Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Летчицы Герои Советского союза

Евдокия Андреевна Никулина — командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка , гвардии майор, Герой Советского Союза.

Родилась 8 ноября 1917 года в деревне Парфёново (ныне — Спас-Деменского района Калужской области) в крестьянской семье.
В 1930 году, Дина закончив школу, уехала к брату, работавшему на цементном заводе подмосковного города Подольска. Началась другая жизнь. ФЗУ, куда поступила Дина, готовило лаборантов. Выпускники исследовали цемент. Этим же занялась и она, окончив ФЗУ в 1933 году. Работа нравилась, но крепко-накрепко засевшая еще с детских лет мысль об авиации не давала покоя. И вот однажды Дина и ее подруга Клава Дунина пришли в аэроклуб.
Им повезло. Правда, в аэроклуб они не попали, так как прием уже закончился, но вдруг приехал представитель из авиационной школы — агитировать молодежь учиться авиационному делу. Кого-кого, а Никулину агитировать было не нужно. Ее мечта становилась явью.
На комиссии Дину спросили, кем она хочет быть: летчиком или техником? А ей было все равно, лишь бы попасть в авиацию. Один из членов комиссии посоветовал учиться на техника. Дина согласилась.
Однако на втором курсе авиационной школы Никулина решила все-таки овладеть летным делом. Ей пошли навстречу, но поставили задачу сдать экзамены и на бортмеханика и на летчика. Согласилась!
1936 год ознаменовался для Дины Никулиной большим событием. Девушки, занимавшиеся в разных авиационных школах, были сведены в эскадрилью, которую передали Батайской школе. За два года Дина прошла трехгодичный курс, получив по летному делу высшую оценку.
В Московском управлении Гражданского воздушного флота дали летчице направление в Смоленский отряд. Вот где пришлось поработать! Возила почту, выполняла задания по подкормке льна, уничтожала малярийных комаров. Часто приходилось вылетать с врачами по срочным вызовам.
Пятьсот часов налетала Никулина. И это всего лишь за два года! С таким летным опытом она в первые дни Отечественной войны стала обслуживать штаб Западного фронта. Потом пришел приказ: откомандировать летчицу Е. Никулину в город Энгельс в распоряжение Героя Советского Союза Расковой, Дина мечтала о тяжелых скоростных машинах, о том, чтобы на них громить врага. Но получилось иначе.
Вызывает однажды Раскова Амосову и говорит, что на фронт первым должно уйти подразделение самолетов ПО-2.
— Если хотите в действующую армию, то вам придется перейти на этот самолет. Решайте сами.
Амосова ни секунды не медлила с ответом:
— Конечно, согласна. Только пошлите и Никулину. Раскова записала. А через некоторое время, встретив
Дину, спросила:
— Не обиделась, что на ПО-2 летать придется? Согласна?
— Согласна! — твердо ответила летчица.
... Лето 1942 года. Евдокия Никулина получила приказ вылететь на бомбежку противника. Была ночь, темная, южная, памятная на всю жизнь. При свете фонаря летчица написала заявление с просьбой принять ее кандидатом в члены партии. «Хочу в первый боевой вылет идти коммунистом», — заявила патриотка.
Линия фронта шла по реке Миус. Экипаж Никулиной должен был бомбить скопление войск противника. Набрали побольше высоту. Не сразу нашли место цели. Сказалось отсутствие опыта. Бомбы сбросили с девятисот метров. Увидели сильный взрыв. Возбужденные и радостные, возвратились они на аэродром.
Когда Дина вылезла из самолета, ее поздравили. Партийная организация единодушно приняла Никулину кандидатом в члены партии.
Но счастливый момент был омрачен: погибла командир эскадрильи Люба Ольховская. Так уже в первые боевые часы летчицы почувствовали грозную силу войны. Опасность ждала на земле и в воздухе. Повышением бдительности, летного мастерства, высокой дисциплиной ответили экипажи легких ночных бомбардировщиков на смерть подруги.
Евдокия Никулина стала командиром эскадрильи. Штурманом на ее самолет назначили Евгению Рудневу. Вместе они совершили четыреста пятьдесят боевых вылетов.
Слушая Никулину, перечитывая дневники Рудневой, ее письма к родителям, узнаешь, как много значили они друг для друга.
В письме к матери Женя Руднева писала:
«Ну, а изо всех летчиц самая лучшая, конечно, Дина. Не потому, что она моя, нет, это было бы слишком нескромно, а потому, что она действительно лучше всех летает.
... Мамочка, независимо от того, получишь ли ты ее письмо, пришли Дине хорошее письмо: ведь она вам почти дочка. В самых трудных условиях мы с, ней вдвоем — только двое, и никого вокруг, а под нами враги».
Другая запись проникнута теплой заботой о подруге:
«В комнату заглянула Дина, уставшая. Ведь она у меня большой командир, и ей приходится работать даже тогда, когда остальные отдыхают. Еле уговорила ее пойти ужинать».
Однажды Дина не вернулась. Женя очень переживала, плакала.
— Что же произошло?
Дина и штурман Лариса Радчикова в полете были ранены. Их самолет попал в вилку шести вражеских прожекторов. Снаряды разворотили плоскости, борт. Летчица продолжала вести машину.
Вдруг на плоскостях забегали огоньки. Что делать? Надо во что бы то ни стало сбить пламя! Как? Скольжением — это единственный выход.
Машина стала резко падать. Сердце Дины радостно забилось: выключились прожекторы и огня нет! Теперь новая задача: дотянуть до своих. Никулина понимала, что на изрешеченной машине, с пробитым бензобаком, из которого течет бензин, раненая, она не сможет добраться до аэродрома. Невероятных усилий стоило ей сесть недалеко от передовой, на обочину дороги. Ориентиром служили случайные вспышки автомобильных фар.
Раненых летчицу и штурмана доставили в Краснодар. Об этом в дневнике Жени Рудневой за 1 августа 1943 года есть такая запись:
«22-го утром я с командиром полка поехала к Дине в Краснодар. У въезда в город спустил скат. Пришлось менять. А было уже шесть часов, и было видно, как с аэродрома взлетают санитарные самолеты.
Оказывается, мы прибыли раньше Симы. Дина доложила о выполнении задания, а я даже подойти к ней не могла — полились слезы. У Дины рана в голень навылет, у Лели — осколки в мякоти бедра, она потеряла много крови. Сели они прямо к полевому госпиталю. Динка просто герой — так хладнокровно посадить машину! Предварительно она сбила пламя, но мог загореться мотор, потому что там бензин. У Лели было шоковое состояние.
Мне не хочется никакого пафоса, но именно о Дине, о простой женщине, сказал Некрасов:
В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет, — спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!

