Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«Пылающее небо Григория Речкалова»

В 2023 году Краснодарский край отмечает 80-летие со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков и завершения битвы за Кавказ.

17 апреля 1943 года в небе Кубани начались крупные воздушные сражения, длившиеся около двух месяцев, до 7 июня. Они отличались невиданным размахом и по своим итогам превзошли все предшествующие воздушные сражения Отечественной войны. Советская авиация произвела около 35 тысяч самолето-вылетов, противник потерял 1100 самолетов. В результате воздушные боев на Кубани было впервые достигнуто стратегическое господство советской авиации в воздухе.
В небе над нашим районом воевал дважды Герой Советского Союза Речкалов Григорий Андреевич, который вошел в тройку самых результативных советских летчиков-истребителей: трижды Героя Советского Союза Ивана Никитовича Кожедуба и трижды Героя Советского Союза Александра Ивановича Покрышкина.
В фондах Крымского краеведческого музея хранятся материалы на Героя. Здесь же письма, которые по поручению штаба красных следопытов отряда «Искатель», созданного при народном музее на общественных началах, писали ему школьники В. Рыжков и Т.Купцова в 1970 -1971 гг.
Григорий Андреевич родился 9 февраля 1920 года в деревне Худяковой (ныне входит в поселок Зайково) Ирбитского района в крестьянской семье. Родители Григория - Андрей Алексеевич и Татьяна Петровна - были крестьянами. Детство будущего Героя ничем не отличалось от игр и забав его сверстников. В своей книге «Дымное небо войны» Г.А. Речкалов пишет: «… босоногое детство, ясное до мелочей, сладкое, как мед, и горькая, как полынь, далекая пора. Соленым отцовским потом добывался кусок хлеба. Чтобы вырастить его, мы с отцом корпели на пашне от зари до зари. Ночевали тут же, в поле, жалели время».
Учиться Григорий начал в Зайковской школе, однако в 1933-34 гг. семья Речкаловых переехала из Зайково в поселок Бобровку Сысертского района. Здесь Григорий начал трудовую жизнь, ему было тогда 14 лет. Затем он перебрался в Свердловск и стал трудиться электромонтером на мельзаводе, записался в кружок планеристов, поступил в Свердловский аэроклуб. Вместе с четырнадцатилетними планеристами был поглощен полетом планера, на кото ром впервые поднялся в воздух.
День проводил на аэродроме, в ночь — дежурство. Мечтал сесть за штурвал самолета. По комсомольской путевке семнадцатилетний Г. Речкалов зачислен в Пермскую военную школу летчиков, которую окончил в 1939 году. В звании младшего лейтенанта был направлен в 55 истребительный полк.
Великую Отечественную войну молодой летчик встретил в Молдавии. Однако, за день до начала войны окружная военно-врачебная комиссия признала его негодным к летной работе из-за дальтонизма. Вспоминая этот момент своей жизни, Григорий Андреевич признавался: «Четыре года я жил только авиацией. Столько с ней надежд связано! Отказаться от них — значит отказаться от всего».
Но 22 июня 1941 года, когда Г. Речкалов явился в свой полк с заключением комиссии, начальник штаба проигнорировав вердикт врачей, дал ему срочное задание по доставке документов, во время которого летчик принял свой первый воздушный бой.
С июня 1941 года младший лейтенант Г. А. Речкалов на фронтах Великой Отечественной войны в должности пилота 55-го (с марта 1942 года - 16-го Гвардейского) истребительного авиационного полка. Летал на биплане И-153. Во время одного из воздушных боёв был тяжело ранен в голову и ногу, долгое время находился на излечении в госпитале, где перенёс 3 операции. После относительного выздоровления лётчик получил направление в запасной полк, но, узнав, что тот укомплектован только самолётами У-2, решительно повернул и уехал обратно в штаб ВВС округа. Там он добился встречи с командующим и сумел вытребовать направление на переучивание в истребительный полк. Только 30 марта 1942 года, освоив Як-1 и ещё раз побывав в госпитале- трудно выходил осколок, Речкалов всеми правдами и неправдами вернулся в свой полк.
О настойчивости молодого лётчика, с которой он преодолевал, казалось, непреодолимые трудности, свидетельствует такой случай. Когда Григорий после почти годового перерыва попал, наконец, в свой полк, выполняя задание по разведке, он встретил ФВ-189 или, как его называли, «раму». Редко кому на фронте удавалось сбить этот самолет-корректировщик, хотя в схватку с ним вступали многие летчики. «Раму» немцы доверяли только самым лучшим и опытным летчикам. Десять атак провел Речкалов, пока не стало корректировщика.
В штурмовых атаках Григорий Речкалов вывел из строя и уничтожил десятки артиллерийских орудий, железнодорожных вагонов, автомашин с войсками и грузами врага. В 20-ти воздушных боях он сбил 6 немецких самолетов. В конце декабря 1942 года Речкалов был удостоен первой боевой награды — ордена Боевого Красного Знамени.
