Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Летчицы Герои Советского союза

Лариса Николаевна Розанова (Литвинова) — советский лётчик, штурман 46-го гвардейского ночного бомбардировочного Таманского Краснознамённого ордена Суворова полка, гвардии капитан. Герой Советского Союза.

Лариса Розанова родилась 6 декабря 1918 года в Киеве в семье Николая и Марии Розановых. Её отец работал слесарем в авиационной мастерской. Маленькая Лариса часто бывала у него на работе.
После окончания средней школы, устроилась на работу на обувную фабрику и поступила на курсы пилотов Киевского аэроклуба. В 1940 году окончила Херсонскую лётную авиационную школу, выпускавшую лётчиков-инструкторов. Работала лётчиком-инструктором в Феодосийском, а после в Кировском аэроклубе Москвы. Подготовила три группы курсантов к поступлению в лётную школу. И тут началась война.
Сразу после начала Великой Отечественной войны Лариса Розанова отправилась в военкомат с прошением отправить её на фронт, но получила отказ. 1 августа 1941 года Московский аэроклуб был эвакуирован в Рязанскую область. Лариса продолжала на новом месте и вновь пыталась получить назначение на фронт. Ей снова было отказано. Лишь в начале октября Розанову и её подруг, вместе подававших заявление, вызвали в Московский совет Осоавиахима. В Москве им стало известно, что известная летчица, Герой Советского Союза, Марина Раскова формирует авиационный женский полк. 15 октября 1941 года Раскова получила приказ срочно эвакуироваться с группой девушек в Энгельс, где формировались женские авиационные полки.
Утром 26 октября 1941 года эшелон с будущими лётчицами прибыл к месту назначения. Личный состав был распределён по группам для боевой учёбы. Групп было четыре: лётчиков, штурманов, механиков и вооруженцев. Лариса Розанова попала в группу штурманов. Туда зачисляли девушек с законченным средним и неоконченным высшим образованием. А у Ларисы в активе было ещё и окончание лётной школы со штурманским уклоном. Тогда это было редкостью — подготовленных штурманов-женщин в стране почти не было. Но Розанова хотела быть лётчицей и трижды подавала рапорт с просьбой о переводе в другую группу. После третьего обращения состоялся её разговор с Мариной Расковой, после которого Лариса изменила своё мнение и продолжила учёбу на штурмана. Обычно теоретический курс преподавался в военных авиационных училищах три года, сейчас девушкам отводилось на изучение программы три месяца. По окончании курсов при школе Ларису назначили штурманом эскадрильи.
27 мая 1942 года в составе полка Розанова Лариса прибыла на фронт. В первом боевом вылете брали участие два экипажа: командир полка Бершанская со штурманом Бурзаевой вылетела первой. За ней — командир эскадрильи Серафима Амосова со штурманом Розановой.
«Первый боевой вылет прошёл удачно. Бершанская пересекла линию фронта, попала в сетку прожекторов, маневрируя, вышла на цель, сбросила бомбы, видела взрыв. Задание выполнено.
Полет Амосовой и Розановой проходил сложнее. Они точно рассчитали, когда должны быть над целью. Представляли себе, что тут обязательно раздастся грохот орудий, что их самолёт встретят огнём. Но странно… По расчёту времени самолёт должен быть над целью, а все спокойно.
— Давай вернемся на контрольный пункт, — предложила Розанова. — Сделаем ещё один заход! Времени до рассвета много.
Вернулись обратно и снова полетели к цели. Целью была шахта, где размещался штаб противника. Вот эта шахта, вот изгиб дороги, железнодорожное полотно. И снова тишина внизу спутала все карты. Решили сделать третий заход и только тогда сбросили бомбы — прямо над целью. Раздался взрыв, взметнулось пламя: начался пожар».
— Магид А. С. Гвардейский Таманский авиационный полк.
Так был открыт боевой счёт первой эскадрильи. Розанова летала над Северным Кавказом, Ставропольщиной, Кубанью, Новороссийском. В июле 1942 года лётчица стала членом ВКП(б). Партийный билет девушке вручили в станице Ольгинской, неподалёку от Ростова-на-Дону, где до войны жила её мать.