Евдокия Андреевна участвовала в обороне Кавказа, в Крымской наступательной операции за которую получила второй орден Красного знамени.
Командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка гвардии майор Никулина Е. А. к сентябрю 1944 года совершила 600 боевых вылетов на бомбардировку укреплений, переправ и войск противника, нанеся ему большой урон в районах Абинская, Крымская, Нижне-Греческая, Булганак, Черноручье.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии майору Никулиной Евдокии Андреевне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 4741).
Евдокия Андреевна Никулина, помимо Золотой Звезды и ордена Ленина была также награждена тремя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I и II степеней, орденом Александра Невского, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Дина Никулина — яркий человек, можно сказать, «лихой» лётчик…
Дина Никулина — профессиональный лётчик с отличной техникой пилотирования. Характер у неё жизнерадостный, весёлый. Летала она бесстрашно. А на вечерах самодеятельности азартно отбивала чечётку, до тех пор, пока её не ранили в ногу. После этого мы узнали, что она отлично поёт…
— И. В. Ракобольская, Н. Ф. Кравцова, 2005, с. 149
После войны гвардии майор Никулина Е. А. — в запасе, а затем в отставке.
В 1948 году она окончила Ростовскую партшколу, в 1954 году — педагогический институт. Работала в городском комитете партии. Жила в городе Ростов-на-Дону, где и умерла 23 марта 1993 года.
На родине Героя, в городе Спас-Деменск Калужской области, на Аллее Славы установлен обелиск. На доме, где она жила в Ростове-на-Дону (пр. Журавлёва, 104), установлена мемориальная доска. Одна из улиц города Ростова-на-Дону носит имя героя.

Материал подготовлен научным сотрудником МБУ «Крымский краеведческий музей» Пуртулиди Н.В.

1

2

8

3

4

5

6

7

9