«Женщины в небе войны»
- Подробности
- Опубликовано 23.01.2024 16:23
Перед показом художественного фильма российского режиссёра Алексея Германа-младшего «Воздух», сотрудниками МБУ «Крымский краеведческий музей» был проведен цикл лекций «Женщины в небе войны» для учащихся школ города, для студентов Крымского Индустриально-Строительного техникума, для студентов Крымского технического колледжа и для жителей города Крымска.
Научные сотрудники рассказали о создания женских авиаполков. Инициатором формирования женских подразделений выступила Марина Раскова, являвшаяся олицетворением предвоенных успехов наших летчиц. Широко известен ее беспосадочный перелет Москва — Дальний Восток 1938 года протяженностью 6450 км, который длился более 26 часов. Во время этого перелета на самолете АНТ-37 "Родина" трое отважных (командир Валентина Гризодубова, второй пилот Полина Осипенко и штурман Марина Раскова) установили женский мировой авиационный рекорд дальности полета. Правда, из-за ошибок в расчетах и нехватки топлива женщины не дошли до Комсомольска-на-Амуре, как планировали. После этого перелета всем троим присвоили звания Героев Советского Союза — первым среди женщин.
С началом боев с врагом майор Раскова получила сотни писем от летчиц с просьбами зачислить их в действующую армию. Подав обычным путем заявление в военкомат, многие из них так и не смогли добиться отправки на фронт, в авиацию. Тогда Раскова решила внести предложение в правительство об использовании женских летно-технических кадров в боевых действиях на фронте. Инициативу поддержал Иосиф Сталин.
8 октября 1941 года появился приказ наркома обороны "О сформировании женских авиационных полков ВВС Красной армии". Требовалось сформировать три полка — 586-й истребительный (иап), 587-й ближнебомбардировочный (бап) и 588-й ночной (нбап) — из числа женщин, находящихся на службе в военно-воздушных силах, гражданском воздушном флоте или состоявших в Обществе содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Местом дислокации "ночников" и истребителей указывался город Энгельс, а бомбардировщиков — поселок Каменка.
Используя документальные фотографии времен Великой Отечественной войны сотрудники рассказали о боевых действиях участие в которых принимали женские авиационные полки, подвигах летчиц Героев Советского Союза. Особый интерес вызвала биография летчицы-аса истребительной авиации Лидии Владимировны Литвяк, самой результативной женщины-пилота Второй мировой войны. Лидия Владимировна погибла в возрасте неполных 22 лет в бою над Миус-фронтом. 5 мая 1990 года Президент СССР подписал указ о присвоении Лидии Владимировне Литвяк звания Героя Советского Союза посмертно. Медаль «Золотая Звезда» № 11616 была передана на хранение родственникам погибшей героини.