Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Комполка по прозвищу «Медведь»

Возвращая забытые имена

Комполка по прозвищу «Медведь»

Фамилия Домущей на глаза мне попалась совершенно случайно, когда я работал в Крымском районном архиве над подшивками газеты «Большевистская правда» конца сороковых годов: одна из станичных школьниц рассказывала, как к ним в школу на встречу приходил военный летчик с этой фамилией.
Честно говоря, особого значения я этому не придал, поскольку в гости к крымским школьникам в те годы приезжало много ветеранов из самых различных областей Союза- особенно те, кто в сорок третьем прорывал здесь «Голубую Линию».
Но второе упоминание об этом и то, что некто К.Домущей возглавлял районную организацию ДОСАРМа (предшественницу ДОСААФа) заставило меня уже более тщательно заняться поиском сведений о военном летчике-штурмовике.
Результаты поисков меня не просто удивили – они меня потрясли!
Оказалось, что в нашем городе (тогда еще станице) жил и работал ветеран Великой Отечественной, награжденный таким количеством орденов и при этом оказавшийся совершенно забытым на долгие-долгие годы…
Исправляю ошибку и возвращаю из небытия славного сына молдавского народа, советского лётчика Домущей Николая Кузьмича.
Родился он 6 марта 1905 года в селе Ново-Григорьевка Вознесенского района Одесской области. ( По другим данным он родился в 1902 году).
Молдаванин.
В ряды РККА призван 24 октября 1927 года Одесским горвоенкоматом.
Член ВКПБ с 1929 года.
Первую награду – орден Красной Звезды, будущий комполка получил 20 мая 1940 года за советско-финскую кампанию, успев «отметиться» и в борьбе с японцами на Дальнем Востоке.
Был ранен в правую руку и грудную клетку в июне 1941 года.
Воевал в одном 207-м бомбардировочном авиаполку с легендарным Николаем Гастелло, был свидетелем его огненного тарана.
Из газеты Крымского райкома ВКП(б) и райсовета депутатов трудящихся Краснодарского края «Большевистская правда» 1949 год, №76(2406):
«Немецкая танковая колонна заправлялась горючим в лесу около шоссе. Прошли над ней спокойно. Немцы притаились и не открывали огня. Сделали заход и боевым курсом пошли на вражеские танки. Поняв, что он обнаружен, враг открыл сильный заградительный огонь.
Наблюдая за целью, я изредка следил за самолетом Гастелло. Он был в центре взрывов. Немцы сосредоточили на нем весь огонь, как на ведущем.
Не уклоняясь в сторону, Гастелло приближался к цели.
И вдруг я ясно увидел огонь на центральном баке самолета Гастелло. Зенитка угодила прямо ему в центр. Сжалось болью сердце за товарища.
Самолет дрогнул и пошел на снижение.
- Конец,- подумал я.
Но нет, это был еще не конец!
Самолет Гастелло, горевший. как факел, снижаясь шел, упрямо вперед на скопление вражеских танков.
«Неужели идет на таран?» мелькнула мысль.
И в это время Гастелло своим горящим самолетом врезался в скопление танков.
Взрыв. Огонь. дым. Свершился героический подвиг советского человека, потрясший умы всего человечества.
Потрясенный виденным, готовый кричать от боли за погибшего товарища, я, дважды отбомбившись, принял команду на себя и повел самолеты на свой аэродром.
О подвиге доложили командованию дивизии, оттуда – ставке Верховного Главнокомандующего и вскоре был издан известный Указ Президиума Верховного Совета СССР, посмертно присвоивший Н.Ф.Гастелло звание Героя Советского Союза.
…Эскадрилья Гастелло, которой я стал командовать, вскоре была реорганизована в полк. На фюзеляжах наших самолетов мы сделали надписи: «Мстим за Гастелло!» Нас звали гастелловцами».
Н.Домущей,
подполковник в отставке,
председатель районного комитета ДОСАВ».

Второй орден – Красного Знамени, хоть представлялся к награждению орденом Ленина, Николай Домущей закрепил на гимнастерку 30 октября 1942 года на Западном фронте.
