Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«В названии каждой улицы своя история. Улица Коккинаки»

Крымский краеведческий музей предлагает вниманию всех, кто интересуется историей нашего города и района проект «В названии каждой улицы своя история» в рамках ежегодной Всероссийской патриотической акции «Улицы в лицах».

Целью проведения акции является обеспечение преемственности поколений россиян за счет популяризации подвигов героев, чьими именами названы улицы.
Улица Коккинаки расположена в городе Крымске и станице Варениковской. Коккинаки Владимир Константинович - Дважды Герой Советского Союза, Заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-майор авиации. Участник Великой Отечественной войны.
Являясь старшим летчиком-испытателем ОКБ С.В. Ильюшина с 1935 по 1964г.г., он поднял в небо и испытал более 70 типов самолетов. На его счету более 20 мировых авиационных рекордов.
«Крылатая семья»- так журналисты называли семью Коккинаки. Летное дело в этой семье стало фамильной профессией. Родители Владимира воспитали семерых детей-дочь и шестерых сыновей. Четыре брата: Владимир, Константин, Александр и Валентин — стали лётчиками, а Павел получил специальность бортинженера. По подсчётам статистов, братья Коккинаки провели в воздухе более 100 лет.
Константин Павлович с женой и маленьким сыном Георгием переехали из Одессы в Новороссийск. Здесь он устроился на железную дорогу весовщиком на каботажной пристани. Недалеко от рабочего места стояла дорожная будка, в которой и разместилась семья. Константин Павлович отработал около 60 лет и этим по праву гордился. Наталья Петровна занималась домашним хозяйством, воспитанием детей и была прекрасной рукодельницей. Многие горожанки покупали сделанные ее руками цветы для платьев и шляпок. Но главной заботой родителей были дети.
Владимир Константинович родился 25 июня 1904 года в г.Новороссийске. С 12-летнего возраста вынужден был пойти работать по найму на виноградники, на табачные плантации, затем работал грузчиком в порту, матросом. С детства занимался спортом, был известным в городе спортсменом: увлекался плаванием, легкой атлетикой, был вратарём футбольной команды «Олимпия». Очень любил море. «Лучше моря ничего нет на свете, а Черное море лучшее из морей!»- утверждал Владимир Константинович.
Уже в юности у него проявились замечательные качества: сила воли, мужество, целеустремленность. В 1925 году началась его служба в Красной Армии, которую Владимир проходил в 221-м Черноморском стрелковом полку. После окончания полковой школы его назначили командиром отделения, а после окончания срочной службы в декабре 1927 года Владимиру, благодаря его физическим данным, предложили перейти в авиацию, и он поступил в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. Здесь Владимир продолжил интенсивные занятия спортом и добился отличных результатов. В 1927 году он завоевывает первые места в школе по метанию диска, прыжкам в высоту, толканию ядра и метанию мяча. После успешного освоения теоретического курса, с декабря 1928 года, Владимир Константинович учился в Борисоглебской военной авиационной школе пилотов, которую успешно закончил в феврале 1930 года и получил назначение в одну из строевых частей ВВС. В мае 1931 года, как одного из лучших лётчиков, его направили в родную Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС летчиком-инструктором. Но Владимира тяготила однообразная инструкторская работа, и уже в декабре 1931-го он он добился перевода туда, где смог полностью реализовать свой летный талант - на испытательную работу.
В.Коккинаки говорил: «Я-лётчик-испытатель. Это моя основная профессия. Испытывая самолет, я должен определить достоинства и недостатки новых конструкций, все их качества….. Работа испытателя самолётов чрезвычайно увлекательна, но и очень кропотлива. Испытатель знакомится с машиной ещё в чертежах. Но вот наступает день, когда машину выкатывают из ворот ангара на зеленое поле аэродрома… Испытатель проводит первый полёт, второй, третий, бесчисленное множество полётов. Мы стремимся полностью изучить самолёт, чтобы после нас никто не мог что- нибудь добавить к его характеристике. На испытателе лежит огромная ответственность за жизнь лётчиков, которые потом будут летать на этом самолете».