В декабре 1942 года Розанова была назначена командиром звена.
В апреле 1943 года Лариса Розанова отправилась в Армавир, который находился в прифронтовом тылу. Было необходимо срочно перегнать самолёт в полевые авиаремонтные мастерские: машина была очень изношена. Там Лариса встретила своего будущего мужа — капитана Илью Литвинова.
С марта по сентябрь полк принимал участие в наступательных операциях по прорыву оборонительной линии противника «Голубая линия» на Таманском полуострове и участвовал в освобождении Новороссийска.
В ночь на 1 августа 1943 года эскадрилья ночных бомбардировщиков получила задачу нанести бомбовые удары по целям, расположенным в треугольнике Киевская — Русская — Молдаванская. Самолёты уходили на задание один за другим с интервалом в 2 — 3 минуты. Литвинова шла четвёртой, головной в своём звене, вслед за первым звеном. Её штурманом была Надежда Студилина, смелая и способная девушка, только что начавшая лётную жизнь. Примерно на полпути от аэродрома до цели (аэродром располагался в районе станицы Ивановской), когда самолёт пролетел над рекой Кубанью, лётчица увидела, как впереди, над районом целей, в небе вдруг встали 4 луча прожекторов и в их скрещении заметалась белая точка. Спустя минуту она вспыхнула и факелом пошла вниз. Тут же мелькнула страшная догадка: это первый самолёт эскадрильи. Лётчица прикинула по времени: именно сейчас он должен был выйти на цель. Но что случилось? В небе не разорвался ни один зенитный снаряд. Почему загорелся? Почему сразу же погасли прожекторы? Происшедшее поразило своей неожиданностью и загадочностью. А через несколько минут всё повторилось снова. На этот раз Литвинова заметила, как освещённую прожекторами белую точку прошила справа из темноты огненная трасса. Всё стало ясно. Во взаимодействии с прожекторами за нашими самолётами охотились ночные истребители. Литвинова понимала, что впереди то же самое ждет и её. Однако даже на секунду у неё не возникла мысль повернуть назад. Знала одно: нужно выйти на цель и поразить её. И продолжала вести самолёт к тому месту, где только что видела гибель своих подруг. Какие — то минуты она ничего не предпринимала, чтобы избежать их участи. Машинально прошла через линию фронта. До цели оставалось совсем недалеко, когда впереди снова вспыхнули прожекторы и вырвали из темноты светящийся бледным отраженным светом маленький самолёт. Теперь Литвинова чётко видела его контуры. Это был третий. За ним летела она. Огненная трасса, прошившая впереди идущую машину, будто бы пронзила её мозг и вывела из оцепенения. Лихорадочно заработала мысль: что можно в оставшиеся минуты сделать, чтобы уйти от гибели и выполнить поставленную задачу? Как обмануть врага? В боевой практике Литвиновой, которая к тому времени сделала уже более 400 вылетов, было немало хитроумных тактических приёмов. Чего только не случалось за прошедшие месяцы войны! И всегда она находила выход из самых критических положений. Видя, как очередной самолёт факелом падает вниз, Литвинова решила было уйти вверх, подальше от земли. Но тут же поняла, что это ничего не даст, что надёжной защитой для У-2 всегда была близость земли, которую так не любят и боятся в бою истребители. Однако следовало ещё обмануть вражеских прожектористов, избежать их беспощадного света, предвещавшего гибель. Резко убрала газ. Почти не слышно стало мотора. Самолёт бесшумно планировал на цель. А Литвинова всё ещё видела на стеклах приборов отражение идущего ей навстречу яркого факела горящего самолёта. Только спустя какое — то время различила цифры приборов, быстро падающую вниз стрелку высоты. И теперь уже не отводила глаз от приборной панели, боясь оглянуться, ослепнуть вдруг от света прожекторов. Наблюдать за воздухом приказала штурману. Прибор высоты показывал 500 