Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«Вишневецкий Г.К.-Герой кубанского неба»

Воздушное сражение развернувшееся в небе Кубани в апреле-июне 1943 года стало одним из крупнейших воздушных сражений Второй Мировой войны, было составной частью советского наступления на Кавказе и стало яркой страницей в истории мировой авиации.

Всего в сражениях с обеих сторон участвовало более двух тысяч самолётов. Ожесточённые воздушные бои длились непрерывно многие часы с широким наращиванием сил с обеих сторон. В результате советская авиация завоевала господство в воздухе. Старший лейтенант Константин Григорьевич Вишневецкий был одним из лётчиков 298-го истребительно авиационного полка, особенно отличившегося в воздушных боях на Кубани. В фондах музея хранятся материалы на Героя. Родился Константин Григорьевич 8 июня 1914 на хуторе Солдатский (ныне село Дмитровка, Казанковский район Николаевской области Украины). Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал токарем. С 15 августа 1935 года в рядах Красной Армии. В 1937 году окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов. В сентябре 1939 года участвовал в походе советских войск в Западную Белоруссию. С первого дня Великой Отечественной войны лейтенант Вишневецкий мужественно сражался с врагом на различных фронтах. Сражаясь в воздухе с врагом, он завоевал всеобщую любовь среди личного состава. Трижды был ранен. За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко - фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1134 ). Интересно, что его 298-й истребительный авиаполк, за успехи в боях на Кубани, тогда же был преобразован в 104-й Гвардейский истребительно авиационный полк.
Из наградного листа от 24.0843г боевых подвигах Констрантина Григорьевича: «С первого дня войны, участвуя на западном фронте тов.Вишневецкий своим мужеством в воздушных боях и на штурмовках воодушевлял лётный состав. За два месяца его участия в войне, он произвел 76 боевых вылетов, из которых на штурмовку жилой силы и техники врага 12 вылетов. В результате его штурмовых атак уничтожено: 7 автомашин, 10 подвод с боеприпасами и до 30 солдат и офицеров. Участвовал в 15 воздушных боях в результате которых лично сбил один самолёт противника, был подбит. Истекая кровью, пересек линию фронта и мастерски посадил самолет на своём аэродроме, но вести боевые действия не мог. После выздоровления, он был назначен инструктором по подготовке к выпуску лётного состава на иностранных типах самолетов. С полной отдачей выполняя задание, он за короткое время выпустил 124 летчика. Стремился попасть на фронт, участвовать непосредственно в боях. 15 января 1943 года получил назначение на должность заместителя командира эскадрильи по политчасти. С 16 февраля снова участвует в боях.
20 марта 1943 года в районе Варениковской группа Ме-109 и фокке-вульф, вела бой с «Лагами». Численное превосходство противника ставило в трудное положение «Лагов», заметив бой тов.Вишневецкий пошел на выручку и своей группой атаковал противника. С первой атаки один фокке-вульф загорелся, а остальные не выдержав стремительных атак Вишневецкого скрылись в облаках. 22 марта северо-западнее Анастасиевской тов. Вишневецкий штурмует вражеский аэродром. При штурмовке поджигает одного Ю-52, но в момент выхода с атаки, он заметил группу Ме-109. В завязавшемся воздушном бою, он в паре сбивает одного Ме-109 и несмотря на численное превосходство противника, противник не выдержал атак и вышел с боя. 27 марта будучи ведущим группы 6 Аэрокобр, он завязал воздушный бой с 16 истребителями противника. В результате четких, твердых команд и личного примера, группа смело вступила в неравный бой и вышла победителями. Бой длился 43 минуты. 3 Ме-109 сбито и два подбито группой. Один сбил и один подбил лично тов.Вишневецкий.
30 марта во время прикрытия своих войск, получено задание от наземной радиостанции, уничтожить вражеского разведчика, который сфотографировал передний край обороны наших войск. Разведчик прикрывался шестью Ме-109, несмотря на численное превосходство противника, тов.Вишневецкий навязал им бой и в результате стремительных атак, разведчик и два Ме-109 были сбиты. Задание наземных войск выполнили.
