Как казаки Святки праздновали
- Подробности
- Опубликовано 09.01.2025 11:48
На Руси праздник Рождества Христова был связан с разнообразием красивых и интересных обычаев, обрядов, примет, зимних игр и развлечений.
«Святками» на Руси называли праздничные дни после Рождества и до Богоявления (Крещения) Господня. Это время у казаков наполнено традициями и обрядами, которые было принято обязательно соблюдать.
А для кубанских казаков и вовсе Рождество Христово было и остается особо почитаемым праздником.
К Рождественским праздникам казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была елка, вечная зелень ее символизировала обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски.
К праздничному столу готовились самые разнообразные блюда. Резали кабана, барашка, гусей, индеек. Готовили колбасы, холодец, пироги и пирожки с мясной и фруктовой начинкой. Рождественский стол должен был отражать идею достатка, изобилия, благополучия.
Однако навечерие Рождества Христова (6 января), или на багатувэчэрю, на стол ставили постные блюда. Хозяйки обязательно готовили обрядовую пищу — кутью и взвар. Кутья — это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар — напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сухофруктов. Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях. К вечере готовились тщательно: на белый платок в центр ставилась тарелка с кутьей. Сверху клали пирожки, бублики, пряники, конфеты, затем концы платка связывались крестом. Ношение вечери осуществляли дети, подростки, молодые семейные пары вечером накануне Рождества. В одних станицах вечерю несли дедушкам, бабушкам, родителям, в том числе и крестным. В других не только родственникам, но практически всем жителям на своем краю. Важным моментом являлось то, что отведав принесенной кутьи, пирожков, хозяева взамен добавляли своей. Так поступали в каждой семье, что способствовало обновлению, упрочению социальных связей, скрепленных обрядовой пищей.
Во время ужина накануне Рождества Христова на стол было принято ставить приборы для умерших предков. В некоторых станицах открывали дверь и звали их к столу. Хозяин, а если его не было, хозяйка приглашали к столу Мороза, а иногда и домового. В тексте приглашения высказывалась просьба не морозить ни людей, ни животных, ни растения. Святой ужин обязательно начинался с молитвы. Во время застолья нужно было как можно меньше вести разговоров, без нужды не выходить из-за стола. Девушке и парню запрещалось сидеть на углах стола, чтобы не остаться без супружеской пары. Нельзя было, взяв ложку в руки, снова класть ее на стол. Блюда запивали не водой, а взваром. Считалось, что пока трапеза не закончена, из-за стола выходить нельзя, как, впрочем, и из дома, чтобы не впустить нечистую силу.
После ужина молодежь шла колядовать. Колядки — это рождественские песни и одновременно угощение, которое готовили к праздникам из ржаного пресного теста с разными начинками или припеками. Таким угощением одаривали веселых гостей. Наряду с христианским обычаем ходить под Рождество славить Христа (колядовать) осталась и языческая традиция рядиться в шкуры животных, маски и костюмы колдунов и ведьм. Мужчины и женщины, стар и млад, дабы своим видом отпугнуть, удалить от себя нечистую силу, сами в эти дни представали в обличье нечисти. Отовсюду доносились пение и смех — это ходили колядовщики, в основном девочки и девушки в сопровождении «поводыря». Ходили по домам и, спросив у хозяев разрешения, исполняли специальные песни-колядки, получая в подарок за свое пение хлеб, сало, сладости, реже мелкую монету.
Не забывали повеселиться от души и в канун «Старого Нового года». У казаков 13 января считалось «щедрым вечером». В этот день варили вареники и ходили «щедровать». Вареники чаще всего делали с творогом или картошкой, но несколько штук делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых. Если вареник достанется с мукой — жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью — горькой, пустой вареник — пустая жизнь, а с монетой — счастливая и долгая.
Обычай «щедровать» по сей день сохранился в некоторых станицах. До сих пор на сельских улицах в святочные дни можно встретить компании молодых людей, наряженных в костюмы и маски, — это и есть «щедровщики».
В святочные дни среди станичников было принято ходить друг к другу в гости. Если речь шла о семейных парах, то, как правило, собираясь в компании, они ходили к кумовьям на праздничные посиделки. Приходя на вечеринку, приносили с собой незамысловатое угощение в виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а также моченые яблоки и арбузы. На стол набиралось только то, что бралось в руки. Вино на стол всегда ставили только хозяева, гости его никогда не приносили с собой. Каждый вечер святочных посиделок развивался по определенному сценарию. Сначала станичные новости, сплетни, байки, шутки, игры, а в последние дни перед Крещением переходили в веселье с песнями и танцами. На весь период Святок вводился запрет на любые виды работ, кроме необходимых по хозяйству. Это время предназначалось для отдыха и развлечений: взаимных визитов, катания на коньках и санках, игр в снежки и гуляний. Особенной популярностью пользовались кулачные бои, когда на льду или на станичной площади сходились станица на станицу. В подобных поединках принимало участие все мужское население начиная с семилетних мальчишек, которые выступали с той и с другой стороны, заканчивая глубокими стариками. Сражения происходили по правилам, которые строго соблюдались.
Завершались Святки Крещением, перед которым соблюдался строгий однодневный пост. Освященной на Крещение водой окропляли подворье, избу, членов семьи, все хозяйство. Такой обряд должен был уберечь от болезней и невзгод.
МБУ «Крымский краеведческий музей»
#КультураКрымскогорайона