Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖИТЕЛЕЙ ХУТОРА ВТОРОЙ ЗАПАДНЫЙ ("ИНДИЯ") СОЖЖЁННЫХ ФАШИСТСКИМИ КАРАТЕЛЯМИ В 1943 ГОДУ

Крымский краеведческий музей принял участие в поминовении мирных жителей хутора Второй Западный, в просторечии именуемый "Индия" сожжённых карателями в 1943 году.

Поездка к мемориалу школьников МБОУ СОШ№1 была организована преподавателями, казаками Крымска и Троицкой и ветеранами Союза офицеров. О трагических событиях рассказал собравшимся научный сотрудник Крымского краеведческого музея С.В.Ростовский. 2 марта 1943 года вместе с людьми был сожжён хутор Индия (2-й Западный) в районе станицы Троицкой. Дикая расправа над мирным населением получила название в современной истории «Малая Хатынь». Кроме того, позднейшими расследованиями установлено, что вместе с коренными жителями на хуторе было уничтожено ещё около 150 эвакуированных и просто беженцев, чьи имена неизвестны до сих пор. Жертвами злодеяний стали женщины и дети. Мужчин там почти не было — они скрывались от угона в Германию в плавнях. Участниками этой карательной акции, наряду с гестаповцами, были местные полицейские.
После войны были установлены имена 42 человек, погибших этой страшной смертью. Среди них 28 детей, из которых 18 — младше 12 лет, в том числе совсем маленькие, от двух до шести лет…
Но жертв было больше: на хуторе проживали и неместные граждане, из других станиц и городов, которые не успели выехать за пределы края и остались, на свою беду, здесь. Их имена не назовут уже никто.
Казалось, что у этой трагедии нет свидетелей. Но они нашлись. Были установлены и исполнители преступления, один из которых, В.С.Ермак, 1921 года рождения, во время оккупации служивший заместителем начальника станичной полиции в ст. Троицкой, на следствии и суде (в 1958-1959гг.) рассказывал:
«В конце февраля 1943 года поступили в полицию данные о том , что в плавнях в районе хутора Индия скрываются подозрительные лица…, которые поддерживают связь с жителями хутора Индия. Было решено немецким комендантом хутор Индия уничтожить вместе с жителями и скрывающимися — путём сожжения. Об этом решении было сообщено в гестапо. Вскоре в станицу Тоицкую прибыл офицер гестапо. Начальник жандармерии и начальник полиции приказал всем жандармам и полицейским принять участие в истреблении хутора Индия… Рано утром, часов пять, все полицейские, в том числе и я, прибыли в полицию, куда пришли два жандарма и офицер гестапо, и мы всем этим составом пошли на конюшню, где взяли шесть верховых лошадей и одну подводу, после чего поехали в сторну хутора Индия. Каждый из нас имел оружие. За пятьсот метров от хутора нас ожидала машина с немцами, которых было человек семь, одетых в форму гестаповцев. На автомашине был укреплён пулемёт. Здесь нам офицером гестапо был дан инструктаж такого содержания: чтобы хутор Индия немедленно был сожжён с жителями и их имуществом. Если кто из граждан попытается бежать, немедленно расстреливать на месте. Никто из нас не должен был вступать ни в какое общение с погибающими и не оказывать им никакой помощи… Задача стояла такова: не выпускать живым ни одного человека, не зависимо от возраста и пола.
Когда подъехали к хутору Индия, то стало уже светло. Мы быстро разъехались по хутору, разбились по группам по наличию там хат (их в центре хутора было шесть), подожгли их. Когда начался пожар, поднялся страшный крик женщин и детей. Гестаповцы подбегали к домам и через окна и двери расстреливали людей на месте. Если кто из граждан пытался бежать, он также был расстрелян, и труп его подносился к пожарищу и бросался в огонь…Поехали на другой край хутора , где стояло, кажется, два домика. Когда подъехали к первой хате, спешились. Я поджёг кучу камыша, а полицейский Рудомаха поджёг саму хату. В этот момент к нам подъехали гестаповцы на автомашине. Из горящей хаты выбежали женщина, потом подросток и пытались бежать в плавни, но гестыповцы расстреляли их. Ко мне подбежала молодая женщина и стала просить пощады, но я ей ответил , что помочь ничем не могу… Вместе с Рудомахой мы подъехали к крайней хате, которую мы также подожгли».
Из показаний свидетеля П.И.Таранника (Терника):
«В период немецкой оккупации станицы Троицкой я проживал со своей семьёй на хуторе Индия. Последнее время, когда немецкая армия уже начала отступать, скрывался в плавнях.
В начале марта, лёд ещё стоял на лиманах, но местами был слаб, поздней ночью из плавней я прибыл домой, чтобы обогреться, набрать продуктов и опять уйти в плавни. Рано утром, но уже было сравнительно светло, выйдя во двор я увидел, что жилые и подсобные постройки центральной части хутора (моя хата стояла в стороне, примерно метров шестьсот от центра) охвачены дымом и пламенем огня, слышен был крик и плач женщин и детей, послышались автоматные (или пулемётные) и винтовочные выстрелы. Было ясно, что хутор подожжён и что то делают с жителями. Но рассмотреть было невозможно ввиду больших зарослей. Я очень растерялся и не мог придумать, что делать дальше. Побежал в хату, сказал об этом семье и находившимся эвакуированным гражданам. Поднялась паника. Я бросился к детям стал одевать их. Жена начала выносить домашние вещи во двор…
В это время в хате были Голенко Дмитрий Михайлович и неместный гражданин по фамилии Остриков, с которыми я вместе прятался в плавнях. Они начали говорить, что хату могут сжечь, но людей не тронут, так как остаются женщины и дети, а нам мужчинам нужно непременно бежать. Я ещё дважды бросался к детям, боясь за их судьбу, но Голенко и Остриков схватили меня под руки и увели.
Когда мы отбежали от хаты метров четыреста, то увидели группу верховых, вооружённых автоматами, которые ехали от центра хутора Индия в направлении моей хаты. Мы стали продвигаться вглубь плавней, боясь быть обнаруженными. Вскоре увидели там пламя. Сперва загорелась куча камыша, стоящая около хаты. Потом сейчас же показался дым и пламя огня над хатой. Послышался крик женщин и детей, выстрелы одиночные и групповые…
На третьи сутки Павел Иосифович Таранник снова пришёл на хутор. Его хата была сожжена дотла. На пепелище он увидел груду костей. Только в одной этой хате погибло 16 человек. По завершении траурного митинга школьники и ветераны возложили цветы к мемориалу. Далее состоялась экскурсия в посёлок Гвардейское, где участники мероприятия осмотрели в местном клубе Комнату боевой и трудовой славы и братскую могилу советских воинов погибших при освобождении Крымского района в 1943 году.

1

2

3

4

5

6

7