#ЗащитникиИскусства
- Подробности
- Опубликовано 27.01.2023 15:56
27 января сотрудники музея приняли участие в совместных с сотрудниками МКЦ «Русь» и МБУ «КВЗ» мероприятиях, посвященных 79-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.
В актовом зале МКЦ «Русь» прошел мотивирующий цифровой урок на основе фильма «Защитники искусства» для школьников и жителей города Крымска. Фильм об уникальной операции по секретной эвакуации на Урал в первые недели Великой Отечественной войны большей части коллекции Государственного Эрмитажа.
Фильм включает сцены из жизни в тыловом Свердловске «голоса Победы» - знаменитого диктора Юрия Левитана, эпизоды Нюрнбергского процесса над нацистами в 1946 году, отражает взгляд на искусство современной молодежи, поднимает вопросы ценности для человека истинных произведений искусства.
Научные сотрудники музея перед просмотром художественно-документального фильма провели лекцию, посвященную деятелям культуры блокадного Ленинграда.
Есть выражение: «когда гремят пушки, музы молчат». Но в блокадном Ленинграде музы не молчали. По воспоминаниям ленинградцев, искусство давало им второе дыхание. Всю блокаду городе работал Театр музыкальной комедии, и зал всегда был полон. Единственной причиной, когда артист не выходил на сцену, была его смерть. К августу 1941 года в Ленинграде было два действующих театрально-музыкальных коллектива Это Театр музыкальной комедии, который отработал всю блокаду, и Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. А с октября 42-го года, как только стало полегче, возник городской театр, который сейчас всем известен как Театр имени В.Ф. Комиссаржевской».
Под непрестанными бомбежками ленинградцы пытались сберечь красоту города. Статуи и памятники закапывали в землю, но памятники великим полководцам Барклаю-де-Толли и Кутузову у Казанского собора, а также памятник Суворову на Марсовом поле простояли всю блокаду. Полководцы как бы провожали войска на битву. Главный символ Ленинграда Медный всадник вначале хотели эвакуировать, но, видимо, вспомнив старинное предание о войне 1812 года, когда его тоже хотели вывезти из столицы, оставили на месте и только обложили мешками с землей, которые защищали скульптуру от повреждений.
Важную роль в культурной жизни блокадного Ленинграда играла музыка.
Музыканты оркестра, в годы блокады выступавшего на сцене Филармонии, входили в состав команды противовоздушной обороны: жили на казарменном положении, поднимались по сигналу воздушной тревоги, участвовали в тушении пожаров и последствий зажигательных бомб, сброшенных на город, помогали строить оборонительные рубежи у стен Ленинграда.
К середине лета 1942 года в немецких типографиях были напечатаны билеты на торжественный банкет, посвящённый взятию Ленинграда. Предполагалось, что он пройдёт 9 августа 1942 года в лучшем отеле города, — сразу после парада гитлеровской армии на Дворцовой площади.
Но немцы не знали о том, что в Ленинград на одном из военных самолётов уже прибыло «секретное оружие»: четыре тетради, исписанные нотами, переданные Дмитрием Шостаковичем из эвакуации, — Симфония № 7 «Ленинградская». Её исполнение в осаждённом фашистами городе стало свидетельством несгибаемого духа ленинградцев.
Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета ко дню концерта понёс большие потери. Некоторые музыканты умерли от голода, другие ослабели настолько, что едва могли репетировать. Чтобы восполнить численность и состав оркестра, музыкантов отзывали из военных частей.
Ленинградская премьера Седьмой симфонии состоялась 9 августа 1942 года. Её исполнил Оркестр Ленинградского радиокомитета под управлением дирижёра Карла Элиасберга.
Этот концерт транслировался по радио и по городским громкоговорителям. Слышали его и немецкие войска, осаждавшие Ленинград. Спустя много лет двое туристов из ГДР – бывшие солдаты — признались Элиасбергу: «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».