Из наградного листа на командира 1-й авиационной эскадрильи 571-го штурмового авиационного полка:
«Тов. Домущей на фронте Отечественной войны с 15.5.42 г. За время боевых действий эскадрилья, которой командует он, произвела 95 боевых самолетовылетов на самолете ИЛ-2. В этих вылетах летчики эскадрильи вывели из строя и уничтожили: до 36 танков, до 25 зенитных огневых точек, 22 полевых орудия различных калибров, 150 автомашин с грузом и живой силой противника, 3 минометных точки, разрушено до 16 ДЗОТов, уничтожено: 3 бронемашины, 2 самолета ХШ-126, 1 МЕ-109, штаб части врага, до 8 двухмоторных самолетов, 2 ангара, 10 вагонов, 1 паровоз. Зажжен деревообделочный цех сел. Милятино, разрушено ж.д. полотно в нескольких местах на участке Ржев-Вязьма, уничтожено до 300 гитлеровцев.
Лично капитан Домущей произвел 16 успешных боевых вылетов и уничтожил и вывел из строя 5 танков, 8 зенитно-огневых точек, 3 бронемашины, около 50 автомашин с грузом и живой силой, 5 полевых орудий, 1 автобензоцистерну, 4 ДЗОТа, противотанковую пушку, 2 двухмоторных самолета и несколько десятков солдат.
Он назначался ведущим группы на выполнение трудных боевых задач, как по расположению противника, так и по метеоусловиям.
…Его эскадрилья представляет сколоченный и до конца преданный Родине коллектив. Лично тов. Домущей требовательный к себе и подчиненным, решительный и волевой командир, настойчиво борется за выполнение приказа НКО №0227 и директив Ставки Главного Командования».
Третий орден – Отечественной войны первой степени - Николай Кузьмич получил 14 августа 1943 года.
Из наградного листа:
«До 10 марта 1943 года майор Домущей работал штурманом 571 штурмового авиационного полка. Как лучший штурман авиаполка, отличный стрелок-бомбардир, неплохой организатор, 10 марта 1943 года был назначен командиром 566 Солнечногорского штурмового авиаполка.
За время пребывания на занимаемой должности его полк совершил 580 самолетовылетов, при этом уничтожено: самолетов – 20, танков – 73, автомашин с пехотой и грузом – 322, бронемашин – 14 и много другой техники и живой силы противника.
Наряду с напряженной боевой работой, введено в строй 31 человек молодого летного состава.
Сам лично майор Домущей опытный, отличный летчик, хороший организатор боевой работы».
К этому дню Солнечногорский ШАП совершил 1427 боевых вылетов, из них только на Орловском направлении – более 300.
Вторым орденом Красного Знамени майор Домущей был отмечен 14 марта 1944 года.
Из наградного листа:
«…Полк в напряженных боях на Ленинградском фронте показал высокую боевую выучку, организованность и дисциплину.
Летный состав полка, выполняя боевые задания командования в исключительно сложных метеорологических условиях, показывает образцы самоотверженности, отваги и мужества.
Так, например: 26 февраля 1944 года в сложных метеорологический условиях, полк 12-ю самолетами ИЛ-2 произвел массированный удар по аэродрому противника Тарту. В результате штурмового налета уничтожено и частично повреждено: 12 самолетов противника. Все экипажи 566 ШАП без потерь вернулись на свой аэродром.
24.2.44 четырьмя экипажами самолетов ИЛ-2 был атакован жел.дор. эшелон на станции Новоселье, в результате чего поврежден паровоз и взорваны 3 вагона с боеприпасами. Все экипажи без потерь вернулись на свой аэродром».
Это то, к чему стремился комполка Домущей – работать без потерь или с минимальными потерями, хоть за годы войны Солнечногорский штурмовой авиаполк записал в свой мартиролог 156 человек летчиков и воздушных стрелков-радистов: четырежды обновлялся в полку летный состав…
Второй орден Красной Звезды подполковник Домущей получил 3 ноябоя 1944 года.
Последней и самой дорогой для Николая Кузьмича наградой стал полководческий орден Александра Невского (18 мая 1945 года), хоть представлялся он к награждению третьим орденом Красного Знамени,
Из наградного листа:
«…За этот период полк под командованием тов. Домущей произвел 3413 самолетовылетов, из них 1583 – на 3 Белорусском фронте. При этом врагу нанесен следующий материальный ущерб: уничтожено танков - 205, самоходных орудий – 18, автобронемашин – 7, автомашин – 1370, повозок – 612, арторудий – 136, минометов – 34, паровозов – 1, ж.д. вагонов и платформ – 80, складов с б/припасами – 17, в воздушных боях сбито 6 самолетов.
Подавлен огонь 197 артбатарей, минбатарей – 60, батарей ЗА И МЗА – 125.
Уничтожено до 5 полков солдат и офицеров противника.