В подобных 10 воздушных боях тов.Вишневецкий сбил лично 2 и в группах 6 самолётов противника. Он умело руководил 7 воздушными боями, в которых противник потерял 9 самолетов и при штурмовках 2 самолета.
За отличное выполнение боевых заданий тов.Вишневецкий дважды награждён высокой правительственной наградой орденами «Красное Знамя». Как один из лучших организаторов назначен на должность командира эскадрильи и с этой работой справляется отлично. Высокие награды еще больше воодушевили его и он с рвением ведет свою группу в бой.
1 апреля 1943 года в течение 45 минут руководил неравным боем, отражая удары 15 истребителей противника, которые пытались атаковать прикрывающую группу бомбардировщиков. На отдельных этапах боя, он умело вел неравный бой один против 4 Ме-109. Бомбардировщики без потерь, отлично выполнили задание и приветственной телеграммой благодарили его за отличное прикрытие и тактически грамотный проведенный воздушный бой.
17 апреля 1943 года по наведению наземной радиостанции, группа 11 самолетов, которой командовал тов.Вишневецкий, атаковала 7 самолетов Хе-111 и 12 Ю-88. Атакующих кобр, в свою очередь атаковало 12 Ме-109. В неравном бою тов.Вишневецкий сохранил инициативу за собой и благодаря его четким и ясным командам было сбито 4 Хе-111 и 5 Ме-109. Руководя боем, одновременно, он лично сбил 1 и в парах один Ме-109. Противник не выдержав смелых атак, сбросив груз бомб в море рассеялся и скрылся в облаках.
4 мая 1943 года в районе Неберджаевская, шестью самолетами, атаковал 9 Ю-88 с прикрывающей группой 4 Ме-109. Сковав истребителей, тов.Вишневецкий атаковал Ю-88. В результате боя он лично сбил 1-Ме-109 и 1 Ю-88, экипажи его группы сбили еще 1 Ме-109 и 1 Ю-88, противник потеряв инициативу рассеялся в разные стороны не сбросив бомб над целью.
За отличное выполнение задания от наземных войск получена телеграмма, в которой благодарят Вишневецкого за умелую организацию и блестящее проведенный воздушный бой.
На протяжении всего времени участия в Отечественной войне, тов.Вишневецкий произвел 123 высоко эффективных боевых вылета. Участвовал в 39 воздушных боях, в результате которых лично сбил 10 самолетов противника, в парах 4 самолета, в группах 9 и при штурмовке на земле 2 самолета противника. Всего за период участия его в Отечественной войне уничтожил 25 самолетов противника.
Своими героическими делами завоевал всеобщую любовь среди всего личного состава полка. Летный состав все указания выполняет беспрекословно, идет за ним на любые трудности и всегда выходит победителем.
В политико-моральном отношении устойчив, дисциплинирован, исполнителен, требователен к себе и подчиненным. Героизм, отвагу, мужество сочетает с высокой культурой, совершенствования своих знаний. Он отлично знает матчасть самолета и мотора. Повседневно изучает тактику врага и противопоставляет всем уловкам коварства врага свое умение заводя противника в заблуждение. Является хорошим воспитателем своих подчиненных, будучи теоретически грамотным он умело передает свои знания своим подчиненным.
За мужество, отвагу, героизм проявленный в борьбе против немецко-фашистских захватчиков старшего лейтенанта Вишневецкого Константина Григорьевича представляю к высшей правительственной награде званию «Героя Советского Союза». Командующий 4 воздушной Армии генерал-лейтенант Вершинин.
В конце сентября 1943 года штурман 104-го Гвардейского истребительного авиационного полка (9-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия) Гвардии капитан К. Г. Вишневецкий вновь ранен и его правая рука частично потеряла подвижность. Больше не летал.
После выздоровления служил помощником командира 9-й Гвардейской истребительно авиационной дивизии по воздушно-стрелковой службе.
30 июля 1944 года в боях за освобождение Львова был убит прямым попаданием бомбы. Некоторые биографические источники указывают другую причину смерти- автомобильная катастрофа.
К моменту гибели на его счету было более 200 боевых вылетов, около 50 воздушных боёв, не менее 17 самолётов сбитых лично и 14 в группе с товарищами, ещё 2 самолёта уничтожил на земле
Похоронен на холме Славы в городе Львове. В посёлке городского типа Казанка (Николаевская область Украины) установлен обелиск Герою.
Материал подготовила научный сотрудник музея -Л.Корчинская.

1.1

2

3

4

5

6

7

8

9