Медовый Спас
- Подробности
- Опубликовано 14.08.2024 08:47
#Культура.
Медовый Спас — первый из трех августовских православных праздников, называемых Спасами.
Название Спаса проистекает из слова «спасаться» и связано со сбором урожая, то есть сохранением запасов продовольствия на зиму. Августом завершался цикл сельскохозяйственных работ, сбора плодов и овощей.
Медовый Спас отмечают в середине августа, он совпадает с началом Успенского поста. Порой его так и называют — Первый Спас. За Первым Спасом следуют Яблочный Спас (19 августа) и Ореховый Спас (29 августа) — все эти праздники каждый год приходятся на одни и те же даты. Вместе с тем к первому Спасу – Медовому — приурочены проводы лета. Именно в этот период пасечники начинали выламывать соты, так как считалось, что к этому времени "пчела перестает носить медовую взятку".
В православных храмах в этот день отмечают Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Памятную дату установили в честь знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и честного креста, которые произошли в 1164 году — во время сражений князя Андрея Боголюбского с волжскими булгарами.
На Руси полагали, что в день Медового Спаса необходимо собрать весь мед: если этого не сделать, его утащат чужие пчелы. Соты из улья с самым богатым урожаем надо было отнести в церковь для освящения. Освященный мед затем делился на несколько частей: одну пасечник оставлял своей семье, другую преподносил священнослужителям, остальным медом делился с малоимущими и угощал детей. Также 14 августа в церквях традиционно совершается малое освящение воды, мака и лекарственных трав. Маком и медом раньше приправляли печенье и раздавали его соседям, но в первую очередь — беднякам. Была даже такая поговорка: «На Первый Спас и нищий медку попробует».
Во время Медового Спаса, — как пишет в своей книге «Традиции казачества» В.Ф. Никитин, наши предки освящали в храмах мед, а также мак и соль. В отдельных станицах в этот праздник освящали воду в прудах и озерах, бросали в нее цветы и купались. Вечером все собирались за большим столом и благодарили Бога за пищу, начиная ужин с ложки меда. Но поскольку Медовый Спас совпадает с началом Успенского поста, угощения в этот праздник должны быть весьма скромными: мяса, жирной пищи и спиртного на столе быть не должно. По той же причине не следует шумно веселиться и петь песни.
Кулинарные традиции Медового спаса порадуют сладкоежек. В этот день принято печь: постные медовые пряники, медовые коврижки, постные блины с медом.
Церковь, которая совершает празднество Всемилостивому Спасу, призывает не забывать об истинном значении праздника: никакие самые благочестивые традиции не должны подменять чествование Спасителя. Поэтому главное правило в Медовый Спас, как и в любой православный праздник, — подумать об очищении души и позаботиться о том, чтобы все, кто нуждается в помощи, ее получили.
Медовый Спас, который позиционировали как окончание лета, изобиловал различными погодными и сельскохозяйственными приметами. Много примет было связано с посевом озимых, который начинался как раз с Медового Спаса. Так, не советовали сеять рожь, если на улице стояла дождливая погода. Кстати, само начало посева озимой ржи доверяли самому старшему пахарю для лучшего урожая.
Вместе с тем дождь в этот день обещал малое количество пожаров в дальнейшем. Считалось, что, какая погода будет в этот день, такой будет и вся осень. С Медового Спаса крестьяне начинали отделывать овины (строение для сушки снопов перед молотьбой) к зиме, очищать гумна. С этого дня начинали копить запасы на зиму и готовиться к холодной поре.
В этот спас принято чистить старые и освящать новые колодцы, водоемы и родники. После крестного хода люди для очищения от грехов купались сами и купали весь свой домашний скот. После этого дня купаться было уже не принято.
Праздники Спасов считались рубежом между летом и осенью, за которым следовала суровая зима. Потому и повторяли по кубанским хуторам и станицам пословицу: «Пришел Спас — рукавички про запас».
Материал подготовила научный сотрудник музея -Л.Корчинская.