Боевые потери: летчиков – 36, воздушных стрелков – 39, небоевые потери – 2 человека.
Лично за указанные период тов. Домущей произвел 24 боевых вылета, из них 12 – ведущим групп от 5 до 12 самолетов ИЛ-2, остальные – контролирующим групп и на разведку погоды. Лично им повреждено и уничтожено: танков – 1, автомашин – 9, ж.д. вагонов – 2, арторудий – 3, орудий полевого типа – 2, ДЗОТы – 1, пулеметных точек – 3, орудий МЗА – 6, убито солдат и офицеров противника до 2 взводов.
…Особенно отличился тов. Домущей в дни окончательного разгрома немцев под Кенигсбергом. В период с 13.03.45 г. по 20.03.45 г. при наличии трудностей, вызванных весенним разбуханием почвы и необходимостью работать только со взлетной полосы семи боевым полкам, сумел организовать четкую и бесперебойную работу полка, лично проверяя и подготавливая летчиков на выполнение боевых заданий командования».
Орлы Домущея зачастую взлетали прямо с шоссейных дорог, которые вполне заменяли им взлетно-посадочные полосы.
Таким был командиром Николай Кузьмич.
А каким человеком?
Что больше всего запомнилось тем, кто воевал под его началом?
Кое-кто из молодых летчиков, уже после войны, в своих воспоминаниях ворчал, что «Старик» скуп на награды, мол, в других полках их чуть ли не горстями раздают…
Посмотреть правде в глаза поможет статистика:
Всего в полку награждено орденами и медалями 335 человек, из них высшей награды – золотой медали Героя Советского Союза - во время командования Н.К.Домущея были удостоены:
Дважды:
Мыхлик Василий Ильич, заместитель командира авиаэскадрильи 566-го штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия. 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт), старший лейтенант; командир авиаэскадрильи 566-го штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), капитан, Золотая звезда № 5936 (23.02.1945), Золотая звезда № 75 ( 29.06.1945).
Один раз:
 Артемьев Александр Алексеевич, командир эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка (277-я штурмовая авиационная дивизия, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт), старший лейтенант, удостоен звания Герой Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года. Золотая звезда № 6223.
Корчагин Лев Павлович, командир эскадрильи 566-го штурмового авиационного Солнечногорского Краснознамённого полка 277-й штурмовой авиационной Красносельской Краснознамённой ордена Суворова дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, капитан, удостоен звания Герой Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года. Золотая звезда № 612.
Макеров Леонид Николаевич, помощник командира 943-го штурмового авиационного полка по воздушно-стрелковой службе 277-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, капитан. До июня 1944 года воевал в полку. Удостоен звания Герой Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года. Золотая звезда № 6119.
Мачнев Афанасий Гаврилович, командир эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка 224-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии Западного фронта, старший лейтенант. Удостоен звания Герой Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года. Золотая звезда № 1079.
Миленький Иван Андреевич, старший воздушный стрелок 566-го штурмового авиационного Солнечногорского Краснознаменного ордена Кутузова полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, старшина. Удостоен звания Герой Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года. Золотая звезда № 7508.
Обелов Лев Васильевич, командир эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, старший лейтенант. Удостоен звания Герой Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года. Золотая звезда № 6207.
Степанов Николай Никитович, штурман эскадрильи 566-го штурмового авиационного Солнечногорского Краснознаменного ордена Кутузова полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, капитан. Удостоен звания Герой Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года. Золотая звезда № 8006.
Чекин Борис Сергеевич, заместитель командира эскадрильи 566-го штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, лейтенант. Удостоен звания Герой Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1945 года. Золотая звезда № 6141.
Шевченко Пётр Григорьевич, командир звена 566-го штурмового авиационного Солнечногорского полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, лейтенант. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за мужество и героизм, проявленные в нанесении штурмовых ударов по противнику присвоено звание Герой Советского Союза посмертно.
Одиннадцать наградных реляций подписал лично командир полка Домущей!
И только Таранчиев Исмаилбек, совершивший огненный таран и представленный Николаем Кузьмичом к Звезде Героя 25 марта 1944 года, лётчик 566-го штурмового авиационного полка 277-й штурмовой авиационной дивизии 13-й воздушной армии Ленинградского фронта, младший лейтенант был удостоен звания Герой Советского Союза Указом Президента СССР от 5 мая 1991 года посмертно. Родственникам Героя были вручены орден Ленина и медаль «Золотая Звезда». Просто наградной дист на орден Отечественной войны первой степени (посмертно) переправил командующий 13 воздушной армией Рыбальченко, исходя из своих генерал-лейтенантских побуждений.
