Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

2023 год ознаменован 110-летним юбилеем со дня рождения А.И.Покрышкина

Александр Иванович Покрышкин – легендарный советский военачальник, выдающийся летчик-ас, первый трижды Герой Советского Союза, он был вторым по результативности пилотом-истребителем среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне.

С 1972 года А.И. Покрышкин занимал пост председателя Центрального комитета ДОСААФ СССР. Возглавив общество, почти десять лет находился на этом посту и сыграл особую роль в истории ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России).
Саша Покрышкин родился 6 марта 1913 года в рабочей семье в городе Николаевске (сейчас Новосибирск). Смышленый парнишка в 10-летнем возрасте увидел агитсамолет Общества друзей воздушного флота и с этого момента стал мечтать о небе. После окончания школы-семилетки Саша идет работать на завод, а позже, в 1923 году становится курсантом 3-й Военной школы авиатехников. В 1932 году Александр Покрышкин зачисляется добровольцем в Красную Армию и пишет множество рапортов с просьбой отпустить его в летное училище, но постоянно получает отказы. Несмотря на это в 1938 году, во время отпуска, за 17 дней он осваивает двухлетнюю программу Краснодарского аэроклуба и сдает экзамен на «отлично». Благодаря этому он становится слушателем Качинской военной авиационной школы, а через год получает должность младшего летчика и назначение в 55-й истребительный авиаполк Одесского военного округа.
Первый вылет Покрышкина произошел 22 июня 1941 года, а уже 26 июня 1941 года он одержал свою первую боевую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт.
Покрышкин несколько раз был близок к гибели. Пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредила плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок, покрыв приборную доску кровью. Александр Иванович упорно учился на своем горьком опыте и опыте своих друзей. Его дважды сбивали. Первый раз — 3 июля 1941 года над Прутом огнем зенитной артиллерии; к тому времени он одержал не менее пяти побед. Самолет в ходе приземления на опушке леса был разрушен, летчику несмотря на поврежденные ноги, удалось на четвертый день добраться до расположения полка. Находясь в санчасти после приземления подбитой машины на лесную опушку, он завел тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Заметки, вырезки, схемы стали началом покрышкинской науки. Во время первых недель войны Покрышкин, увидев, как устарела тактика советских ВВС, начал заносить свои идеи в записную книжку. Он аккуратно записывал все детали воздушных боёв, в которых участвовал он и его друзья, и делал детальный анализ. Тетрадь была сохранена М.К.Покрышкиной, женой Александра Ивановича, и передана ею в Центральный музей Вооруженных Сил.
Второй раз самолет А.Покрышкина был подбит 5 октября 1941 года в ходе активных боев, когда он вновь и вновь участвовал в разведке и штурмовках, в районе Запорожья.
В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. Выполнял задания по штурмовке вражеских войск, разведке, вел воздушные бои. До осени 1942 года летал на МиГ-3, И-16, Як-1.
Весной 1943 года началось воздушное сражение на Кубани. По концентрации самолётов и плотности воздушных боев Кубанское сражение стало самым напряженным во Второй мировой войне – за 2 месяца было сбито более 800 немецких самолётов. Именно здесь проявились недюжинные способности Покрышкина как лётчика –истребителя.
Боевая слава Кубани и ратные подвиги Александра Покрышкина неразделимы. Покрышкин вспоминал: «Красивый, как большинство южных городов, Краснодар лежал в развалинах, противник сжег и взорвал многие здания. Ничего, мы отплатим им за все злодеяния..», «Мы летим, и скоро я снова увижу Крымскую и буду за нее драться».
Покрышкин до войны бывал в ст. Крымской: «…Наша часть на лето выезжала туда в лагеря. Мы жили в палатках недалеко от консервного комбината. Однажды, приехав на это предприятие, в его механический цех, по делам службы, я узнал, что на комбинате есть планерный кружок, есть планер, недавно приобретённый и ещё не собранный. Мне очень захотелось осмотреть его. Ребята, охотно показавшие мне свое сокровище, сразу догадались, что я не безразличен к этому виду спорта. Они попросили меня помочь им собрать планер и облетать. Я согласился.
И вот мы вывезли ящики за станицу, собрали там аппарат и притащили его на холм, чтобы оттуда легче было оторваться от земли. Я занял место в кабине, грузовик натянул буксир. Планер взмыл над полем. Я сделал несколько разворотов, проверил управление. Наступило время идти на посадку. Но свободной площадки здесь не оказалось. А планер не ждал. Вот он уже над самыми огородами. Я протянул ещё немного и посадил его прямо в чью-то картошку.
Пока я освобождался от ремней и вылезал из кабины, к месту приземления планера уже примчалась куча местных ребятишек. Они, конечно, не обращали внимания на межи, на грядки, и потому вслед за ними от каждой хаты бежали кричащие хозяйки.
