Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

"История одного экспоната” Бурка

В зале «Краеведения» музея можно увидеть интересный экспонат - казачью бурку.

Бурка – один из элементов экипировки казака. Она защищает от дождя и ветра, согревает в мороз и вьюгу. Может служить подстилкой и одеялом. Это дом и саван, «бронежилет» и палатка, наконец, как поется в песне, это - «во степи станица». Долгое время она считалась одеждой бедняков, но позже, наоборот, стала символом богатства и плодовитости.

Верхняя одежда казака в виде плаща без проемов для рук, валяная из грубой овечьей шерсти, часто с вплетением конского волоса - это казачья бурка. Историческим прототипом ее считаются грубые войлочные накидки (часто с капюшонами), известные еще со времен скифов и сарматов. Впоследствии накидка утолщалась, расширялась, удлинялась и, в конце концов, трансформировалась до настоящего вида.

Первое упоминание о бурке относят к началу XVI века. Исследователи одежды народов Кавказа ее название относят как заимствованное от русского слова «бурый».

Бурки различаются по качеству (плотность, водонепроницаемость) и по длине ворса (благодаря которому дождь или растаявший снег стекали с них, как по камышовой крыше). Шьются они из белого или черного войлока с длинным ворсом, с подкроенными и сшитыми плечами и вырезом для шеи. Однако белые бурки не получили широкого распространения среди казаков, в виду своего демаскирующего вида. В бою они были не только не практичны, но и попросту опасны. Поэтому белый цвет для казаков оставался исключительно парадным. Надевалась белая бурка по особым торжественным случаям, служила признаком достатка, так как стоила дороже черной.

Для изготовления бурки необходимо примерно 4 кг добротной шерсти и 4-5 дней тяжелого коллективного женского труда.
Это производство трудоемко и кропотливо. Войлочную шерсть шили, чесали, затем на рогожьей циновке чертили форму будущего изделия, на нее в три ряда укладывали шерсть и поливали горячей водой. После чего скручивали в рулон, перевязывали его в нескольких местах и мяли 6-8 часов. Этот процесс назывался увяливанием шерсти. Готовый войлок помещали в котел с горячей водой, золой и мылом. 

Доработка изделия продолжалась на плетне. Наружная часть расчесывалась, и затем изделие красилось и сушилось. Иногда испытывали качество, вылив на бурку 3-4 ведра воды...

Для удержания такого войлочного плаща на плечах спереди у ворота пришивались накладные кожаные петли треугольной или фигурной формы, в которые продергивали ремешок для завязывания. Количество ремешков - два или четыре.

По форме бурки были двух типов: колоколообразная с покатыми и узкими плечами с длиной чуть ниже колена и прямая с широкими плечами и длиной до пят.
Бурки казаками изготавливались самостоятельно, либо приобретались у горцев. На Северном Кавказе особо ценились кабардинские - легкие и плотные. Но, так или иначе, это было исключительно «домашнее» производство. И лишь в 1888 году в Тифлисе начала работу войлочная фабрика, на которой наладили промышленное производство бурок, однако скоро оно было прекращено за ненадобностью.

Бесспорно, бурка - прекрасная защита от любой непогоды. Александр Сергеевич Пушкин в 1823 году писал в письме Вяземскому, что «бурка не промокает, и влажна только сверху, следовательно, можно спать под нею, когда нечем иным покрыться, а сушить нет надобности».

Бурка в полный запа́х надежно обхватывает тело, не пропуская ветер. Плотная по своей структуре, она практически не намокает, держит и снег, и дождь. Только на первый взгляд может показаться, что в жарком климате эта вещь совершенно не нужна, на самом деле она - образцовая защита и от палящего солнца. В походе идеально подходила казакам, и как подстилка, и как одеяло. Развернутая на кольях бурка являлась своеобразной палаткой-шалашом, укрывающей казака от жары или холода.

Но самое главное достоинство бурки - это защита от холодного оружия. Ее можно без преувеличения назвать прообразом не только современного маскхалата, но и бронежилета.

Плотная бурка, особенно с вплетением конского волоса, способна сдерживать, «гасить» рубящие (но не колющие!) сабельные и шашечные удары. В плечевые швы ее нередко вставляли деревянные или металлические вставки для усиления защиты. Долгое время горские племена использовали кремневые ружья, и случалось, что пуля даже не пробивала бурку, которая тем самым не раз спасала казакам жизнь.