При чем тут Домущей?
Он еще 23 февраля 1944 года подписал наградной лист о награждении Исмаилбека и его боевых товарищей по полку Красной Звездой, едва-едва успев вступить в должность.
Полковник Домущей всегда берег людей. Он никогда не бросал их в пекло не раздумывая, он рассчитывал каждое задание поминутно и посекундно, точно сам собирался выллетать на штурмовку.
А когда, все же, кто то погибал, он находил слова, доходящие до каждого сердца.
Из книги Николая Штучкина «Над горящей землей», глава «Полк Домущея»:
«- Дорогие товарищи! - говорил он (А.Л. Комполка Домущей).- Гибель боевых друзей, однополчан всегда невосполнимая утрата. Мы воюем в очень тяжелых условиях, и надо сделать все возможное, чтобы уменьшить потери. Надо усилить бдительность в воздухе, не допускать внезапных атак вражеских истребителей, умело сочетать храбрость и осторожность, заранее предусматривать изменение воздушной обстановки. Надо шире использовать опыт лучших летчиков части: Мачнева, Чекина, Мыхлика, Масленникова, Корчагина...»
Подполковник Домущей горой стоял за своих подчиненных, понимая с высоты прожитых лет, как ценна жизнь каждого из этих двадцатилетних парней, отданных под его начало,
Вот только один пример.
Из воспоминаний пилота ИЛ-2, младшего лейтенанта Хухрикова Юрия Михайловича:
«Правда, один раз я летал «под мухой». Нам сыграли отбой в 2 часа. Я, мой друг, Герой Советского Союза Лева Обелов, штурман полка Чухаев и Афоня Маслов (Мачнев, – уточнение), наш первый Герой, сели, приложились хорошо, а тут – тревога! По самолетам! Чухаев и Маслов остаются, а мы с Левой полетели. Садимся в самолеты, тут же нам дают цель, по газам и – на взлет. А надо сказать, что самолеты всегда заправленные и вооруженные стоят. Взлетели. Отработали по цели, возвращаемся, Лева, будучи здорово поддатым, идет на аэродром на бреющем, а это 5–10 метров высоты. Я, как его ведомый, иду за ним. Я ему говорю: «Лева, поднимись», а он как будто не слышит. Он сшиб какой-то столб, отсек своим пропеллером провод; слава богу, не упал. Приходим на аэродром, он садится; в конце пробега вместо того, чтобы притормозить и спокойно зарулить, на большой скорости сходит с полосы. Его крутануло, обе стойки шасси сломались, самолет лег на брюхо, но хоть полосу освободил. Я вторым сел – без проблем. Ребята сели, зарулили, побежали к нему. Он в возбужденном состоянии, показывает на какую-то дырочку от пулемета, мол, боевое повреждение! Командир полка, молдаванин Домущей, конечно, не стал из-за этого поднимать шума. На кой черт надо на себя наваливать всякие сомнительные ситуации? Согласился с тем, что было повреждение, и самолет списали на боевую потерю. Общими усилиями бросили этот самолет на волокуши и увезли в ДАРМ, дивизионную авиаремонтную мастерскую. Обычно при аварийных посадках отрывало масляный радиатор, что торчал под брюхом, но в этом случае он оказался цел, только стойки были сломаны и лопасти винта загнулись. А уже через три дня самолет стоял на стоянке как новенький».
Вот так просто, с точки зрения рядового летчика.
А ведь комполка рисковал, прежде всего, собственной головой, но протрезвевшего и превратившегося в мокрого щенка Льва от больших неприятностей отстоял.
- «Илюшу» мы восстановим!- горячился он.-А кто восстановит парня, если он пройдёт через допросы, трибунал и осуждение? Он — пилот от Бога, таких в полку едва больше десятка.
Такое ЧП скрыть было практически невозможно при наличии в каждом полу сотрудников секретного отдела и «СМЕРШ», но Николай Кузьмич на стал губить молодого пилота, дав ему возможность в конце войны стоять в общем строю и блистать целым «иконостасом» орденов. А их у Левы Обелова хватило: орден Красной Звезды (22.02.1944), орден Красного Знамени (21.06.1944), второй орден Красного Знамени (25.7.1944),орден Отечественной войны второй степени (9.10.1944), орден Александра Невского (5.11.1944), орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза (19.04.1945), орден Отечественной войны первой степени (08.06.1945).
