Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Календарь победителей, 29 мая

КАЛЕНДАРЬ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Великая Отечественная война
1941 – 1945 гг.
в подвигах и военных биографиях
наших героических
земляков и землячек
и полководцев-освободителей Крымского района в 1943 году
29 мая
Прорыв Голубой Линии
29 мая 1943 года
Сражение за овладение высотой 121,4 увенчалось победой советских войск: немцы окончательно сброшены с её вершины. Как позже говорил один из офицеров Вермахта: «Мы были сброшены на 300 метров вниз в течение суток и не смогли пройти это расстояние обратно четыре месяца!»
Об этом многое мог бы рассказать награжденный за взятие высоты наш земляк – майор, заместитель по поличасти командира 221-го стрелкового полка 61-й стрелковой дивизии Трощенко , награжденный орденом Красного Знамени и в наградном листе которого были такие строки:
«…тов. Трощенко лично сам вел батальон в атаку, в результате атаки занял важную в тактическом отношении высоту и закрепился на ней, отбив несколько контратак врага. В период боя тов. Трощенко находился на самых ответственных участках действий, личным примером воодушевляя бойцов».

29 мая 1944 года
Крымский полуостров
Орденом Славы третьей степени был награжден наш земляк – младший сержант, командир стрелкового отделения стрелковой роты 897-го горно-стрелкового полка 242-й горно-стрелковой Таманской Краснознаменной дивизии Магов Степан Степанович.
Из наградного листа:
«В наступательном бою 7.05.44 г. в районе высоты Безымянная (Сахарная Головка) Балаклавского района Крымской АССР, под огнем противника первым ворвался во вражеские траншеи и огнем из своего автомата лично уничтожил 3-х вражеских солдат, в разгаре боя был ранен, с ненавистью к противнику оставил поле боя и направлен в госпиталь для излечения».

29 мая 1945 года
Первый Украинский фронт
Орденом Отечественной войны второй степени был награжден наш земляк – старший техник-лейтенант, заместитель старшего инженера по авиавооружению 462-го истребительного авиационного Ковенского ордена Александра Невского полка Бакута Иван Маркович.
Из наградного листа:
«Будучи заместителем старшего техника эскадрильи по вооружению, на фронтах Брянском, 1 Прибалтийском, 3 белорусском с 24.6.43 г. по 1.10.44 г. за обслуженные 920 боевых вылетов, за умелое руководство в боевой работе подчиненным составом, награжден орденом Красная звезда.
Участвуя на 1 Украинском фронте в должности заместителя старшего инженера полка по вооружению, под его руководством техническим составом авиавооружения обслужено 1587 боевых самолето-вылетов. Как хороший воспитатель подчиненного состава, им подготовлено из мастеров в механики авиавооружения 4 человека, из стрелков в мастера по вооружению – 5 человек. Отлично подготовленным вооружением и безотказной работой его, в боях произведено 19150 выстрелов и летчиками сбито 107 самолетов противника, сброшено 30075 килограммов бомб на передний край обороны противника. Силами технического состава оружейников, под его руководством произведено 21 крупных и 215 мелких ремонтов стрелкового и бомбардировочного вооружения в полевых условиях в минимальные сроки и с высоким качеством, эскплоатируемое вооружение – пушки ШВАК случаев отказа по вине обслуживающего персонала не имело и вооружение готовилось к боевым вылетам своевременно. В установленные командованием сроки».

Земля Бранденбург
Ордена Славы второй степени был удостоен наш земляк – Гвардии старшина, командир противотанковой батареи моторизованного батальона автоматчиков 68-й отдельной Гвардейской танковой Житомирской Краснознаменной ордена Суворова двизии Сиянко Василий Терентьевич, который при неоднократном отражении контратак немцев, стремившихся прорваться в город Борут, 26-27 апреля 1945 года вместе со своим взводом уничтожил 1 автомашину с боеприпасами, три повозки с военным грузом, 60 гитлеровских солдат и офицеров. Было взято в плен 20 рядовых и 2 офицера Вермахта и в качестве трофеев 3 автомашины.
Об ожесточенности боев на южных подступах к Берлину говорит расположенный в городе Барут крупный мемориал советским солдатам в окрестностях Барута, на котором захоронено около 1000 наших воинов.
Советские солдаты из ближайших военных частей даже принимали там присягу и до ухода ГСВГ из Германии шефствовали над этим мемориалом.
Вход в мемориал венчают два отреставрированных танка Т-34.

