Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Как на Кубани Крещение Господне праздновали

19 января Русская православная церковь отмечает Крещение Господне или Богоявление. Крещение завершало 12-дневные гуляния с вечеринками, колядками и гаданиями.

В этот день люди изгоняли нечисть, хозяйничавшую на Святках. Конечно же, самым главным событием на Крещение было освящение воды.
Праздник, который православные отмечали в ночь с 18 на 19 января, посвящался крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. На Кубани крещенскую полночь шли люди к реке, чтобы поглядеть, как вода вспять потечет. Считалось промеж казаков, что только самым достойным показывалась обратная вода: лишь праведники могли видеть, как в полночь остановится вода в реке, замрет на мгновение, а потом в обратную сторону потечет. Эта «обратная», или «полуночная», вода, по поверьям, обладала мощными целительными свойствами.
На Кубани в этот день вставали раньше обычного, чтобы приготовиться к обряду очищения. Еще до восхода солнца казаки во дворах разводили костры, на которых сжигали «святочный мусор», то есть всю одежду и предметы, которые были в ходу во время святочных обрядов и гаданий. Казаки верили, что, увидев, как все это сгорает в очистительном огне, нечисть испугается и уйдет обратно в свое царство. Потому пепел от костров тщательно закапывался в землю, а место кострища выравнивалось и зачищалось — «щоб мору ны було на скотыну», читаем в книге историка В. Ф. Никитина «Традиции казачества».
Когда прогорали очистительные костры, еще до рассвета солнца, жители станиц и хуторов собирались в церкви, а затем шли на реку, к заранее вырубленной во льду (если стояли морозы) проруби в виде креста. Причем прорубь, или «Иордань», могла быть как четырех-, так и восьмиконечной. В больших станицах вырубали не одну прорубь, а пять, а еще окрашивали их в цвета жизни: красный, зеленый, синий. Изо льда, если стояла подходящая морозная погода, станичники делали большой стол-престол, который по традиции накрывали свиткой. Утром после молитвы в церкви все жители шли на реку, где совершалось освящение воды путем опускания креста в воду. Ставили большую свечку. Все от мала до велика окунались в проруби, омывая свои тела и очищая душу. Казаки после купания стреляли из ружей, распугивая болезни и всякую нечисть. Выпускали голубей, чтобы они разогнали всю недобрую силу. Придя домой, казаки сбрызгивали крещенской водой все углы дома, чтобы не спрятались там хвори и напасти. Крещенская вода считалась особо целительной, ее прятали подальше от чужого глаза. По поверью, она не портится двадцать лет. Крещенской водой лечили людей и «чистых» животных (коров). А собакам и свиньям давать крещенскую воду грешно.
Канун праздника Крещения Господня считался днем строгого поста: пока совершаются все крещенские молитвы и обряды, людям строго-настрого запрещено было принимать пищу. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не ели до первой звезды. Вечер накануне Крещения звался Крещенским, или вторым, сочельником. Были у него и другие названия: канун Богоявления, голодная кутья. Последнее название, к слову, вечер получил из-за того, что после появления на небе первой звездочки начинать трапезу разрешалось только кутьей. Потому и сам вечер, и кутья именовались «голодными». Впрочем, голодная, или, по-другому, бедная кутья была такой только по названию. Крещенский стол по изобилию не уступал новогоднему. Обязательными же блюдами на нем были кутья, узвар, приготовление и перенос которых в святой угол, а затем на стол сопровождались теми же действиями, словами, что и на Рождество: «Узвар на базар, а кутя — на покути!» Перед тем как поставить кутью в святой угол, стлали там сено. И к этой трапезе, как на Рождество и Старый Новый год, могли приглашать Мороза. По окончании крещенской трапезы кутью, узвар, Мороза и все плохое, нечистое выпроваживали со словами: «Кыш, кутя, с покутя, а узвар — на базар». При этом казаки стреляли, били скалками, палками по заборам и воротам.А сено, солому и хлеб с крещенского стола подкладывали в гнезда домашней птице, скармливали «чистым» домашним животным — коровам. Остатки кутьи могли отдавать птице: «Щоб було в огороди всэ, шоб птыця водылась», — читаем в русском земледельческом календаре «Круглый год» А. Ф. Некрыловой. В этот день устраивали девичьи смотрины — этот обряд исполняли гости подворья. Девицы на выданье в сопровождении своих матерей собирались, как правило, на городской площади или в доме одного из жителей города для того, чтобы показаться собравшимся специально для смотрин молодым парням. Невесты наряжались в самые красивые наряды, выстраивались в ряд или рассаживались на лавки, а парни (также в сопровождении своих родительниц) ходили между рядами и высматривали себе понравившуюся девушку. Обязательно на Крещение устраивались различные игры, в процессе которых молодые люди старались узнать поближе друг друга. Одним из любимых развлечений была игра в «Ручеек», в которую гости подворья также играли с большим удовольствием. Затем, присев за празднично накрытый стол, угощались вкусным чаем на травах, собранных летом на подворье.
Бытовал по станицам еще один интересный обычай. Утром женщина не могла войти в дом первой. Считалось, что под бабий подол может нечисть спрятаться и вместе с бабой тайком в хату пройти. По утрам в станицах наблюдали примерно такую картину: вышла рано утречком женщина «на двор по надобности», а обратно в хату вернуться не может, стоит и ждет, пока какой-нибудь мужчина не войдет в дом перед ней.
Соблюдался в канун Богоявления и такой обычай, называющийся «свечками». Во время вечерни женщины в храме ставили к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды забирали их домой и хранили до особой надобности. Эти свечи зажигались перед иконами во время родов, считалось, что они освещают младенцу путь на этот свет.
А еще пчеловоды ставили одну такую свечу к кресту и три — к сосуду с водой, стараясь накапать побольше воска в воду, ставя свечи так, чтобы они отекали и капли воску попадали в сосуд. По освящении воды пчеловоды старались прежде всех зачерпнуть ее и поймать побольше воску, плавающего на поверхности. А когда приносили освященную воду с каплями воска домой, кропили ею летки и оставляли сосуд со святой водой рядом с ульями до выставки пчел на пасеку.
Две ночи на Святках официально посвящались гаданиям: первая — на Васильев день (на встречу Старого Нового года с 13 на 14 января), вторая — на Крещение (в ночь с 18 на 19 января). С Крещением казаки также связывали множество разнообразных поверий, примет. В Крещенский сочельник — последний и главный день святочных гаданий, казаки и казачки, по древнему обычаю, рисовали на окнах и дверях домов кресты. Кресты выводили мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи — отец, его сопровождал кто-нибудь из домочадцев. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках.
В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями — пирогами, кутьей, варениками. Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда и деньгами.
Таинство водосвятия было кульминацией праздника: в крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения, внутри храмов, другое в самый день Крещения, на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань».
Материал подготовила научный сотрудник музея -Л.Корчинская.

1

2

3