиц калитки, а вернуть их могли отцы девушек, да и то только через магарыч. Девчата по станицам гадали на жениха. Например, так: выходили на улицу и смотрели, какое животное на глаза первым попадется. Таким и будет суженый. Если встретишь овцу - муж найдется тихий и покладистый. А собака попадется на глаза, хоть самый милый пес, - к собачьей жизни замужем. А еще, бывало, сыпали гадальщицы у ворот три кучки зерна, а утром смотрели: если никто зерна за ночь не тронул - быть семейной жизни счастливой и благополучной, а если потратил кто зерно это - к ссорам да неурядицам у жены с мужем. Ходил еще по станицам обычай по гребешку суженого искать. Клали девушки с вечера под подушку гребень, сказав перед сном: «Суженый-ряженый, голову мне расчеши!» И кто им после того во сне виделся, того и в мужья пророчили.
О суженом на Меланку и вода рассказывала. Ложась спать, ставили девушки у изголовья посудину, наливали в нее воды и бросали прутики из веника со словами: «Суженый-ряженый, переведи меня через мостик». Утром примечали, как прутики по воде распределились. Если пучком собрались, непременно ждет гадальщицу обручение с милым еще до конца года. Гадания были самые разнообразные. Например, брали матерчатый мешочек, наталкивали туда шерсть разного цвета - и черную, и белую, и рыжую, и пегую. В полночь девушки по очереди доставали по клочку шерсти: если достанется черная - жених будет чернявый, белая - блондин попадется.
Выйдя ночью за двор с ленточкой, девушка привязывала ее к любому колу забора и уходила спать, загадав сон. А на утро выходила за двор и смотрела, на какой колышек повязана ленточка. Если кол в коре - муж будет богатый, а если голый - бедняк. Гадали по станицам и так. Самого красивого петуха заносили в дом. Перед ним ставили блюдце с водой, зеркало и рассыпали пшеницу. Если он клюнет зерно - муж попадется хозяйственный, выпьет воду - окажется пьяницей, посмотрит в зеркало-больше будет любить себя.
А еще девушки кидали сапожок через крышу дома. Куда носок повернет, с той стороны и придет суженый. Издавна на Старый Новый год юные казачки гадали, но при этом обязательно снимали с шеи православный крестик.
К рождественско-новогодним торжествам полагалось хозяйкам сделать обновки для всех домочадцев и купить новой посуды в дом. А в подготовке были задействованы и мал и стар. Из воска собственной пасеки деды и казачата изготовляли праздничные свечи, приговаривая специальные заговоры и молитвы. Бабушки драли перо на подушки, учили детвору колядовать, «щедрувать» и «посевать». В хатах обязательным украшением была елка - ее вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. Жарилось и варилось множество мясных и иных яств. На столах появлялись долгожданная «ковбаса», окорока с индейками и гусаки с орехами. Подавали целые куски разварного мяса на больших деревянных блюдах, холодец с хреном и чесноком, пироги и пирожки, какие только можно вообразить: и круглые с фруктами, печенные на легком духу прямо в печи, и жареные с горохом, фасолью, с пытрибкой, с яйцом, луком, картошкой, капустой, салом... а также кавуны, квашенные в пудовых бочках в знаменитых кубанских погребах.
На праздники не скупились, делали стол обильным и сытным, не только на свою семью, но и на гостей, которые в этот день могли появиться в любом количестве. Вообще провести праздник в узком кругу семьи считалось в кубанских хуторах и станицах чрезвычайно непрестижным. Поэтому после поста в праздничные дни казаки ходили друг к другу в гости, и каждая хозяйка старалась блеснуть изобилием блюд.
Чтобы отблагодарить посевающих и щедрующих, хозяйки лепили вареники, которые тоже использовали для гаданий. Несколько штук из большой партии вареников делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой - жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью - горькая, пустой вареник - пустая жизнь, а с монетой - счастливая и долгая. Обычай щедровать по сей день сохранился в хуторах и станицах.
Как и на Рождество, на Василия готовили кутью, которая называется «щедрой». В отличие от постной (на Коляду), щедрую кутью принято заправлять салом и мясом - скоромниной. Варить кутью нужно ранним утром, не спуская глаз с утвари. По поверью, треснувший горшок или выпавшая из горшка кутья - к беде. Если кутья удастся, ее надо съесть дочиста, а если сбудется плохая примета, варево нужно выбросить с горшком в реку.
В щедрый вечер кутья ставится в красный угол - на покути. К ужину на Старый Новый год нужно было садиться, как и на Рождество, всей семьей, всем быть в чистой одежде. А после ужина станичники просили прощения у домочадцев да соседей за возможные обиды, чтобы встретить Новый год в согласии.
Если на Рождество колядовали, то на Старый Новый год, в Щедрый вечер, щедровали - пели обрядовые песни щедровки, в которых желают хозяевам дома достатка в новом году и всяческих благ. По давнему обычаю староновогодние обходы делаются после захода солнца, когда разгуливается нечистая сила. Посевающие и щедрующие, как и рождественские колядующие, обходят дома с вечера до полуночи, одетые в костюмы и маски, с песнями и шутками.
Был по станицам веселый обычай таскать на привязи «козла»: на какого-нибудь парубка надевали вывернутую наизнанку шубу и навешивали бороду. Казаки верили, что в доме, в котором побывала «коза», в следующем году будет достаток и благополучие. Чтобы урожай был обильным, а хлеба стояли высокой стеной, зерна подбрасывали вверх. Затем их сметали и отдавали домашней птице, чтобы она была здорова и хорошо неслась. Выбрасывать зерно нельзя.
По поверью, на Святках нечистая сила выходила из своих убежищ. Черти и ведьмы рыскали по улицам да пугали прохожих. Оттого мужчины и женщины, стар и млад, переодеваясь, представали в мерзком обличье, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу. Но считалось, что эти маски оскверняют и людей. Поэтому те, кто рядился на Святках, должны были очиститься купанием в реке в день Крещения Иисуса Христа.
Материал подготовила научный сотрудник музея -Л.Корчинская.

1

2

3

4

5

6

7