Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Календарь победителей, 29 января

29 января

29 января 1943 года
Ленинградский фронт
Орденом Красной Звезды был награжден наш земляк – капитан, помощник начальника 1-го отделения штаба 327-й стрелковой дивизии 2-й Ударной армии Суржиков Андрей Федорович.
Из наградного листа:
«Тов. Суржиков А.Ф. с 13 по 18 января 1943 года, выполняя самые сложные задачи по ориентировке войск на местности, установления истинного положения их, под сильным артиллерийским, минометным и автоматическим огнем, проводил эту задачу исключительно четко и своевременно, рискуя жизнью, проникал в боевые порядки подразделений и контролировал выполнение поставленных задач.
В ночь на 17 января 1943 года, больной, с повышенной температурой, после двух проведенных бессонных ночей (находился на поле боя), повел разведку и руководил по определению занятых немцами ДЗОТов в 10.3 части роща «Круглая».
Лично вел подразделение 1102 стрелкового полка по очистке роща «Круглая» от вражеских групп автоматчиков».
Это был малый фрагмент Красносельско-Ропшинской наступательной операци.
Командованием армии было принято решение сосредоточить наступление на юго-восточном фасе плацдарма, в полосе в 10,5 километра. На левом фланге и на длинном правом фланге армии, войска держали оборону. Для прорыва были сосредоточены два (43-й и 122-й) стрелковых корпуса. На узком участке прорыва было достигнуто трёхкратное превосходство в живой силе и более чем четырёхкратное — в танках, орудиях и миномётах. В наличии имелось 169 танков и 20 самоходно-артиллерийских установок. Наступление должны были поддерживать 280 самолётов ВВС Балтийского флота. При этом, для введения в заблуждение, демонстрировались признаки готовящегося наступления на правом фланге плацдарма, в направлении на Копорье.
Против войск армии оборонялись 3-й танковый корпус СС, которому подчинялись 9-я и 10-я авиаполевые дивизии, в известной мере имевшие ограниченную боеспособность, 4-я полицейская моторизованная дивизия СС, 11-я добровольческая моторизованная дивизия СС «Нордланд» и на подходе была 4-я добровольческая моторизованная бригада СС «Недерланд».
В 9-35 14 января 1944 года в полосе армии началась мощная артиллерийская подготовка, в которой участвовала в основном артиллерия КБФ, как береговая, так и корабельная (корабельной — 77 орудий, береговой стационарной — 62, береговой железнодорожной — 61 калибром от 100 до 406 миллиметров) и в 10-40 войска армии перешли в атаку. Основную ударную мощь армии составлял 43-й стрелковый корпус. 48-я стрелковая дивизия наступала на правом фланге корпуса по направлению Перелесье — Жеребятки — Кожерицы. 90-я стрелковая дивизия наступала на Гостилицы — Дятлицы. Левее на Порожки наступала 131-я стрелковая дивизия, а правее войск корпуса на Новую Бурю — Заостровье наступала 48-я морская стрелковая бригада. Первая полоса обороны противника была быстро прорвана, 90-я стрелковая дивизия уже к середине первого дня наступления взяла Гостилицы. Преодолев первое замешательство, командование 3-го танкового корпуса, перегруппировавшись и подтянув ряд частей (61-ю пехотную дивизию), 15 января 1944 года нанесло ряд чувствительных контрударов. Ряд населённых пунктов переходил из рук в руки. За первые два дня наступления армии хотя и удалось прорвать первую полосу обороны, но продвинуться она смогла лишь на расстояние около 6 километров. Только к 17 января 1944 года удалось прорвать оборону противника и расширить фронт прорыва до 23 километров. В этот день в бой был введён армейский танковый резерв, состоявший из 152-й танковой бригады, полка самоходной артиллерии, артиллерийского пушечного полка, стрелкового батальона и двух сапёрных рот, который начал продвижение в направлении Кипень — Ропша. Немецкое командование отдавало себе отчёт в том, что прорыв обороны вёл к окружению группировки у Петергофа и Стрельны и отдало приказ об отходе, таким образом бои против 2-й ударной армии свелись к удержанию коридора. 18 января 1944 года в бой был введён второй эшелон армии — 108-й стрелковый корпус, с задачей выйти на рубеж Волосово, Большие и Малые Горки, Ропша и в дальнейшем наступать в направлении на Красное Село. 19 января 1944 года Ропша была взята, а 20 января 1944 года юго-восточнее Ропши части 168-й стрелковой дивизии встретились с передовым отрядом 42-й армии, наступавшей от юго-западных окраин Ленинграда. Таким образом, кольцо окружения замкнулось, но оно было недостаточно плотным, и к 20 января 1944 года немецкие части в большинстве вышли из окружения, однако оставив тяжёлое вооружение, транспорт и снаряжение. По немецким данным в плен попало около 1000 человек, и в виде трофеев оставлено 265 орудий, из них 85 тяжёлых.
После выхода на железную дорогу Гатчина — Кингисепп, армия развернулась фронтом на запад и с 24 января 1944 года начала наступление в направлении Кингисеппа, ведя бои с арьергардами противника, отходившего на линию «Пантера». 27 января 1944 года части армии с тяжёлыми боями взяли Волосово, и вскоре вышли на реку Луга. Армии была поставлена задача прорвать промежуточный рубеж обороны противника по западному берегу реки на фронте Куровицы, Киноши, ко 2 февраля 1944 года выйти на рубеж реки Нарвы и захватить плацдармы севернее и южнее города Нарвы. 31 января 1944 года армия форсировала Лугу и завязала бои за Кингисепп, где противник пытался задержаться, но всё-таки 1 февраля 1944 года Кингисепп был освобождён. К 3 февраля 1944 года передовые отряды армии вышли к Нарве и захватили ряд плацдармов южнее и севернее города. При этом противник продолжал удерживать предмостный плацдарм на восточном берегу реки Нарвы в районе Ивангорода. К тому времени противник сумел несколько перегруппироваться и создал в полосе наступления армейскую группу «Нарва», в которую входили 3-й танковый корпус СС и 26-й армейский корпус. В тяжёлых боях в районе Нарвы в феврале-марте 1944 года части 8-й армии сменили части 2-й ударной армии на плацдарме южнее город и сумели его расширить (Ауверский плацдарм или Нарвский плацдарм) по фронту до 18 и в глубину до 15 километров, но дальнейшие попытки развить наступление и взять город оказались безуспешными. В марте-апреле 1944 года немецкие войска (при помощи в том числе подошедшей 20-й эстонской дивизии СС) постоянно наносили контрудары с целью выбить советские войска с западного берега реки Нарвы. В полосе 2-й ударной армии противнику удалось ликвидировать все советские плацдармы на западном берегу реки севернее города, о чём не упоминается в мемуарах И. И. Федюнинского, командующего армией на тот момент.
К концу апреля положение в полосе 2-й ударной армии стабилизировалось: армия занимала оборону по рубежу реки Нарва от города Нарва до Финского залива, а Ауверский плацдарм занимали части 8-й армии, сменившие здесь войска 59-й армии.

