Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

«БАМ стройка ХХ века»

В 2024 году в России отметят 50-летие с начала строительства Байкало-Амурской магистрали.

Постановление правительства СССР № 561 «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» вышло 8 июля 1974 года. Эту дату принято считать официальным днем рождения БАМа. Однако самой идее и первым попыткам создания трассы от Байкала до побережья Тихого океана на тот момент было почти 100 лет. В 80-х годах 19 века проект постройки тихоокеанской железной дороги обсуждался в Русском техническом обществе. Но после обследования местности, учитывая сложные физико-географические условия и слаборазвитую экономику, изыскатели сделали вывод о громадных трудностях и непомерных расходах при прокладке дороги. Были еще попытки построить магистраль через всю Сибирь, но вплоть до 70-х годов 20 века все они результатов не принесли.
Байкало-Амурская магистраль- это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, общей протяженностью 4324 километра, это последняя гигантская стройка XX века. Основной этап ее строительства пришелся на период с 1974 по 1984 год. Большая часть БАМа пролегает в зоне вечной мерзлоты.
Молодёжь страны откликнулась на призыв сделать БАМ всесоюзной комсомольской стройкой, молодые люди жили и работали в экстремальных условиях, и многие до сегодняшнего дня считают те годы самой лучшей порой своей жизни. Магистраль пролегла по территории Иркутской, Читинской, Амурской областей, Бурятии, Якутии и Хабаровского края, пересекла 11 полноводных рек. 29 сентября 1984 года произошло знаменательное событие: было уложено последнее, «золотое звено» Байкало-Амурской магистрали, после чего по ней пошли первые поезда от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре.
Самая большая стройка СССР длилась 27 лет. За всю историю ее строительства в нем участвовали свыше 2 миллионов человек.
Семья Сорокиных, с 1914 года жители города Крымска, тоже участвовала в строительстве и функционировании магистрали. Алексей Александрович был одним из первых машинистов, обкатывавших Байкало-Амурскую магистраль. Родился он в деревне Благодатск Иркутской области. После 10 классов поступил в железнодорожное училище, после окончания направлен в г.Тайшет в локомотивное Депо помощником машиниста. На курсы машиниста он пошел после армии в 1972 году. Работал добросовестно и достиг в своем деле большого профессионализма. С 5 ноября 1979 года – Комиссар первого Всесоюзного отряда молодых железнодорожников на БАМе, позднее стал председателем профкома локомотивного Депо. Работал помощником машиниста, машинистом, машинистом-инструктором Восточно-Сибирской железной дороги. В 1984 году открылось сквозное движение поездов по всей магистрали. Два поезда, вышедшие из Усть-Кута и Комсомольска-на -Амуре, встретились в столице БАМа Тынде. Один из них подвел состав к перрону вокзала именно комиссар первого отряда молодых железнодорожников Алексей Сорокин. В 1979г Центральный комитет ВЛКСМ удостоил премию Ленинского комсомола Сорокину Алексею Александровичу, машинисту - инструктору Восточно-Сибирской железной дороги,- за высокие достижения в социалистическом соревновании, повышение эффективности и качества работы на основе внедрения прогрессивных форм обслуживания оборудования и механизмов на железнодорожном транспорте и предприятиях связи, активное научно-техническое творчество. За высокие достижения и профессионализм в Сорокин 1981 году награжден орденом «Знак Почета»; в 1983 году – званием Почетный железнодорожник (машинист локомотивного Депо Тында-Байкало-Амурской Ж.Д; в 1984 году Алексею Александровичу вручена Медаль «За строительство Байкало-Амурской магистрали; в 1986 году награжден Орденом Октябрьской Революции.
Любовь Павловна Сорокина с 1980 г. проживала в г. Тында Амурской области, работала бухгалтером в дистанции пути, главным бухгалтером в ДК железнодорожников, с 1985 года инструктором-ревизором профсоюза железнодорожников Байкало-Амурской магистрали. Является ветераном профсоюзного движения. Общий стаж железнодорожника – 21 год.

Материал подготовила научный сотрудник музея Л.Корчинская.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10