Мы решили разобрать планер и вывезти его подальше от станицы. Там снова собрали и отправились на клеверное поле. Я опять сел в кабину. Взлетаю. В воздухе вдруг обнаруживаю, что кто-то в спешке неправильно соединил тяги управления: планер не подчиняется моим движениям. Как ни старался посадить его, он все-таки рухнул на землю. Меня вытащили из-под обломков. Когда я пришел в себя, увидел над собой кружковцев и какого-то пожилого человека. Дядька грустно качал головой. Он, оказывается, появился здесь, чтобы прогнать нас отсюда, отругать за вытоптанный совхозный клевер, а теперь пришлось ему даже дать свою машину, чтобы отвезти меня в лагерь. Планер был вскоре отремонтирован».
В январе 1943 16-й гвардейский авиаполк был послан за границу, в Иран, чтобы получить новую технику- поставленные в СССР по ленд - лизу американские истребители Р -39 «Аэрокобра». Полк вернулся на фронт 8 апреля 1943. Во время первого же своего вылета на новом самолёте «Аэрокобра» Покрышкин сбил Bf-109. Со временем прибытия на Кубань Покрышкин летал на машине под № 13 (Кобра), затем бортовой номер «100», с позывным «Белая сотка». Впервые решил на деле применить свои новаторские идеи. Все вооружение «Аэрокобры» он перевел на одну гашетку. Иными словами пилот мог одновременно производить выстрелы из пушки и пулемётов. Фашистские летчики ужаснулись: если раньше их так бил один Покрышкин, то теперь - целый авиаполк.
Обладая ясным слогом, Покрышкин сам выступает в военной печати, где пишет о созданной им знаменитой «формуле грозы»: «Высота-скорость-маневр-огонь!», о «Кубанской этажерке», о «соколином ударе», о новом методе патрулирования на больших скоростях по принципу движения маятника часов и других тактических новшествах.
В большинстве вылетов Покрышкин брал на себя самую трудную задачу— сбить лидера. Как он понял из опыта 1941-1942, подбить лидера значило деморализовать противника и часто этим заставить его вернуться на свой аэродром.
За апрель 1943 года он сбил 10 немецких самолётов. Тогда же Покрышкин получил своё первое звание Героя Советского Союза. За май 1943 года он сбил 12 самолетов и 2 — в июне. Вторую звезду Героя Советского Союза Покрышкин получил 24 августа 1943-го. В воздушной битве на Кубани он сбил лично 22 самолёта врага, стали асами многие его ученики, а Покрышкин приобрёл всесоюзную славу.
В феврале 1944 года летчик-герой получил повышение и предложение продолжить службу в Главном штабе ВВС РККА — управлять подготовкой новых пилотов. Но боевой лётчик отверг это предложение и остался в своём полку.
С начала мая 1944 года — вновь в боях на 2-м Украинском и с июля — на 1-м Украинском фронтах. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.
19 августа 1944г Покрышкин был награждён Золотой Звездой Героя Советского Союза в третий раз.
В 1945 году Александр Покрышкин командовал дивизией в ходе различных наступательных операций. Дивизия под его командованием получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена тремя орденами. Сам Покрышкин последний боевой вылет выполнил 30 апреля 1945 года. Участвовал в параде Победы 1945 года как знаменосец 1-го Украинского фронта.
Всего за время Великой Отечественной войны Александр Иванович сделал 650 боевых вылетов, провел 156 боев сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 - в группе.
После окончания войны Александр Иванович поступил в Военную Академии им. М.В. Фрунзе и окончил ее с золотой медалью. Дальнейшее обучение он продолжил в Военной Академии Генерального штаба Вооруженных Сил. Почти 25 лет Покрышкин прослужил в войсках ПВО, занимая ответственные должности и дойдя до заместителя главнокомандующего Войск ПВО СССР. В 1953 году Александр Покрышкин получил звание генерала, а через девятнадцать лет стал маршалом авиации.
Умер А. И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Имя маршала авиации увековечено в названии улицы города Крымска и его именем названа школа №24. В 1993 году получила название "Покрышкин" малая планета. В Новосибирске открыта станция метро «Маршала Покрышкина», установлен бронзовый бюст. На западе России, в Калининградской области, несут боевое дежурство летчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина.
А.И. Покрышкин часто любил повторять фразу: «Подвиг требует мысли, мастерства и риска». Об этом он написал в своих книгах: "Крылья истребителя", "Твоя почетная обязанность", "Небо войны", "Познать себя в бою".
Известный факт, что работая главою ДОСААФ, Покрышкин помог Леониду Быкову в организации съемок любимого многими кинофильма “В бой идут одни старики”. Фрагмент из фильма, в котором герой Быкова был подбит и пешком добирался до своего расположения, тоже взят из жизни маршала, как и угона вражеского Мессершмитта.
«… Звезда их славы нам в дороге светит,
Как бортовой огонь в полночный час,
Дай Бог всем жизни за чертою смерти,
Кто так любил и Родину, и нас».
Материал подготовила научный сотрудник музея -Л.Корчинская.

1

2

2.1

2

4

5

6

7

8