В декабре 1942 года полк отозвали с фронта для перевооружения на американский истребитель Р-39 «Аэрокобра». К весне 1943 года, получив новые машины на Северном Кавказе, полк отправился на Кубань. В первом же вылете, Речкалов и Покрышкин сбили по одному Ме-109 F в воздушном бою над станицей Крымская. На Кубани Речкалов воевал на «Аэрокобрах» с бортовым номером «40», одержал 19 побед, трижды уничтожив по 2 самолета в одном бою и один раз-3. Обычно он летал ведущим пары в группе Покрышкина.
Беспредельно храбрый лично, удалой. Полный презрения к врагам, Речкалов воевал на разукрашенной «Аэрокобре», помимо стандартной окраски и элементов быстрого распознавания, несшей звёзды по числу сбитых врагов и грозные буквы РГА (инициалы лётчика) на хвостовой части фюзеляжа.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года Речкалов удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 994).
Вот лишь некоторые эпизоды из наградного листа: «11 апреля 1943 г в составе 4 самолётов «Аэрокобра» вылетел на прикрытие боевых порядков своих войск в районе Абинская, Крымская. В этом районе встретил 2 Ме-109, которые маскируясь солнцем начали атаковать пару его ведомых. Товарищ Речкалов заметил хитрость врага и пошел на помощь товарищам. Противник пытался уйти от меткого огня резким пикированием, но тов. Речкалов сочетая огонь с маневром с дистанции 40-50 метров начал расстреливать стервятника и сбил 1Ме-109. Самолёт упал севернее 2 км Абинской.
15.4.1943г вылетев в составе 4 самолетов «Аэрокобра» на прикрытие боевых порядков своих войск в район Абинская, Крымская в районе цели встретили 8 бомбардировщиков Ю-88, которые пытались бомбить наши войска, в этой группе был ведущим тов.Речкалов, отдав приказание своим ведомым по радио пошел в атаку на бомбардировщиков. Своей смелостью и отвагой расстроив боевые порядки бомбардировщиков, рассеял их не дав возможности сбросить бомбовый груз на свои войска. От атак Речкалова был сбит 1 Ю-88 который горящий упал в районе Николаевский и т .д».
Летом 1943 года во главе восьмёрки истребителей он с ходу на предельной скорости, сверху в лоб, атаковал большую группу пикировщиков Ю-87 и лично сбил 3 из них. Он с удовольствием летал на «охоту», любил забираться на большую, около 6000 метров высоту и, пользуясь своим исключительно острым зрением, стремительно атаковать выбранную жертву. На задания ас летал с разными лётчиками. Среди них были А.Труд, Г.Голубев, В.Жердев.
Вспоминая о тех днях Григорий Андреевич позднее писал: «Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале противник действовал нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолёт, загоревшись, несётся к земле. Но мы быстро разгадали тактику немецких лётчиков и стали применять новые приемы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов так называемой «этажеркой». Именно в эти дни в нашем полку родился «Соколиный удар», разработанный А.И.Покрышкиным».
Во время освобождения Крыма 1 ноября 1943 года четыре самолета под руководством Речкалова успешно вели бой с 30 вражескими бомбардировщиками, шедшими в сопровождении двух истребителей. Внезапной атакой Речкалов и его боевой товарищ Голубев сбили четыре Ю-87.
К июню 1944 года Григорий Андреевич совершил 415 боевых вылетов, лично сбил 48 самолетов противника. За образцовое выполнение боевых заданий, проявленный героизм в борьбе с фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года Григорий Речкалов удостоен звания дважды Героя Советского Союза.
Всего за время Великой Отечественной войны Григорий Речкалов провел 122 воздушных боя, совершил 450 успешных боевых вылетов, сбил 56 самолетов и еще 6 самолетов в составе группы.
После войны продолжал службу в ВВС. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию. Командовал полком, авиадивизией. В 1957-1959 годах был заместителем командующего истребительной авиацией Отдельной Дальневосточной армии ПВО.
С апреля 1959 года генерал-майор авиации Г. А. Речкалов – в запасе. Появилась возможность проявиться писательскому таланту легендарного летчика. Его книги «Дымное небо войны» и «В небе Молдавии» – одни из лучших воспоминаний о войне.
Жил в Москве, в последние годы жизни - в городе Жуковский Московской области. Умер 22 декабря 1990 года и был похоронен по завещанию рядом с матерью на кладбище посёлка Бобровский Сысертского района Свердловской области.
Григорий Андреевич был награжден орденами Ленина, Красного Знамени (4 раза), Александра Невского, Отечественной войны первой степени, Красной Звезды (2 раза), медалями.

Материал подготовила научный сотрудник музея- Л.Корчинская.

1

2

3

4

5

6