Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«Братья Глинки: гении воздушного боя»

Борис и Дмитрий Глинки - знаменитые лётчики истребители Великой Отечественной войны.

Дмитрий Глинка стал седьмым по результативности советским асом времен Великой Отечественной, сбив 50 самолетов противника, а повторить результативность младшего брата Борису Глинке помешало лишь серьезное ранение. На его счету оказались 30 побед. Особенно братья отличились во время Битвы над Кубанью, показав высокую результативность и безграничное мужество.
Старший брат Борис Борисович Глинка родился 27 сентября 1914 года в селе Александров Дар, ныне Кривой Рог в Днепропетровской области. Три года спустя, 23 декабря 1917 года, на свет появился Дмитрий Борисович Глинка.
Отец братьев был потомственным шахтёром, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, которых было пятеро. Как позже вспоминал Д.Глинка: «Семья у нас была дружная, и главой семьи был отец. Он не был строгим, а скорее наоборот, доброжелательным, но если он сказал, то уже держись, авторитет его в семье был очень высок». С раннего детства дети были приучены к труду, помогали отцу и матери по хозяйству, летом занимались хлебопашеством. Родители, несмотря на все трудности, поддерживали сыновей и старались поощрять их интересы.
Окончивший в 1928 году семь классов Борис устроился рабочим на шахту, где проявил недюжинные организаторские способности, за что был направлен учиться в горный техникум. Уже в 1934 году 20-летний парень окончил техникум и был переведен на должность сменного мастера шахты. Но увлечение привело его в аэроклуб, а затем в школу летчиков Гражданского воздушного флота в Херсоне, которую он успешно окончил в 1936 году. Бориса призвали на военную службу и направили на учебу в Одесскую военную авиационную базу. Командование сразу же обратило внимание на базовые знания и серьезность молодого пилота.
Младший, Дмитрий, в 13 лет после окончания школы также пошел в забой, а потом, отзанимавшись в местном аэроклубе, поехал поступать в Качинское летное училище. Получив диплом военного летчика, остался в армии, осваивая технику пилотирования и ведения воздушного боя на истребителях И-16.
Великую Отечественную войну братья встретили по-разному. Борис, несмотря на многочисленные рапорты с просьбой отправить его в действующую армию, вместе с училищем был эвакуирован в Баку. Он готовил молодых летчиков, которым предстояло дать отпор фашистским асам, не знавших поражений в небе Западной Европы.
Дмитрий же сразу оказался в гуще событий. Уже в августе 1941 года он осуществил несколько боевых вылетов на И-16. 9 апреля 1942 года на фюзеляже его истребителя нарисовали первую красную звезду за сбитый немецкий бомбардировщик «юнкерс-88».
9 мая 1942 года, ровно за три года до Великой Победы, молодой летчик в невообразимо жестком бою над Арабатской стрелкой сбил еще три бомбардировщика противника, доведя счет собственных побед до шести.
Правда, появившиеся из-за облаков немецкие истребители сбили и самолет Дмитрия Глинки. Успевший выпрыгнуть из горящего истребителя раненый летчик очнулся в госпитале только через два дня. Врачи посоветовали ему навсегда забыть о полетах, но в нарушение всех приказов он вернулся в расположение своего полка. Уже на следующий день, 13 июля, Дмитрий уничтожил считавшийся практически несбиваемым бомбардировщик «хейнкель -111».
В сентябре 1942-го потрепанный в боях полк перевели на отдых и переформирование под Баку, в котором Дмитрию, имевшему на своем боевом счету уже 11 побед, удалось встретиться с братом. Существуют разные версии этой встречи, но известно лишь, что в результате длительных переговоров командиру Дмитрия Ибрагиму Дсусову удалось уговорить руководителя учебного центра отпустить Бориса Глинку на фронт.
Братья, пересевшие на полученные по ленд-лизу «аэрокобры», произвели настоящий фурор во время первого же своего совместного вылета. То, что Дмитрию удалось уничтожить два бомбардировщика «юнкерс-88», никого особенно не удивило. Но две победы Бориса над таким же бомбардировщиком и истребителем «мессершмитт-109» говорили об огромном потенциале этого пилота.
После освобождения Сталинграда немецкое командование начало отвод войск к Ростову на Дону. На Кубани фашисты начали возводить укрепленный рубеж обороны на подступах к Таманскому полуострову, называемый «Голубая линия», чтобы сдержать наступление советских сухопутных войск. Фашисты планировали добиться превосходства в воздухе с помощью Люфтваффе и использовать Кубанский плацдарм для дальнейших наступательных операций. Маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым и маршалом авиации А.А.Новиковым было принято решение об увеличении авиационной группировки на Кубани. В феврале 1943 года Борис и Дмитрий Глинки в составе гвардейского истребительного полка были отправлены на Северо Кавказский фронт. Битва над Кубанью (апрель-июнь 1943 стала крупнейшим авиационным сражением, в результате которого Люфтваффе потеряли стратегическую инициативу в воздухе. В этих боях отличились многие знаменитые лётчики асы: А.Покрышкин, Г.Речкалов, Н.Лавицкий, братья Б.и Д. Глинки.
