«В названии каждой улицы своя история. Улица Алексенко»
- Подробности
- Опубликовано 27.01.2023 09:40
Крымский краеведческий музей предлагает вниманию всех, кто интересуется историей нашего города и района новый проект «В названии каждой улицы своя история».
Улица в честь Владимира Аврамовича Алексенко- дважды Героя Советского Союза, уроженца села Киевского, отважного лётчика-штурмовика, совершившего за время войны на своём ИЛе 292 боевых вылета. Его именем названы улицы села Киевского, города Крымска. Имя высечено на памятнике лётчикам в Одессе и на стене почёта возле оперного театра. Мемориальная доска - в Одессе, на доме, в котором жил Алексенко, золотом выбито его имя в Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве, на Поклонной горе.
Родился 27 января 1923 года. Его отца, колхозного тракториста, Аврама Антоновича, не стало незадолго до войны. Владимир остался единственным в семье мужчиной. Мать, Наталья Алексеевна, работала, младшие сестренки Нина и Клава, учились в школе.
В 1940 году начала осуществляться его давняя мечта о небе- он поступил в Краснодарский аэроклуб. Позже, в 1942 году, окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов. Выпускники школы, среди которых был и Владимир Алексенко, направлены в мае 1942 года в 27 запасной авиационный полк в Архангельском военном округе в Вологде. Когда в запасном полку появились штурмовики знаменитые «ильюшины», молодые летчики — истребители решили освоить эту машину. Этот знаменитый самолет известного авиаконструктора Сергея Ильюшина по праву назывался «главным самолетом войны», поэтому воевать на нем было особенно почетно и ответственно.
Гитлеровцы окрестили эту машину, оснащенную мощным вооружением, «черной смертью», а наши воины называли ее «летающим танком» за броню, защищавшую летчика и важные части самолета.
Командование поддержало стремление молодых летчиков, и тогда Владимир Алексенко из истребителя превратился в штурмовика.
Учеба в запасном полку шла интенсивно. Обучаемые рвались на фронт. В характеристике на Владимира Алексенко, написанной в декабре 1942 года сказано: «...Имеет большое желание быстрее закончить программу переучивания и уехать в действующую часть на фронт».
И уже в метельные, морозные январские дни 1943 года Владимир Алексенко с товарищами добирался на Ленинградский фронт: поездом, машинами, а затем пешком по «дороге жизни» Ладожского озера.
Владимир Аврамович вспоминал: «Делая первый шаг на ледовую трассу, мы еще не знали, что она проходит в 12-15 км, от южного берега озера, занятого врагом, и что можно неожиданно попасть под его обстрел, под свинцовые очереди проносящихся над головами «мессеров» и воющий град бомб «юнкерсов», либо просто провалиться под лёд.
Сержанты - пилоты шли обочиной, чтобы не мешать движению транспорта. Легко одетые, мы настойчиво пробирались через снежные заносы и, когда кто-то из нас обнаруживал вражеский самолет, подавал команду «Воздух». Все дружно «ныряли» в сугроб. Это была и короткая передышка и «укрытие».
Так, можно сказать, короткими перебежками, мы к вечеру добрались до западного берега Ладоги, преодолев более 30 км ледовой дороги, и скоро оказались в полку».
В полку к этому времени сложились хорошие боевые традиции. Полк начал формироваться перед войной под Воронежом в марте 1941года как 174 ближнебомбардировочный полк, но с началом войны с поступлением на вооружение ВВС самолетов- штурмовиков ИЛ -2 переименован в 174 штурмовой авиационный полк. Всего 25 дней пробыл полк в боевой обстановке. Потери в полку были большие, но и фашистам нанесли значительный урон.
8 марта 1942 года был зачитан приказ Народного Комиссара обороны, в котором говорилось, что за отвагу и героизм, проявленные воинами в боях с фашистскими захватчиками, 174 штурмовой авиационный полк преобразуется в 15-й Гвардейский штурмовой авиационный полк. Вот в этот прославленный коллектив летчиков-штурмовиков и прибыли в морозные январские дни 1943 года молодые пилоты, в том числе и Владимир Алексенко, которому 27 января исполнилось 20 лет.
Командиры, ветераны полка буквально с первых же часов взяли их в оборот. Занимались без передышки, в том числе и в ночное время. Готовились к боевым вылетам, поднимались в воздух со «стариками», учились у них штурмовым действиям, взаимодействию с истребителями. На фронтовом языке это называлось «вводом новичков в строй».
Уже в феврале Владимир Алексенко участвует в боевых вылетах в небе над блокадным Ленинградом. В первой боевой характеристике с 17 февраля 1943 года по 1 июля 1943 года записано: «...в бою проявил себя смелым, мужественным, отважным лётчиком, умело владеющим самолетом ИЛ-2. Волевой, энергичный командир».
В один из майских дней 1943 года полку было присвоено почетное наименование «Невский».
Гвардейцы воевали по-гвардейски. От их штурмовых ударов противник нёс ощутимые потери в боевой технике, вооружении и живой силе. Многие боевые вылеты заканчивались без потерь боевых друзей. Но были и горькие минуты. 25 июля в середине дня группа под его командованием вылетела на разведку. У разъезда Павлово они обнаружили небольшой эшелон из 11 вагонов и стоящих около него загружавшихся машин. Сильный зенитный огонь, открытый фашистами, свидетельствовал, что эшелон представляет для них определенную ценность. Владимир Алексенко даёт команду: «В атаку!». После второй атаки в середине эшелона возник пожар, а затем раздался взрыв огромной силы.
