Летчицы Герои Советского союза
- Подробности
- Опубликовано 09.03.2023 09:14
Аронова Раиса Ермолаевна – советская лётчица, участница Великой Отечественной войны, старшая лётчица 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного Таманского Краснознамённого полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт), гвардии лейтенант. Герой Советского Союза.
Родилась 10 февраля 1920 года в городе Саратов Саратовской губернии (ныне областной центр России). Русская. В 1938 году окончила 10 классов школы и поступила в Саратовский институт механизации сельского хозяйства. Одновременно занималась в Саратовском аэроклубе. В 1940 году, окончив два курса Саратовского института механизации сельского хозяйства, перевелась в Московский авиационный институт.
В 1941 году окончила третий курс Московского авиационного института. В составе бригады студентов летом 1941 года участвовала в строительстве оборонительных укреплений в Брянской и Орловской областях. По возвращении в Москву вновь приступила к занятиям, но в октябре 1941 года добровольно вступила в формирующуюся авиачасть под командованием Героя Советского Союза майора М.М. Расковой.
В феврале 1942 года окончила курсы штурманов при Энгельсской военной авиационной школе пилотов и была назначена штурманом звена 588-го ночного легкобомбардировочного авиационного полка. В его составе в мае 1942 года вылетела на фронт.
Участница Великой Отечественной войны: в мае 1942 – августе 1943 – штурман звена, в апреле 1943 – мае 1945 – лётчик и старший лётчик 588-го (c февраля 1943 – 46-го гвардейского) ночного бомбардировочного авиационного полка. Воевала на Южном (май – июль 1942) и Северо-Кавказском (июль – сентябрь 1942) фронтах, в составе Северной группы войск Закавказского фронта (сентябрь 1942 – январь 1943), на Северо-Кавказском фронте (январь – ноябрь 1943), в составе Отдельной Приморской армии (ноябрь 1943 – апрель 1944), на 4-м Украинском (апрель – май 1944) и 2-м Белорусском (май 1944 – май 1945) фронтах. Принимала участие в битве за Кавказ, освобождении Кубани, Керченско-Эльтигенской, Крымской, Белостокской, Осовецкой, Млавско-Эльбингской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.
28 марта 1943 года во время выполнения боевого вылета в районе станицы Киевская (Краснодарский край) была ранена снарядом зенитной артиллерии противника. Несмотря на это, нашла в себе силы выполнить боевое задание и довести командира экипажа Е.И. Пискарёву до своего аэродрома. После приземления из её тела было извлечено 17 осколков, а сама она была отправлена на излечение в госпиталь в город Ессентуки (Ставропольский край).
Пискареву и Аронову считали в полку "везучим" экипажем. Из самых сложных ситуаций они выходили невредимыми и с небольшим числом пробоин в самолете. Они и сами, видимо, уверовали в свое везение и летали иногда безрассудно смело.
Но вот на Кубани летное счастье стало им изменять. Немецкая оборонительная "Голубая линия", до предела насыщенная средствами ПВО, представляла собой плотную огненную преграду.
Все чаще и чаще самолеты возвращались с задания с многочисленными пробоинами в плоскостях, а экипажи - с неуемной дрожью в коленях.
В районе станицы Киевской у немцев среди множества других находился очень мощный "липкий" прожектор. Именно его необходимо было уничтожить в первую очередь, уж очень он мешал работе ночников.
Катя и Рая получили задание уничтожить этот прожектор. По¬дойдя к цели, их самолет попал в лучи целого десятка прожекторов противника, особенно цепко в них вцепился их "подопечный". Зенитчики, видя хорошо освещенную цель, открыли бешеный огонь по их самолету. И тут Раю толкнуло в бок чем-то острым, горячим. Она охнула и ткнулась головой в приборную доску. Сознание не по¬кинуло ее и, превозмогая сильную боль, она подняла голову и опять смотрела в прицел. Дернуть за бомбосбрасыватели сил еще хватило. Рывок - и бомбы полетели вниз. Самый яркий луч погас, но остальные, как щупальца гигантского спрута, крепко держали их самолет в своих слепящих объятиях. Зенитки продолжали неистовствовать.. .
Утром в санчасти хирург делал Рае операцию. Сначала он из¬влек из ран клочья от мехового комбинезона, брюк и на здоровен¬ной своей ладони поднес все эти мокрые от крови лохмотья к ее лицу.
- Вот, отдашь начхозу. В обмундировании теперь не хватка.
Ей стало хуже, и "шутка" не очень помогла терпеть невыносимую боль. Хирург начал вытаскивать из глубоких ран осколки зенитного снаряда. Их было бесконечно много, а он все считал:
... четырнадцать, пятнадцать, шестнадцать...
Когда он особенно глубоко залезал инструментами в рану, ей хотелось кричать, но она не осмеливалась: рядом, за фанерной пе¬регородкой, находилась мужская палата.
- Очень больно, - почти шепотом говорила она хирургу.
- Врешь! - рявкнул он так, что она уже и рта больше не раскрыва¬ла, только еще крепче вцепилась в руку полкового врача Ольги Жу¬ковской.
А за дверью стояла комиссар полка Рачкевич, "мамочка", и, на¬блюдая сквозь щелку за операцией, потихоньку плакала...
В мае 1943 года вернулась в свой полк и продолжила выполнять боевые вылеты. Имея за плечами аэроклуб, и постоянно совершенствуясь в управлении самолётом, изъявила желание переучиться на лётчика и летать на боевые задания уже в качестве командира экипажа. Без отрыва от боевой работы смогла пройти ускоренный курс обучения и с августа 1943 года летала на боевые задания в качестве лётчика.
За время войны совершила 914 боевых вылетов в качестве штурмана и лётчика на самолёте У-2 (По-2) для нанесения бомбовых ударов по живой силе и технике противника, сбросив 120 тонн бомб. На её счету: 188 сильных взрывов, 166 очагов пожара, 3 разрушенные переправы, 4 подавленные артиллерийские батареи, 3 уничтоженных прожектора, 2 взорванных склада, 8 разбитых машин с горючим и боеприпасами.
За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года гвардии лейтенанту Раисе Ермолаевне Ароновой присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После войны до октября 1945 года продолжала службу в ВВС старшим лётчиком 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (в Северной группе войск; Польша).
В 1952 году окончила Военный институт иностранных языков. С декабря 1952 года по май 1953 года служила сотрудником в 1-м Управлении Главного управления специальной службы при ЦК КПСС, в мае 1953 – апреле 1954 – старшим сотрудником отдела 8-го Управления МВД СССР, в мае 1954 – апреле 1961 – старшим сотрудником отдела 8-го Главного управления КГБ СССР. Занималась чтением и переводом иностранной дипломатической, военной, коммерческой и агентурной шифрованной переписки, участвовала в работах по аналитическому раскрытию шифров и кодов иностранных государств. С апреля 1961 года майор Р.Е. Аронова – в запасе.
Жила в Москве. Умерла 20 декабря 1982 года. Похоронена в Москве на Кунцевском кладбище.
Награждена орденом Ленина (15.05.1946), 2 орденами Красного Знамени (25.10.1943; 22.05.1945), орденами Отечественной войны 1-й степени (30.08.1944), Красной Звезды (09.09.1942), медалью «За боевые заслуги» (19.11.1951) и другими медалями.
В Саратове её именем названа улица, а на зданиях, в которых она училась (в аэроклубе и институте), установлены мемориальные доски.
Материал подготовлен научным сотрудником МБУ «Крымский краеведческий музей» Пуртулиди Н.В.