#БитвазаКубань80
- Подробности
- Опубликовано 09.10.2023 12:02
Летчицы Герои Советского союза
Ольга Александровна Санфирова — командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, гвардии капитан. Герой Советского Союза.
Ольга родилась 2 мая (19 апреля) 1917 года в Самаре, в семье рабочего Александра Васильевича Виноградова, который после революции вступил в РККА. В 1932 году он был демобилизован по состоянию здоровья, служил на административно-хозяйственных должностях и в 1935 году скончался. Девочка в 1932 году закончила 7 классов и вместе с матерью, Александрой Константиновной Санфировой, переехала из Куйбышева в Новоургенч Узбекской ССР, где в 1935 году окончила 9 классов. Ольга самостоятельно отправилась поступать в аэроклуб в городе Коломне Московской области. Поскольку приём уже был закончен, по рекомендации начальника аэроклуба В. Голованевского устроилась работать ученицей препаратора в химической лаборатории на Коломенский машиностроительный завод имени Куйбышева. Активно занималась комсомольской работой и спортом, в том числе парашютными прыжками и стрельбой, одной из первых на заводе получила значок ГТО.
В 1936 году Санфирову зачислили в аэроклуб, где она сдала на отлично теоретическую подготовку и лётную практику. Лётную квалификацию повысила в Батайской военной авиационной школе пилотов. Затем работала по специальности: пилотом в Московском отряде специального применения № 200 (управление санавиации), лётчиком-инструктором в 78-й учебной авиаэскадрилье Западно-Сибирского управления гражданской авиации в городе Татарске Новосибирской области.
В декабре 1941 года Санфирова по мобилизации ЦК ВЛКСМ и призыву Героя Советского Союза Марины Расковой была призвана в армию и направлена на курсы при Энгельсской военной школе пилотов. После двухмесячной переподготовки 5 февраля 1942 года зачислена лётчицей 588-го бомбардировочного авиационного полка. Боевое крещение приняла на Южном фронте. С июля 1942 г. лично произвела 630 боевых вылетов на самолёте По-2 с боевым налётом 875 часов.
Из воспоминаний Ирины Ракобольской - начальника штаба полка:
Как-то на Кубани, вернувшись с задания, Леля докладывала мне о расположении немецких огневых точек вблизи цели. Их было очень много. Я удивилась: «Мне никто еще этого не говорил». Санфирову обидело мое недоверие, и она предложила мне слетать с ней на следующий полет. «Я Вам покажу все это наглядно». И я полетела с ней в качестве штурмана.
Действительно, зениток было много. Ольга не маскировалась, и они палили со всех сторон. Потом я узнала, что она рассказывала своим: «Я показала начальнику штаба, как работают на позиции зенитки». И ее техник — Тоня Вахромеева — укоряла ее: «Ради чего ты так рисковала, вас свободно могли сбить...». Кажется, после этого случая я сомнения свои вслух уже не высказывала.
В ночь на 1 мая 1943 года на третьем боевом вылете их сбили в районе Крымской. Ольге удалось посадить машину, но на вражеской территории. Двое суток пробирались они через линию фронта. Спасло их то, что недалеко были плавни: болото и камыши, в них они прятались от немцев. Нашли они эти плавни по кваканью лягушек. В день рождения Санфировой — 2 мая Руфа подарила ей четыре семечка подсолнуха, которые завалялись в кармане...
Ночью шли, видели, как летают По-2, а днем наблюдали воздушные бои и радовались за наших летчиков. На рассвете 3 мая вышли на наши передовые артпозиции. Их тепло встретили, покормили и помогли добраться до полка... В ночь на 4-е они снова летали на задание...
Как сообщала в донесении 30 ноября 1944 года командир полка гвардии майор Бершанская, Ольга Санфирова сбросила 77 тонн бомбового груза для уничтожения моторизированных частей противника, 700 000 листовок войскам противника, 26 мешков с боеприпасами и питанием для частей РККА, блокированных немцами в районе Эльтигена. Участвовала в освобождении от гитлеровских захватчиков Северного Кавказа, Крыма (Новороссийско-Таманская, Керченско-Эльтигенская, Крымская наступательные операции), Белорусской наступательной операции.
Через три года капитан О. А. Санфирова стала командиром эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт). Под её командованием эскадрилья произвела 3270 боевых вылетов с боевым налётом более чем 4500 часов
Ольга Александровна Санфирова погибла 13 декабря 1944 года при возвращении с боевого задания. После сброса бомб на железнодорожную станцию близ Варшавы на маршруте возврата на свой аэродром в районе польского населённого пункта Домослав самолёт попал под сильный зенитный огонь. Санфирова старалась дотянуть горящую машину к линии фронта и, когда она была пересечена, приказала штурману Руфине Гашевой покинуть самолёт, а затем прыгнула сама. Лётчицы приземлились на нейтральной полосе на расстоянии 800 м друг от друга. Двигаясь к своим, Ольга Санфирова подорвалась на противопехотной мине, а Руфина, получив ранения, осталась жива - её вынес на руках советский боец
Лётчицу похоронили в братской могиле в белорусском городе Гродно.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство» гвардии капитану Санфировой Ольге Александровне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждена орденом Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, а также медалью "За оборону Кавказа"
Её именем названы улицы в городе Самара (27 апреля 1965 г. в честь Героя Советского Союза О. А. Санфировой переименован бывший 8-й проезд на участке от ул. Симферопольской (ныне ул. Блюхера) до Семейкинского шоссе (ныне Московское шоссе) и в белорусском городе Гродно.
Памятник героине установлен на пересечении улиц Революционной и Аэродромной, в сквере около Самарского дома молодёжи. Архитектор — Ю. И. Мусатов, скульптор — А. С. Головнин.
Бюст О. А. Санфировой установлен в городе Коломна, а на здании аэроклуба — мемориальная доска. Мемориальная доска также установлена на здании цеха нестандартизированного оборудования Коломенского машиностроительного завода.
Материал подготовлен научным сотрудником МБУ «Крымский краеведческий музей» Пуртулиди Н.В.