Кубань стала главной страницей в их биографии. Именно здесь братья Глинки вырабатывают свой неповторимый стиль и характер поведения за штурвалом самолёта, они демонстрируют редкое мастерство и самообладание в кубанском небе. У каждого из них был свой неповторимый профессиональный почерк. Дмитрий великолепно владел тактикой воздушного боя, мог эффектно вести схватку с врагом, хорошо организовывая взаимодействие всей авиационной группы, он обладал редкостными лидерскими качествами. Несколько раз отважный лётчик был сбит, но всегда возвращался в строй, демонстрируя огромное мужество. При этом Борис был виртуозным мастером пилотажа.
Во время битвы за Кавказ Дмитрий Глинка вылетал на боевое дежурство используя тактический прием «кубанская этажерка». Советские истребители следовали в трех воздушных эшелонах – нижний привлекал внимание врага, средний завязывал с ним воздушный бой, а верхний проводил молниеносные атаки, уничтожая истребители и бомбардировщики врага.
15 апреля 1943 года группа Дмитрия Глинки вступила в неравный бой, в ходе которого летчик лично сбил три «мессера», но и сам был сбит, его самолет врезался в гору. Вылетевший на помощь брату Борис был уверен, что того уже нет в живых, и сражался особенно отчаянно. Ему удалось уничтожить два бомбардировщика и истребитель, а всего враг потерял 20 самолетов. Бойцы полка поклялись отомстить за смерть своего товарища, и были потрясены, когда через несколько дней он, изможденный, вернулся в часть. Оказалось, что в последний момент ему удалось выброситься с парашютом. Но при приземлении летчик получил сильный удар и уцелел только благодаря местным жителям, которые на парашютной ткани отнесли его в ближайший госпиталь.
К концу апреля 1943 года у Дмитрия на счету 146 боевых вылетов.
24 апреля в полку зачитали приказ о присвоении гвардии капитану Дмитрию Глинке звания Героя Советского Союза. Его «аэрокобру» с бортовым номером 21 знал весь фронт, а ровно через три месяца на груди Дмитрия появилась и вторая Звезда Героя. В промежутке между этими двумя датами, 24 мая, звание Героя Советского Союза получил и гвардии лейтенант Борис Глинка, стремительно догонявший младшего брата. Их позывные: «Я - ДБ» (Дмитрий) и «Я - ББ» (Борис) наводили ужас на молодых летчиков люфтваффе, которые предпочитали бежать, не вступая с братьями в прямое столкновение.
Дмитрий и Борис воевали плечом к плечу с 1941 по 1944 годы. В июле 1944 года Б.Глинка, имевшмй на своем счету 30 сбитых самолётов противника участвуя в Львовско Сандомирской операции, был сбит и при катапультировании получил травмы, которые не позволили ему продолжить воевать. Он остался жив, но больше в небо так и не поднялся. В дальнейшем он работал преподавателем Борисоглебского военного авиационного училища и до самой смерти 11 мая 1967 года служил в отряде космонавтов. Ему было всего 52 года, большую часть из которых герой отдал Родине. За боевые заслуги Б.Б.Глинка награжден 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги" и другими наградами.
Июль 1944 года стал несчастливым и для Дмитрия. Группу летчиков во главе с ним отправили в тыл получать новые истребители. По невероятному стечению обстоятельств в транспортном Ли-2 все места были заняты и летчикам пришлось расположиться на авиационных чехлах, сброшенных в самом хвосте самолета. Это и спасло им жизнь, когда из-за ошибки пилота самолет врезался в Кременецкую гору. Погибли члены экипажа и пассажиры, за исключением пятерых.
После госпиталя и восстановления Дмитрий вернулся в свою часть и продолжил бить фашистов. Свою последнюю победу, ставшую для него пятидесятой, летчик одержал в небе над Дрезденом. Он участвовал в Параде Победы и бросал к мавзолею В.И. Ленина штандарты поверженного Третьего рейха. На счету у Д.Глинки было 272 боевых вылета, 91 бой с противником, 50 воздушных побед. Дважды Герой Советского Союза продолжил армейскую службу на различных командных должностях и ушел в запас лишь в 1960 году в результате третьего по счету крупномасштабного сокращения Вооруженных сил СССР.
Помимо двух «Золотых Звезд» Героя Советского Союза он был награжден орденами Красного Знамени, Ленина, Отечественной войны 1-ой степени, Красной Звезды (дважды), медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение Праги, «За взятие Берлина». Умер легендарный ас 1 марта 1979 года. Похоронен на мемориальном Кунцевском кладбище в Москве. В городе Кривой Рог ему был установлен бронзовый памятник бюст и названа улица в его честь.
Гвардии полковники братья Глинки стали ярким примером самоотверженности, мужества и храбрости советских лётчиков в суровые годы Великой Отечественной войны.
Материал подготовила научный сотрудник музея -Л.Корчинская.

1

2

3

4

5

6

7

8