Второй пример человечности Домущея.
Его полк прославился, что в нем служит женщина летчик-штурмовик, Константинова Тамара, а при ней пятилетняя дочка.
Из книги Николая Штучкина «Над горящей землей», глава «Полк Домущея»:
«Редко, но бывает. Бывает, когда на одном самолете летают брат и сестра, брат летчиком, сестра воздушным стрелком-радистом. Всякое бывает. Но такого, наверное, не было: мать улетает на боевое задание, а дочь, пятилетняя девочка, бегает близ самолетной стоянки, играет. Не было, но есть. И это в полку Домущея.
А что делать? Так сложились обстоятельства. Мать Тамары больна, а сестренка Августа учится. Обстановка в Калинине трудная. И вот Верочка здесь. Веселая, радостная - она с матерью, у нее много друзей: летчики, механики, девушки-оружейницы. Кто свободен, тот с ней и занимается: присматривает, оберегает, ухаживает. И Тамара спокойна. Дочка одета, обута, накормлена. И всегда у нее на глазах. Не у нее, так у кого-то другого. И всегда в надежных руках. Что может быть надежнее, теплее, ласковее рук однополчан, боевых товарищей, друзей!»
Узнав о том, что у «старика» в полку есть маленькая девочка, в часть зачастили летчики из соседних подразделений, которые по году и больше не видели своих семей и в землянке Тамары не переводились трофейный шоколад, игрушки, разноцветные карандаши и прочие приятности, радостные для ребенка.
Частенько рядом с Верочкой замечали и Николая Кузьмича: плотного телосложения, немного неуклюжий на земле, он нависал над малышкой, как медведь над хрупким светлым зайчиком.
Может, тогда и родилось одно из его прозвищ…
Из книги Николая Штучкина «Над горящей землей», глава «Полк Домущея»:
«Домущей - пожилой, солидный, медлительный. "Медведь" - называют его летчики. За глаза, безусловно. Но он об этом узнал. Думали обидится, а он ничего, ему даже понравилось, что его называют медведем. Да еще по-молдавски, на его родном языке. "Медведь зверь уважаемый", - сказал Домущей в ответ на теплую шутку летчиков.
Николай Кузьмич - ветеран авиации. В начале 30-х годов летал на ТБ-3, попал в аварию. След от нее - золотые вставные зубы. Все двадцать восемь».
А «пожилому» на взгляд молодых летчиков человеку едва перевалило за сорок…
В его полку Тамара быстро переросла должность рядового пилота, но возможности дальнейшего роста у нее не было – все командиры звеньев и эскадрилий были на своей посту и Николай Кузьмич с болью в сердце перевел «соколицу» в 99-й соседний ШАП, которым командовал его боевой товарищ майор Зеленцов.
- Лети, девочка!- на прощание сказал он.- У тебя впереди еще славный боевой путь!
И потрепал по голове засмущавшуюся Верочку, подсадив ее на сиденье командирского «Виллиса».
И долго еще, оборачиваясь назад, видели мама и дочка, как машет им вслед человек, ставший за короткое время таким близким и родным – комполка подполковник Домущей, дядя «Урсу».
Но не только дочкой прославилась Константинова, а и мастерством бомбовых и штурмовых ударов по вражеским позициям. В её лётной книжке есть такие записи: "Штурмовой удар по зенитным и артиллерийским батареям противника", "Штурмовой удар по траншеям в районах Раушен, Шигиштиммен, Хабихтау, Бракупенен", "Удар по эшелону противника на железнодорожном перегоне", "Удар по танкам противника", "Разведка…"
Командир полка Павел Зеленцов отмечал, говоря о лётчице, что она отлично летает, точно бомбит и стреляет, четко держится строя, а ещё она - надёжный товарищ в бою!
Она летала без устали, увлекая примером бесстрашия лётчиков, со знанием дела, расчётливо руководила боем. Уже вскоре она была назначена заместителем командира эскадрильи, а затем и её штурманом.
