Из истории одного экспоната
- Подробности
- Опубликовано 13.11.2023 09:41
Значок. «Авиация СССР. АНТ-4 "Страна Советов" 1925. СССР»
В фондах МБУ «Крымский краеведческий музей» хранится значок «Авиация СССР. АНТ-4 "Страна Советов" 1925. СССР» На аверсе: По центру прямоугольного значка голубого цвета изображён самолёт, над ним справа надпись « ·СТРАНА СОВЕТОВ ·», по нижнему краю значка надпись «АВИАЦИЯ СССР АНТ-4 1925». Реверс: Оборотная сторона гладкая, по центру крепление, над ним клеймо производителя, под ним цена значка «15коп». Крепление: Застежка булавочного типа
Бомбардировщик АНТ-4 (позже его стали называть ТБ-1 — тяжёлый бомбардировщик первый), созданный под руководством авиаконструктора Андрея Туполева, начали испытывать в 1925 году. А рекордный перелёт в Нью-Йорк самолёт без вооружения совершил в 1929 году под названием «Страна советов».
Над созданием самолёта работали девять месяцев. Он стал первым в мире цельнометаллическим двухмоторным бомбардировщиком.
Первый испытательный полёт длительностью семь минут совершил летчик-испытатель Аполлинарий Томашевский 26 ноября 1925 года. После нескольких успешных испытаний начали серийное производство машин, но экспериментальные полёты продолжали. Томашевский установил на АНТ-4 два неофициальных мировых рекорда продолжительности полёта с грузом — он пролетел четыре с четвертью часа с грузом в 2054 кг и преодолел две тысячи километров с грузом 1000 кг за двенадцать часов.
Самолёт продемонстрировали за рубежом под названием «Страна Советов», предварительно сняв с машины вооружение. Два серийных АНТ-4 без вооружения, с моторами BMW VI, были использованы для рекордного перелёта Москва — Дальний Восток — Тихий океан — Нью-Йорк. Исторический для СССР перелёт начался 8 августа 1929 года. Но первый самолёт получил серьёзные повреждения в результате вынужденной посадки в тайге под Читой. Экипаж не пострадал, и по возвращении в Москву, 23 августа 1929 года вновь вылетел по маршруту Москва — Омск — Хабаровск — Петропавловск-Камчатский — остров Атту — Сиэтл — Сан-Франциско — Нью-Йорк. На участке от Хабаровска до Сиэтла колёсное шасси заменили на поплавковое. Использовали поплавки от Юнкерс ЮГ-1, удлинённые на 40 см из-за большей массы. Перелёт завершился 1 ноября. Протяжённость составила 21 242 км (из них 7 950 км над водой). Лётчики провели в небе 137 часов. Состав экипажа: командир С. А. Шестаков, второй пилот Ф. Е. Болотов, штурман Б. В. Стерлигов и механик Д. В. Фуфаев.
В 1933 году туполевский бомбардировщик стал участником еще одного исторического события – спасения экипажа ледокола «Челюскин». Тогда на льду оказались 104 человека, которые два месяца провели в условиях полярной зимы. 5 марта летчик Анатолий Ляпидевский на самолете АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины двенадцать человек − десять женщин и двух детей. Перед этим он совершил 29 поисковых вылетов в тяжелых погодных условиях. За свой подвиг Ляпидевский был награжден звездой Героя Советского Союза №1.
Зимой 1937 года в целях освоения Северного морского пути и побережья Ледовитого океана на самолете АНТ-4 Н-120 был начат большой трансарктический перелет под командованием летчика Ф.Б. Фариха. С 9 февраля по 14 июня самолет преодолел 23 тыс. км с 47 посадками. Кроме того, три самолета ТБ-1 участвовали в спасении людей с каравана из восьми судов, запертых льдами в море Лаптевых.
Тактико-технические характеристики ТБ-1:
Размеры: размах крыла – 28,7 м., длина – 18,0 м.
Площадь крыла – 120 кв. м.
Масса самолета, кг.
- пустого – 4 520
- нормальная взлетная – 6 810
- максимальная взлетная – 7 750
Тип двигателя – 2 ПД М-17, мощностью 680 л.с. каждый
Максимальная скорость – 207 км/ч.
Крейсерская скорость – 178 км/ч.
Максимальная дальность полета – 1 000 км.
Практический потолок – 4 830 м.
Экипаж – 6 человек.
Вооружение: 6х7,62-мм пулеметов ПВ-1 и до 1000 кг. бомб.
Всего выпустили больше двухсот АНТ-4. Самолёт пережил несколько модификаций. После армии бомбардировщики использовали для перевозки грузов и пассажиров.
Материал подготовлен научным сотрудником МБУ «Крымский краеведческий музей» Пуртулиди Н.В.