Для казака бурка во все времена была больше, чем одежда. Как плащ она прикрывала все снаряжение всадника (при встречном ветре ее поворачивали задом наперед). «Во время поездок верхом бурка расстилалась и поверх лошади, и это соединяло ее тепло с теплом лошади и передавалось седоку. Получалось, как будто ты сидишь в теплой палатке.

Ее практичностью восхищался подхорунжий конвоя Тимофей Ксенофонтович Ящик. По его воспоминаниям, во время Первой мировой войны казаки «никогда не раскладывали палаток, а спали на поле, положив вместо подушки под голову седло и используя бурку вместо одеяла. Если вечер предвещал плохую погоду и лошади начинали беспокоиться, поводя ноздрями и топая копытами, мы вставали, клали бурку на коня, обнимали его за шею и так спали, стоя рядом друг с другом». Так что в походных условиях бурка почти заменяла казаку дом.

У многих кавказских народов с буркой связаны разные интересные действа.

Например, «воин черкесского сборища, затевающего открытый набег, бросает на разостланную бурку камешек. Все брошенные камешки сосчитываются и таким образом предводители сборища получают сведения о численном составе вооруженной силы. Такова строевая отчетность людей, почитающих унизительным прямой счет человеческих личностей».

Бурке отводилось особое место и в похоронной обрядности. Известный осетинский этнограф Борис Калоев писал, что «в Осетии в каменный ящик покойника клали одетого с головы до ног в новую одежду и завернутого в войлок или бурку».

Во время обряда похорон, как пишет Калоев, «оседланного коня покрывали буркой или траурным покрывалом (в центральной Осетии – большим головным платком вдовы), на седло вешали башлык, кнут, треножку, а если покойник умел хорошо обращаться с оружием, то и ружье». Так же провожали в последний путь казаков и в других местностях Кавказа.

Использование бурки в похоронном обряде не случайно – как походная одежда она идеально соответствует идее перехода, дальней дороги из мира людей в мир мертвых.

В традиционных представлениях народов Кавказа бурка осмысливалась еще и как территория. У кабардинцев есть такое выражение «разостлать бурку и высыпать на нее порох» - это означает решимость стоять насмерть, защищая родную землю.

В нартском эпосе абхазов есть такой сюжет. Один из героев пришел просить руки любимой девушки у ее братьев, нартов. «Встал он со скамьи, расстелил на земле бурку и сел. Не понравилось это нартам». Расстелить бурку на чужом дворе, сесть на нее – это значит заявить о претензиях на чужую территорию.

Развернув на земле бурку, горец оказывался на своей территории; свернув бурку и приторочив ее к седлу, он имел за своей спиной свернутое пространство, которое он мог развернуть, где сочтет нужным. 

Но у всех горцев бурка считалась символом мужественности и боевой доблести, и не случайно существовало даже такое проклятье: «Да не останется в вашем роду мужчины, достойного носить бурку».

Бурка символически даже могла замещать человека. Это свойство было обусловлено самой фактурой ее и находило практическое применение. Историк XIX века Василий Потто, описывая службу казаков на Кубани, подчеркнул: «Действительно, кордонная служба находилась у них в младенческом состоянии... казак... на вышке оставлял ружье с накинутой буркой и надетой папахой. Если посмотреть издали, особенно снизу - точь-в-точь стоит часовой».

Этнолог Юрий Ботяков в одной из своих статей приводит пример, как абрек Зелимхан выбрался из окруженной казаками пещеры – он просто выбросил с крутого склона мешок в бурке, а казакам показалось, будто выпрыгнул сам Зелимхан.

Одно из кавказских поверий говорит, что, если диалог ведется на разостланной бурке, или получено приглашение присесть на бурку – это знак того, что партнеры равны. А пословица гласит: «Кто хоть раз не ночевал в горах в дождливую ночь, укутавшись в бурку, тот не испытал настоящей сладости жизни».

Материал подготовлен научным сотрудником МБУ «Крымский краеведческий музей» Пуртулиди Н.В.

informa post20230704 1

informa post20230704 1

informa post20230704 2

informa post20230704 3

informa post20230704 4

informa post20230704 5

informa post20230704 6

informa post20230704 7

informa post20230704 8

informa post20230704 9