Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Конституция: время роста

В переводе с латинского, «constitutio» означает «устройство».

По своей сути, Конституция является основным документом государства и главным источником национальной системы права. Это писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, а также основы организации центральных и местных органов власти.
Являясь основным документом государства, нормы Конституции не нуждаются в каком-либо ином правовом подтверждении. Все законы, принимаемые на территории нашей страны, не должны ей противоречить, в противном случае они подлежат отмене.
Основной закон нашей страны — Конституция — не застывшие на века сухие буквы статей, а живой организм, который развивался, рос и преображался по мере изменения общественно-политических формаций, соответственно запросам времени и общества.
Сколько их было в истории нашей страны, сможет ответить далеко не каждый. Мы постараемся осветить этот вопрос, обращаясь к архивным документам и к свидетельствам тех, кто принимал непосредственное участие в создании основного Закона Державы.
Первая Конституция
Принята V Всероссийским Съездом Советов 10 июля 1918 г. Рождение Советского государства сопровождалось появлением Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой 25 января 1918 г. III Всероссийским Съездом Советов. Она вошла в текст первой Советской Конституции и является ныне памятником права.
В своём постановлении о принятии Конституции (Основного закона) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики съезд указал: «Утверждённая III Всероссийским съездом Советов в январе 1918 г. декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа вместе с утверждаемой V Всероссийским съездом Советов Конституцией Советской республики составляют единый Основной Закон Российской Советской Федеративной Республики». Окончательную редакцию Конституции съезд поручил Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. Отредактированный текст Конституции был опубликован 19 июля 1918 г. С этого момента Основной Закон РСФСР вступил в действие.
Первая Конституция состояла из 6 разделов и включала 17 глав и 90 статей.
Конституция 1918 года установила герб и флаг РСФСР. Её положения легли в основу принятых в 1919–1929 годах конституций автономных республик в составе РСФСР, а также советских республик (УССР, БССР, ЗСФСР).
Народному комиссариату просвещения было поручено ввести во всех
школах и учебных заведениях Российской Республики изучение основных положений Конституции, их разъяснение и истолкование,
Главные принципы Конституции 1918 года легли в основу не только последующих конституций союзных и автономных советских республик, но и стали основополагающими для Конституции СССР 1924 года – первой союзной конституции, законодательно закрепившей образование Союза Советских Социалистических Республик в 1922 году.
В момент образования 30 декабря 1922 года СССР состоял из 4 республик (РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР).
Вторая Конституция, больше известная, как «Сталинская»
Принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Конституция СССР 1936 года – самая демократическая конституция в истории нашей страны. По содержанию и структуре она радикально отличалась от Конституции СССР 1924 года.
Разработка нового Основного закона была связана, в первую очередь, с победой социализма, полной перестройкой социально-экономической, политической и духовной сфер жизни, что и потребовало внесения поправок в Союзную конституцию. По инициативе ЦК ВКП(б) VII Всесоюзным съездом Советов было принято решение об их внесении, что, в конечном счете, привело к разработке Конституционной комиссией нового проекта Основного закона.
В Конституции СССР 1936 года сохранялись все права и свободы, которые были гарантированы в конституциях, действовавших ранее, также были введены новые. В основе их лежала классовая сущность, диктатура пролетариата, но, в связи с уничтожением класса эксплуататоров, в избирательном праве был снят ряд ограничений. Впервые был закреплен принцип равноправия граждан, «независимо от их национальности и расы». Были закреплены положения, касающиеся отмены частной собственности, провозглашалась приоритетность социалистической системы хозяйства и социа-листической собственности на орудия труда и средства производства, основные права и обязанности граждан, особенности избирательной системы, система и компетенция высших и местных органов государственной власти. Провозглашался принцип равноправия всех граждан, также принцип распределения — «от каждого по его способностям, каждому – по его труду». Гарантировалось материальное обеспечение в старости и болезни, свобода совести, слова, печати, собраний и митингов.
Несмотря на ярко выраженные демократические начала, уникальные для того времени и закрепленные в Основном законе государства, Конституция СССР 1936 года во многом носила декларативный характер.
Тем не менее, Сталинская Конституция была призвана по мнению всех крупнейших зарубежных историков, на момент ее принятия, самой прогрессивной на планете!
В результате национально-государственного размежевания в Средней Азии 1924—1925 годов с принятием в СССР Бухарской Советской Социалистической Республики (ранее — Бухарская Народная Советская Республика) и Хорезмской Советской Социалистической Республики (ранее — Хорезмская Народная Советская Республика) были образованы Узбекская ССР и Туркменская ССР (постановлением ЦИК СССР принято 27 октября 1924 года, декларации об образовании приняты в феврале 1925 года на Учредительных съездах Советов республик и официально приняты на Третьем съезде Советов в мае 1925 года); союзных республик стало 6. 16 октября 1929 года 3-й Всетаджикский съезд Советов принял декларацию о выводе Таджикской АССР из состава РСФСР и преобразовании её в Таджикскую ССР, и 5 декабря 1929 года ЦИК СССР утвердил это решение; союзных республик стало 7.
При принятии Конституции СССР 5 декабря 1936 года ЗСФСР была разделена на Азербайджанскую ССР, Армянскую ССР и Грузинскую ССР, а входившие в РСФСР Казахская АССР и Киргизская АССР были выведены из её состава и преобразованы в Казахскую ССР и Киргизскую ССР; союзных республик стало 11.
31 марта 1940 года, после присоединения части приграничных территорий Финляндии, полученных СССР по Московскому мирному договору, завершившему советско-финскую «зимнюю» войну (1939—1940), Карельская АССР была выведена из РСФСР и преобразована в союзную республику в составе СССР — Карело-Финскую ССР; союзных республик стало 12.
В августе 1940 года в СССР были приняты Молдавская ССР (2 августа), Литовская ССР (3 августа), Латвийская ССР (5 августа) и Эстонская ССР (6 августа); союзных республик стало 16. При принятии в 1944 году в СССР Тувинской Народной Республики она стала не союзной республикой, а Тувинской АО в составе РСФСР.
С 16 июля 1956 года Карело-Финская ССР возвращена в статус автономной республики в составе РСФСР и вновь преобразована в Карельскую АССР; союзных республик стало 15.
Третья Конституция
Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. Конституция СССР 1977 года вошла в историю как «конституция развитого социализма». Была принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года и получила название «Брежневской».