Фашисты в панике пытались скрыться на дрезине, но гвардейцы настигли их и уничтожили. Строй растянулся. Алексенко, беспокоясь о ведомых, по переговорному устройству спросил о них воздушного стрелка Васю Меюса. Тот не ответил. В. Алексенко повернулся и посмотрел в окошечко, увидел пятна крови. Когда он посадил машину, то сразу же бросился к кабине воздушного стрелка. То, что он увидел, потрясло его. Изуродованное взрывом тело стрелка было безжизненным. Когда к стоянке подъехал командир полка, увидев погибшего, спросил: «А где же Алексенко?». Командиру указали на небольшую
рощицу. Командир нашел лётчика, лежавшего в густой траве лицом к земле. Плечи его вздрагивали. Молодой летчик старался заглушить рыдания. Командир опустился на колени и, обняв летчика за плечи, по-отечески успокоил его.
За гибель боевого товарища В.Алексенко поклялся отомстить врагам. Боевое мастерство молодого летчика росло с каждым днем. В характеристике от 29 января 1944 года отмечалось, что менее чем за год он совершил 107 успешных боевых вылетов, в том числе по дальней артиллерии врага, обстреливающей город Ленинград, — 24 боевых вылета.
- При выходе из атаки, - отмечалось в боевой характеристике,- прямым попаданием зенитного снаряда была полностью перебита правая часть стабилизатора и руль самолета. Тяжело управляемый самолет Алексенко, благодаря отличной технике пилотирования, привел на свой аэродром.
Большой вклад в прорыв блокады Ленинграда внесли летчики -штурмовики, в том числе и Владимир Алексенко, назначенный в этом году командиром авиаэскадрильи.
В личном деле Владимира Аврамовича имеются два представления на звание Героя Советского Союза. Командир эскадрильи 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (227 -я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) гвардии капитан В.Алексенко 19 апреля 1945 года за доблесть и мужество, проявленные при выполнении боевых заданий, удостоен звания Героя Советского Союза.
Второй медалью «Золотая Звезда» заместитель командира 15-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор Алексенко награжден 29 июня 1945 года за 292 боевых вылета на штурмовку вражеских укреплений, аэродромов и уничтожение живой силы противника. Кавалеру двух Золотых Звезд было всего 22 года .
В 1943 году молодой летчик Владимир Алексенко прибыл в Ленинград. А в 1944-м, опередив даже некоторых ветеранов, он праздновал своеобразный юбилей - двухсотый вылет на штурмовку. Между прочим, юбилейный вылет Алексенко отметил тем, что уничтожил около роты вражеских пехотинцев, 5 автомашин и 15 повозок с грузами.
Дважды Герой Советского Союза Владимир Алексенко при каждом вылете он совершал по нескольку атак, а бывало, даже по десять, двенадцать. И это в то время, когда земля неистово плюется огнем, сталью, свинцом, а сверху подкрадываются "мессершмитты". Однажды, например, Алексенко со своими ведомыми вчетвером вел бой с восемью немецкими истребителями. Дерзость, с которой Алексенко бросился на них, решила исход боя. Двух "мессершмиттов" сбил Алексенко, а еще двух его ведомые.
292 боевых вылета - это немало. Но еще более важен их боевой эффект. Каков эффект штурмовок Владимира Алексенко, каков его вклад в победу, судите сами: он уничтожил 27 полевых и 54 зенитных орудия, 33 танка, 53 железнодорожных эшелона, 118 автомашин, 10 складов с боеприпасами и еще многое другое...
Свой последний 292 боевой вылет Алексенко совершил 8 мая 1945 года.
Владимир Алексенко - человек весьма дисциплинированный. И все-таки однажды он допустил нарушение. Это произошло, когда бои шли на территории фашистской Германии. Восхищенный действиями группы штурмовиков, наш авианаводчик крикнул с земли в микрофон: "Здорово! Кто в воздухе?". И вот тогда командир группы Алексенко, вместо того чтобы назвать свой позывной, ответил: "В воздухе ленинградцы!"
Большим событием в жизни В.Алексенко было участие в Параде Победы. Ему доверили быть знаменосцем своей родной дивизии.
После войны продолжал службу в ВВС заместителем командира 15-го гвардейского штурмового авиационного полка (в Прибалтийском военном округе). Много учился и трудился.
В 1954 году окончил Военно-воздушную академию. В мае-августе 1954 — заместитель командира 31-го гвардейского истребительного авиационного полка (в группе советских войск в Германии). Летал на реактивном истребителе МиГ-15, МиГ-17 и сверхзвуковом истребителе МиГ-19.
В 1962 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июля 1962 года- заместитель командующего по боевой подготовке. Успешно командовал авиационным полком, дивизией, 5-й воздушной армией (в Одесском военном округе). Был требователен к себе и подчиненным.
В 1978 году по состоянию здоровья В.Алексенко уволился в запас. Последнее время проживал в Одессе.
Награжден орденом Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Отечественной войны II степени, двумя орденами Красной Звезды, медалями.Владимира Аврамовича Алексенко бесконечно любил свою малую родину. Каждый год генерал Алексенко приезжал со своей семьей в с. Киевское. Там же, на его родине, установлен бюст дважды Герою Советского Союза.
Ушел из жизни 16 июня1995 года. Похоронен Владимир Аврамович в г. Одессе.
Материал подготовила научный сотрудник музея Л.Корчинская.