Поддерживая наступающие войска Ленинградского, а затем 3-го Прибалтийского фронтов, её эскадрилья уничтожила большое количество техники врага, обеспечив продвижение наших танков и пехоты. Не уклонялась пилот Константинова и от схваток в воздухе с фашистскими истребителями. О её боевой деятельности в 1945 году "Военно - исторический журнал" позже писал:
"В Восточной Пруссии Тамара Фёдоровна за 3 месяца сделала более 40 боевых вылетов. Меткими штурмовыми ударами она уничтожила и повредила 25 орудий и миномётов противника, 18 зенитных орудий и другую боевую технику. 16 Января 1945 года Константинова, сопровождая наземные войска, обнаружила и уничтожила хорошо замаскированную батарею, обеспечив тем самым продвижение нашей части. В другом бою лётчица, преодолев зенитный огонь, прорвалась к Кёнигсбергу и нанесла бомбовый удар по военным объектам. В районе Цинтен она за один вылет 12 раз штурмовала огневые позиции врага и уничтожила 4 орудия".
В конце войны Тамара Константинова была награждена Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Вот такие две истории, которые больше всего могут рассказать о том, как воевал наш прославленный земляк.
Подполковник Домущей оставил яркий след в истории полка, а полк под его командованием – не менее яркий след в истории Великой Отечественной войны,
566-й штурмовой авиационный полк был сформирован в Воронеже 7 сентября 1941 года под командованием майора А. Н. Дачанидзе и комплектовался штурмовиками Ил-2 производства Воронежского авиационного завода.
В конце ноября 1941 года полк принял боевое крещение в Битве за Москву, штурмуя наступающие немецкие подразделения.
С 27 ноября по 12 декабря 1941 года полк совершил 190 успешных боевых вылетов в боях за освобождение города Солнечногорска. Приказом Наркома обороны от 04 мая 1943 года № 207 за эти бои полк получил почётное наименование «Солнечногорский».
До 13 марта 1942 года полк располагался на аэродроме Инютино. Боевой состав на 10 марта 1942 года: 20 самолётов Ил-2, из них 6 исправных на колёсах и 14 неисправных на лыжах. Лётчиков 14 человек.
13 марта 1942 года полк переведён на аэродром Адуево. В 1942 году полк воевал на Западном фронте в составе 224 шад в районах Юхнова, Людиново, Болхова, Жиздры.
В конце мая 1943 года полк, имея в своём составе 18 самолётов Ил-2 (1 - неисправный), переведён на аэродром Песоченский.
В 1943 году участвовал в Орловско-Брянской наступательной операции. В ожидании начала наступления, участвовал в массированных налётах на Брянский аэроузел, занимаемый в то время вражеской авиацией.
В 1944 году воевал в Карелии и под Выборгом, затем прорывал блокаду Ленинграда, где понёс наиболее тяжёлые потери в своей истории. Освобождал Эстонию, наступал в Восточную Пруссию.
Особо отличились лётчики полка при штурме немецкой обороны в городах Браунсберг, Кёнигсберг, Хайльгенбайль, Розенберг.
14 ноября 1944 года за бои в Восточной Пруссии 566-й шап был награждён орденом Красного Знамени, а 26 апреля 1945 года за бои над Браунсбергом полк наградили орденом Кутузова III степени.
9 мая 1945 года полк встретил в Восточной Пруссии. Всего за годы войны был совершён 5771 боевой вылет с налетом 6068 часов, по официальным данным в них уничтожено 485 танков и САУ, 3550 грузовых автомобилей, 194 вагона и цистерны, 134 самолёта, около 10 полков пехоты, 57 складов горючего и боеприпасов, 118 блиндажей и долговременных огневых точек, 72 артбатареи, 395 миномётных батарей, 188 зенитных батарей. Проведено 13 штурмовых ударов по аэродромам противника и 73 воздушных боя. Свои потери составили: самолёты — 135, летчики — 94.
Об этом и о своих боевых товарищах рассказывал мальчишкам и девчонкам сначала в школах станицы Крымской, а позднее и города Крымска командир полка по фронтовму прозвищу прозвищу «Медведь»,
Он считал, что только правильное военно-патриотическое воспитание способно сделать из учеников настоящих граждан и будущих защитников своей Родины.
Потому возглавлял организации ДОСАРМа, ДОСАВа Крымского района , покуда хватало сил.
Николай Кузьмич Домущей ушел из жизни в 1985 году.
Когда-то великий французский писатель и пилот Антуана де СентЭкзюпери сказал: «Летчики не умирают. Они улетают и не возвращаются!»
Мы же постарались вернуть из небытия имя славного сына молдавского народа, советского летчика, бесстрашного героя – Николая Кузьмича Домущей.
Может быть тот, кто еще при жизни знал этого человека, обратится к нам и оставит свои воспоминания.
Мы будем очень благодарны.

Александр Липин,
член Союза писателей России,
сотрудник МБУ «Крымский краеведческий музей»

4

5

6

7

8