метров, когда лётчица услышала голос Студилиной: — Подходим к цели. Приготовиться. Литвинова ответила: — Ещё высоко. Пройдём цель и выйдем на неё с тыла, на меньшей высоте. Цель находилась под ними, и прожекторы на этот раз не вспыхнули. Самолёт продолжал почти бесшумно планировать в темноте. Это было уже полпобеды. Лётчица почувствовала огромное облегчение. После долгого напряжения её на миг охватила слабость. Но тут же собралась вновь: главное было впереди — нужно поразить цель. Сделав разворот и продолжая снижение, лётчица снова зашла на цель. Молодцом оказалась и штурман. Студилина сделала всё, что требовалось от неё, и точно сбросила бомбы на объект. Высота была в то время менее 300 метров. Взрывной волной самолёт сильно тряхнуло. Только тогда Литвинова осознала, что нарушила требование инструкции, которая запрещала сбрасывать бомбы мгновенного действия с высоты ниже 400 метров. Но теперь было не до инструкции. Взметнувшиеся ввысь после разрыва бомб лучи сразу 4-х прожекторов стали лихорадочно шарить в пустом небе, а Литвинова летела над самой землей, уходя из района цели. 200, 100 метров оставалось до земли. На такой высоте да ещё ночью вражеские истребители были не страшны. Лётчица включила мотор, самолёт взревел, остывший за время планирования двигатель брызнул искрами. В ответ, уже не с неба, а с земли, побежали пунктиры трассирующих пуль. Били вражеские автоматы и пулемёты. Теперь Литвинову мучило другое: невозможность предупредить шедших за ней подруг, посоветовать им повторить свой удавшийся маневр. У-2 не имели радиосвязи. Но может быть, девчата придумают что — нибудь сами? И словно ответом на её немой вопрос отозвалась наблюдавшая за воздухом Студилина: — Прожекторы опять схватили самолёт! Вскоре ещё один пылающий факел заскользил к земле. Это был уже экипаж её звена: погибли Валентина Полунина и Ирина Каширина. А через мгновение огненная трасса прошла сверху рядом с самолётом Литвиновой. Очевидно, выходивший из атаки вражеский истребитель обнаружил его по выхлопам и наугад дал пулемётную очередь. До самого аэродрома лётчица шла на высоте 200 метров. Позже Лариса Литвинова и Надежда Студилина узнали, что в ту трагическую ночь на цель удалось выйти и отбомбить только их экипажу…
В ноябре 1943 года начались бои за Керченский полуостров. Особыми были задания по оказанию помощи морскому десанту при высадке в посёлке Эльтиген. Полк выполнял задания по освобождению Крыма и Севастополя.
В ночь на 24 декабря 1943 года в самолёт экипажа Розановой — Марии Ольховской попал осколок снаряда. Машина стала терять высоту. Но девушкам удалось посадить подбитый самолёт в районе, где располагался один из советских инженерно-строительных батальонов.
После гибели Евгении Рудневой в апреле 1944 года Розанова была назначена штурманом полка.
Принимала участие в операциях по освобождению Белоруссии, Польши, Германии. За годы войны Лариса Розанова совершила 816 боевых вылетов.
С апреля 1945 года Лариса Николаевна — в запасе.
Вскоре после окончания войны Лариса Розанова вышла замуж за капитана Илью Литвинова, с которым познакомилась на фронте. Взяла его фамилию. Супруги жили в Москве. До 1979 года Лариса Литвинова работала старшим инженером ВНИИ источников тока.
Скончалась 5 октября 1997 года на семьдесят девятом году жизни. Похоронена на Николо-Архангельском кладбище.
Награды:
Литвиновой Ларисе Николаевне присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года за проявленное мужество и отличное выполнение заданий командования):
• медаль «Золотая Звезда» (№ 8299),
• орден Ленина.
• Орден Ленина.
• Два Ордена Красного Знамени.
• Два Ордена Отечественной войны 1-й степени.
• Орден Красной Звезды.
• Медали.

Литвинова автор книг: «Улица Татьяны Макаровой», Летят сквозь годы» и других.


Материал подготовлен научным сотрудником МБУ «Крымский краеведческий музей» Пуртулиди Н.В.

1

2

3

4

5

6

7

8

9