29 января 1944 года
Территория Белорусской ССР
Орденом Красной Звезды был награжден наш земляк – Гвардии старший лейтенант, командир взвода 3-й роты 6-й отдельной Гвардейской штурмовой инженерно-строительной бригады Лосиков Анатолий Петрович за то, что он в ночь с 7 на 8 января 1944 года, участвуя в разведке боем переднего края обороны противника на железнодорожном полотне и шоссейной дороге Витебск-Полоцк в районе деревни Ужлятьне, командуя группой прорыва, под ураганным минометно-ружейным огнем преодолел проволочные заграждения, подвел ее к исходному рубежу для атаки и первым поднялся в атаку, увлекая бойцов за собой.
Остановить группу прорыва немцы не смогли, потеряв в ожесточенном бою 2 огневые точки и оставив брошенными трупы солдат и одного офицера Вермахта.
Остатки вражеского подразделения были уничтожены отважными саперами., когда фрицы стали панически отступать.

Второй Белорусский фронт
В реляции командира 38-й Гвардейской стрелковой дивизии полковника Абдунаева на нашего земляка – Гвардии лейтенанта Ефименко, командира взвода «сорокапяток» было написано:
«В результате смелого действия тов. Ефименко его взвод, продвигаясь в боевых порядках пехоты, за период боев с 14 по 19.01.1945 года уничтожил: 4 бронемашины, 2 бронетранспортера и до 10 огневых точек противника,
17.01.1945 г. в период боев по форсированию реки Вкра, его пушки, вместе с пехотой переправились на западный берег, чем обеспечили закрепление плацдарма для переправы остальных стрелковых подразделений и развития дальнейшего наступления».
За это наш земляк был награжден орденом Отечественной войны второй степени.

Северо-Кавказский фронт
В этот же день медалью «За отвагу» был награжден наш земляк – краснофлотец, матрос 1-го класса парусно-моторного судна «Стахановец» Алексей Степанович Гронь.
Из наградного листа:
«…Выполняя задание Военного Совета 18 армии Северо-Кавказского фронта парусно-моторное судно «Стахановец» в феврале и марте м-це 1943 г. доставил в порт Геленджик 560 тонн боеприпас ов, продовольствия и воинские части. В апреле месяце с.г., успешно выполнив семь десантных рейсов, доставил на Мыс-Хако 358 тонн боеприпасов, 750 чел. бойцов и командиров РККА и вывезено было с фронта 647 чел. раненых бойцов и командиров.
За это время судно подвергалось многочисленным бомбардировкам вражеской авиации, артиллерийскому обстрелу и атакам вражеских торпедных катеров, преодолевая в пути своего следования минные поля, поставленные самолетами противника.
…21 апреля с.г. в районе Мыс-Хако от прямого попадания вражеского снаряда на судне, груженном боеприпасами, возник пожар, т. Гронь одним из первых бросился к месту пожара, увлекая за собой личный состав на ликвидацию пожара, этим самым (спасая) от гибели судно и ценный груз для фронта».

1

2