Он обладал исключительной выносливостью, неоднократно участвовал в дальних высотных перелётах, так 21 ноября 1935 года на истребителе И-15 Владимир Константинович достиг высоты 14 575 метров, что являлось мировым рекордом. С самолёта для снижения веса были сняты почти все приборы, вместо сиденья установлена тоненькая дощечка, а сам летчик был одет только в утепленную лётную куртку с унтами и кислородную маску. Без герметичной кабины при шестидесятиградусном морозе достигнуть такой высоты. К сожалению, СССР тогда еще не состоял членом Международной авиационной федерации, и это достижение не было официально зарегистрировано в качестве мирового авиационного рекорда.
20 апреля 1936 года В.К.Коккинаки впервые в стране выполнил петлю Нестерова на тяжелом двухмоторном самолете-опытном бомбардировщике ЦКБ-26. А в июле-сентябре того же года установил на нем четыре мировых авиационных рекорда грузоподъёмности. К этому времени СССР был принят в Международную авиационную федерацию, и эти рекорды стали первыми советскими авиационными рекордами. 25 мая 1936 года Владимир Константинович получил свою первую награду-орден Ленина.
В августе 1937-го был совершен перелёт по маршруту Москва-Севастополь-Свердловск-Москва. Общая протяженность пути-5018 километров за 15 часов. В кабине самолета находилась тонна груза. Средняя скорость полета была 325257 метров в час. В этом полете было побито сразу три мировых рекорда: скорости полёта на 5000 км без груза, с грузом в полтонны и с грузом в тонну.
«Каждый высотный полёт я готовил на земле, - вспоминал В.Коккинаки. В эту подготовку входили не только точный расчет взлета и посадки и подготовка приборов и машин. Я до минимума доводил число движений, необходимых для управления машиной. Постепенно я довёл число этих движений до семи. Но на высоте и эти пустяковые движения были уже работой, были тяжелы».
27-28 июня 1938 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» Владимир Коккинаки с штурманом А.М.Бряндинским совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва-Спасск-Дальний (Приморский край), протяжённостью 7580 км по прямой. Полет на большем отрезке пути происходил в отсутствие видимости, «вслепую», с отказавшими приборами. Звание Героя Советского Союза Владимиру Коккинаки (как и А.Бряндинскому) присвоено 17.07.1938 г. за выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм.
28-29 апреля 1939 на самолёте ЦКБ-30 «Москва» со штурманом М.Х. Гордиенко он совершил беспосадочный перелёт Москва-Северная Америка протяжённостью 8000 км (6516 км по прямой) за 23 ч.50 минут. С 1959 г. этот маршрут положен в основу регулярных авиационных трансатлантических сообщений. За открытие этого кратчайшего и более безопасного маршрута из Европы в Америку Владимир Коккинаки был в 1965 г. награжден Международной ассоциацией воздушного транспорта бриллиантовым ожерельем «Цепь Пионера Розы Ветров» (ныне хранится в Государственном архиве РФ). За этот перелет Коккинаки был награжден орденом Ленина.
В годы Великой Отечественной войны В.К. Коккинаки совмещал работу старшего летчика-испытателя ОКБ, начальника Главной инспекции Наркомата авиационной промышленности и начальника летно-испытательной службы авиационной промышленности. Руководил испытаниями всех новых самолетов в стране. Большую работу проводил на фронте, помогая летному составу осваивать новую авиационную технику и максимально использовать ее боевые возможности.
В.К. Коккинаки испытал более 70-и типов опытных самолетов, не допустив ни одной аварии и гибели людей. Он стал единственным летчиком-испытателем, награжденным за большие достижения в испытаниях новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм двумя «Золотыми Звездами» Героя Советского Союза. Владимир Коккинаки установил более 20-ти мировых авиационных рекордов: из них 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26 в 1936-1937г.г., 13 на самолёте Ил-18 в 1958-1960г.г. Он владел техникой пилотирования всех типов самолетов.
В 1959г. В. Коккинаки присвоено звание «Заслуженный летчик-испытатель СССР». С 1964г. он работал в ОКБ С.В. Ильюшина инженером-методистом, с 1968г. — ответственным представителем Генерального конструктора в лётно-доводочном комплексе. В 1960г. удостоен Ленинской премии за испытания Ил-18. 2 января 1963г. он с экипажем совершил первый испытательный полет лайнера Ил-62.
Прославленный лётчик умер 7 января 1985 года, похоронен на Новодевичьем кладбище. Именем летчика-испытателя Владимира Коккинаки названы улицы в Москве, Кривом Роге, Ростове-на-Дону, Новокузнецке, Алматы и других городах, международный аэропорт в г. Анапа, летно-испытательный центр в г. Жуковском, авиалайнер, нефтеналивной танкер, в Новороссийске установлен бронзовый бюст.
Материал подготовила научный сотрудник музея -Л.Корчинская.

1

2

3

4

5

6

8

9

7