Четвертый Украинский фронт
Орденом Отечественной войны первой степени был награжден (посмертно) наш земляк – сержант, командир орудия батареи 76мм пушек 900-го горно-стрелкового Краснознаменного полка 242-й горно-стрелковой Таманской Краснознаменной дивизии Абабин Николай Иванович.
Из наградного листа:
«При наступательных боях с 15.04. по 20.04.45 года проявил мужество и отвагу тов. Абабин Николай Иванович. Выполняя должность командира орудия, он непосредственно двигался вместе с пехотой и своим сокрушающим огнем уничтожал огневые точки и живую силу противника, тем самым расчищая путь нашей пехоте, обеспечивая успех боя, который имел большое значение для полного разгрома немецко-фашистских войск. Благодаря его умению управления огнем, орудием было уничтожено: 3 ручных и станковых пулемета и уничтожено и рассеяно до 50 гитлеровцев».
Кавалер орденов Красной Звезды, Славы третьей степени, Отечественной войны второй степени и медали «За отвагу» пал смертью храбрых 8 мая 1945 года.

Территория Германии
Наш земляк – старший сержант, помощник командира взвода автороты 821-го батальона аэродромного обслуживания 24-го РАБ Злобин Николай Кузьмич был награжден орденом Красной звезды, как писалось в наградном листе: «Свыше 3-х лет бессменно работает помощником командира автовзвода. Во взводе 24 автомашины: ВЗ, ВЦ, ВМЗ и другие спецмашины, обслуживающие авиаполки на боевых аэродромах. Со своими обязанностями Злобин всегда справляется отлично. Спецмашины всегда имеют ходовой коэффициент не ниже 90.
В 1944 г. автовзвод перевез к аэродромам для заправки самолетов 2024 тонны ГСМ, что обеспечило 5520 самолетовылетов. Общий километраж спецмашин за 1944 г. 129991 клм.
на 1-м Украинском фронте в 1945 г. Злобин, рапботая на аэродромах со своим взводом спецмашин, обеспечил работу: подвезено на аэродромы ГСМ 1063 тонн, что обеспечило 3420 боевых самолетовылетов. Километраж спецтранспорта за 1945 г. 91000 километров.
Злобин много работает по обучению шоферов по эксплоатации спецмашин. За все 3 года по вине Злобина не было ни одной аварии. Инженеры авиаполков давали отличные отзывы о работе пом.ком.взвода Злобина».
Оружие Победы
Автомобили службы горючего
Появление трехтонки ЗиС-5 позволило перейти на более тяжелые войсковые заправочные средства со стальными цистернами для доставки и раздачи различных видов жидкостей. На самых простых топливозаправщиках применялись ручные или механические насосы, а заполнение и опорожнение цистерн производилось самотеком.
Более совершенные машины оборудовали собственными насосами с приводом от трансмиссии автомобиля. Основой этой гаммы был аэродромный бензозаправщик БЗ-39 вместимостью 2500 литров с шестеренчатым насосом среднего расположения. В его комплектацию входили задний отсек управления, раздаточные рукава, бидоны для смазочных материалов и обязательная цепочка заземления под рамой шасси.
Модернизированный вариант БЗ-39М отличался правым расположением насоса и открытым блоком управления. На упрощенной модели БЗ-39М-1 военного времени отсутствовали кабина управления и отсеки для шлангов.
В разгар войны появился заправщик БЗ-43, на котором за счет упрощения агрегатов и применения легких материалов вместимость возросла до 3200 литров. Рукава развешивали прямо на цистерне, вдоль которой имелись площадки для ручного насоса и бидонов для масел и смазок.
Довоенный аэродромный водомаслозаправщик ВМЗ-40 был унифицирован с моделью ВМЗ-34 на шасси ЗИС-6, но имел более мощный масляный насос. Во время войны его сменил облегченный вариант ВМЗ-43. Нагревательный котел с двумя ёмкостями для воды и масла работал на дровах или древесных чурках, а продукты горения выбрасывались через откидную дымовую трубу.
В области аэродромной автотехники ЗИС-5 послужил основой кузовов-фургонов с оснащением станций заправки самолетных бортовых систем. Первой из них была авиационная компрессорная станция АКС-2 с вспомогательным 40-сильным мотором, обеспечивавшим рабочее давление 150 атмосфер. Для заправки аэростатов применялась кислорододобывающая станция АК-05, которая из атмосферного воздуха вырабатывала чистый кислород путем его сильного сжатия и распределения по баллонам. В конце войны появился вариант АКС-05А в новом кузове с улучшенной изоляцией.

Территория Венгрии
Медалью «За боевые заслуги» был награжден наш земляк – ефрейтор, дальномерщик 3-го огневого взвода 1-й батареи 1409-го зенитного артиллерийского полка 38-й зенитной артиллерийской дивизии РГК Дыкин Александр Павлович за то, что он в уличных боях в Будапеште и при массированных налетах гитлеровской авиации так точно определял дальность до противника, что в составе взвода уничтожил: 9 самолетов, 1 легкий танк, 12 наблюдательных пунктов и до 140 солдат и офицеров противника.

6

7

Бакута Иван Маркович