В соответствии с шестой статьей нового основного закона, была закреплена однопартийная политическая система: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза». Основополагающим тезисом КПСС стало выражение: «КПСС существует для народа и служит народу», а в соответствии с восьмой статьей коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунизма. Был значительно расширен перечень прав и свобод граждан, появились права на охрану здоровья и жилище.
Также провозглашалась социальная однородность, укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, становление новой исторической общности людей — советского народа. По Конституции, официальной идеологией был объявлен научный коммунизм и марксистско-ленинское учение, а конечной целью общественного развития – построение бесклассового коммунистического общества. В основу организации государственной власти был положен принцип верховенства Советов, а государство объявлялось главным инструментом построения социализма и коммунизма. Был закреплен приоритет государственных интересов над интересами личности и правами человека. Кроме того, эта конституция обосновывала «вооруженную помощь» соседним странам.
Брежневская конституция была шагом к правовому государству; она приближала закон к обычаям судебной практики и понятиям о социалистической законности и пролетарском интернационализме, господствовавшим тогда в СССР. На стадии обсуждения, проект Брежневской Конституции подвергался серьезной критике, но в эпоху застоя в официальной печати не было критики законопроекта: она распространялась только в самиздате.
В 1990 году, в период Перестройки, были приняты значительные поправки в Конституцию СССР 1977 года. Это дало повод говорить о замене «брежневской» конституции на «горбачевскую».
Четвертая Конституция
Принята Всенародным голосованием (Референдумом) 12 декабря 1993 г. За нее проголосовало порядка 58 процентов участников Референдума. Конституция вступила в силу в день ее опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года. Конституция стала отражением и манифестом новой демократической России. Важным отличием нынешней Конституции от всех принятых ранее является ее особый порядок разработки. В параллель велась разработка сразу двух ее проектов, споры вокруг которых стали причиной разрастания конституционного кризиса 1992-1993 годов, вылились в вооруженное столкновение в октябре 1993 года и имели все шансы перерасти в гражданскую войну.
Нормы, изложенные в Конституции Российской Федерации 1993 года, абстрактны, основная их цель – закрепление наиболее важных положений в общественных отношениях.
Конституция провозглашает Президента Российской Федерации главой государства и возлагает на него обязанности по защите Конституции, прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
12 декабря был объявлен нерабочим днем – эта традиция сохранялась вплоть до 2004 года, когда избранным на второй президентский срок Владимиром Путиным был подписан соответствующий закон.
Таким образом, в 1992-1993 годах шло противостояние между Президентом Российской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным и его сторонниками с одной стороны, и руководством большей частью депутатского Верховного совета и Съезда народных депутатов со главе с Русланом Имрановичем Хасбулатовым. Подписанное последним 7 мая 1993 года постановление «Об основных положениях проекта Конституции Российской Федерации» подтверждало подготовленный рабочей группой проект Конституции. В документе, подписанном Председателем Конституционной комиссии Р.И. Хасбулатовым, специальным образом было оговорено, что подготовка проекта шла в соответствии с Постановлением VIII Съезда народных депутатов от 12 марта 1993 года «О мерах по осуществлению конституционной реформы в РФ (о постановлении VII Съезда народных депутатов “О стабилизации Конституционного строя РФ”.
Представленный вариант Конституции ограничивал полномочия Президента, Президент становился номинальной фигурой, основные функции по управлению государством принимал на себя Парламент.
Президентом РФ Б.Н. Ельциным был разработан другой проект Конституции, которому ответственным секретарем Конституционной комиссии О.Г. Румянцевым и экспертом Конституционной комиссии В.И. Лафитским была дана крайне негативная политико-правовая оценка. По сути, президентский вариант Основного закона Российской Федерации был отклонен, также был потерян шанс достижения компромисса.
Тем не менее, Президент РФ и его сторонники продолжили работу над Конституцией, уже не налаживая контактов с Верховным Советом РФ и Конституционной комиссией. Нарастал кризис, вынудивший Президента принять решение о роспуске Съезда народных депутатов, а также Верховного совета Российской Федерации. Соответствующий Указ вышел 21 сентября 1993 года, но Съезд народных депутатов отказался сложить свои полномочия, а действия Президента были в Постановлении Съезда от 24 сентября 1993 года “О политическом положении в РФ в связи государственным переворотом” классифицировали как попытку государственного переворота.
После обстрела Белого дома в октябре 1993 года, начались завершающие работы над проектом Конституции Российской Федерации. В соответствии со сложившейся обстановкой, Президентом были учреждены Государственная и Общественная палаты Конституционного совещания. На их заседаниях были утверждены все главы и согласованы все статьи.
С момента принятия Конституции в неё несколько раз вносились изменения. 30 декабря 2008 года было принято два пакета поправок в этот нормативный правовой акт: первый увеличил срок полномочий президента России с 4 до 6 лет и Государственной думы с 4 до 5 лет, второй пакет поправок создали институт ежегодных отчётов правительства перед Госдумой. 5 февраля 2014 года был принят пакет поправок, упразднивших Высший арбитражный суд, 21 июля того же года был принят пакет поправок, добавивших право президента назначать представителей в Совет Федерации численностью не более 10 % от общего числа его членов (после поправок 2020 года их число увеличилось до 30, из которых не более 7 могут быть назначены пожизненно). 14 марта 2020 года был принят пакет, состоящий из 206 поправок, они были одобрены в ходе общероссийского голосования 1 июля с результатом в 77,92 % (при явке в 67,97 %), 4 июля данные поправки вступили в силу. Также в 65 статью Конституции вносились изменения, связанные с изменением состава Российской Федерации.
Изменения в Конституцию, конечно, могут быть направлены на актуализацию статуса органов власти, развитие тех или иных прав, но никогда не должны снижать уровень защиты личности, подрывать основы демократического устройства страны.
Мы должны беречь Конституцию. Помнить о том, что каждое ее положение не просто юридически выверенное, но часто — выстраданное и омытое кровью. Именно ее положения придают нам надежду на лучшее. Уверен, что наша жизнь будет защищена правом. Что наше государство будет справедливым.
Законы обществу нужны,
Чтоб за Отечество быть гордым,
И Конституция страны
Дана на вечные нам годы.
Была она утверждена
Голосованием народным,
Чтобы Россия как страна
Была великой и свободной!

Полное название России — Российская Федерация. Слово «Федерация» в переводе с латинского означает «союз», «объединение».
Российская Федерация — это объединение 89 субъектов Федерации. В её составе: 24 республики, 9 краёв, 1 автономная область, 4 автономных округа, 48 областей и 3 города федерального значения.

Виды субъектов Российской Федерации Административно-территориальное деление России
Субъекты Федерации различаются между собой размерами территорий, географическим положением, плотностью и численностью населения, национальным и религиозным составом и т. д.
Административно-территориальные единицы в России выделяются с учётом двух основных принципов. Основным для выделения большей части субъектов Федерации является территориальный принцип (без учёта национальных особенностей). Субъекты, выделенные на основе территориального принципа, образуют группу государственно-территориальных образований (области, края, города федерального значения).
Национально-территориальный принцип подразумевает учёт этнических особенностей территории. В качестве субъекта Федерации выделяется территория, на которой проживает определённый народ (титульная нация), название которого определяет и название субъекта. Такие субъекты объединяют в группу национально-территориальных образований (республики, автономная область и автономные округа).
Помимо субъектов Федерации в России выделяют федеральные округа, которые появились в мае 2000 г. по указу Президента России. Они не являются частью административного деления, а подчиняются непосредственно Президенту России, который назначает в них своих полномочных представителей.
Сегодня на территории России выделено 8 таких федеральных округов.

1

2

3

4