Документы победы. Письмо
- Подробности
- Опубликовано 24.03.2025 16:38
До войны нашу страну называли самой читающей в мире. В войну она стала - самой пишущей.
За четыре года Великой Отечественной войны почтальоны доставили адресатам 10,7 миллиарда писем. Треугольников, открыток, секреток…
В войну за перо взялись даже те, кто никогда не держал в руке инструмент легче топора. За тяжелораненых писали соседи по госпитальной палате. За безграмотных бабушек-внуки. Страна стала бескрайней полевой почтой с отделениями на каждой улице и адресатами в каждом сердце. Три угла: Вера, Надежда, Любовь.
Письма войны вошли в песни и фильмы, стихотворения и романы. Но главную память о них хранят потертые домашние альбомы, в которых три угла фронтового треугольника- навсегда Вера, Надежда, Любовь.
В газете «Правда» за 18 августа 1941года. «Важно, чтобы письма бойца родным и посылки бойцам, которые огромным потоком идут со всех концов страны, не задерживались по вине работников связи. Каждое такое письмо, каждая такая посылка именем отцов и матерей, братьев и сестёр, родных и знакомых, именем всего советского народа вливают новые силы в бойца, вдохновляют его на новые подвиги...».
С начала войны письма на фронт отправлялись на номер полевой почты, номер воинской части и фамилию, имя, отчество адресата. С 5 сентября 1942 года открытое наименование части было заменено условным номером.
С 6 февраля 1943 года по приказу Наркома обороны были введены пятизначные номера полевых почт и отправления адресовались только на этот номер и фамилию, имя, отчество адресата.
Запрещалось указывать место дислокации части, ее действительное наименование, а также воинское звание, должность и специальность адресата.
Солдатский треугольник - самый массовый вид отправлений. Мелко исписанные и сложенные втрое бумажные листы решали вопрос острой нехватки конвертов.
В фондах МБУ «Крымский краеведческий музей» хранятся фронтовые письма Задорина Ивана Васильевича, 1922 года рождения, уроженца Челябинской области. Мы дорожим теми свидетельствами, которые есть у нас.
В справке, выданной Задорину 23 января 1940 года для Райвоенкомата, в том что он действительно является учеником 9-го класса школы № 37. Погиб 31 мая 1943 года.
Прорыв «Голубой линии» представлял большие трудности, поскольку она была сильно укреплена, особенно ее центральный, наиболее удобный для наступления советских войск участок. Только отвага и мужество наших бойцов дали возможность прорвать эту важную стратегическую позицию врага, преграждавшую путь к Таманскому плацдарму. Почти полмиллиона фашистов сконцентрировало здесь немецкое командование, но они не смогли сдержать натиск советских войск. Трудно досталась победа, но кровь героев пролилась не зря.
В извещении:«Ваш сын красноармеец Задорин Иван Васильевич, уроженец Челябинской области, Галкинского района, дер Гладкая в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество погиб 31 мая 1943 года. Похоронен с отданием воинских почестей станица Мелиховская Крымского района.
19 февраля 1943 г Задорин Иван Васильевич писал: «Здравствуйте тятя и мама примите мой низкий сыновий поклон и горячий привет. Здравствуйте милые братья и сестры привет от вашего брата Ивана. Пишу из госпиталя. Это уже второе письмо. Рука заживает. Бинты сняты, дней через двадцать выпишут. Я уже писал, что ранен в районе Армавира на подступах к переправе через Кубань 24 января. 10 дней находился в одном хуторе у колхозников. Вот брат Александр такие у нас дела на северном Кавказе. Сейчас дело поправилось и как ты сам знаешь по газетам пошло на лад. А мне видишь не повезло, шел от самого Терека доходил почти что до самой Кубани да так и не дошел. А богаты были прикубанские станицы да все немец разорил. Армавир я видел — проезжал на автобусе. Нет ни одного целого здания, одни стены. А сейчас в госпитале. Целый день в палате в одном белье и халате. На двор выходить холодно, снег. Здесь с нашей стороны с Урала нет никого, так мы с одним казанским татарином друг друга земляками считаем. Про себя писать кажется хватит. Как дела у нас там в Челябинске. Пишите про всех родственников, получают ли письма от Семена Андреевича. Как вы живете, как пробиваетесь с хлебом, как с коровой, тогда писали что трудно прокормить её. А ты как брат Саша женат иль холостой интересно знать. Где Алена, работает наверное. А ты сестренка Тоня напиши про себя, ты наверное выбери время написать письмо но на этот адрес можно не писать. Если не получите раньше 1 марта, потому что ответ все равно меня в госпитале не застанет. Так вот мои родимые пока все. Привет деде Якову, тетке Авдотье и Николаю Романовичу с Соней. Привет Вячеславу. Интересно его как там не призвали? Ну пока до свидания, всего хорошего.
19 февраля 1943 года.
Письмо из Буйнакска Дагестанской АССР п\я 44 адресовано: город Челябинск, поселок ИЗО.ул.Рылеева Безалкогольный завод. Задориной Марие Ефимовне.
Письмо написано 23 февраля 1943 года.
«Добрый день дорогие тятя с мамой, Александр и Алексей, Татьяна и Нина. Поздравляю с днем Красной Армии. У нас в госпитале ничего особенного, только вчера был концерт вечером и доклад о Красной Армии. Приезжали колхозные ребята и девушки кумыки показывали свои национальные танцы и песни. Шуму больше чем у цыган, больше всех барабан. Сегодня, как вероятно и везде, день начался по обычному. Как вы встретили этот день? Наверное на своем постоянном посту. О вашей жизни я ничего не зная, писем не получал с самого декабря. С нашей стороны с Урала из Челябинска есть здесь в госпитале некий Сальников. Он собирается домой — дают шести месячный отпуск, на излечение. Хочу передать с ним несколько строчек. У меня рука заживает. Пишите как жизнь, Татьяну не мобилизовали на военную службу. Как с материальным обеспечением, с продуктами, с жильем. Как тятя с мамой. Тятя дома бывает или нет, как его здоровье. Ну пока все. Привет Екатерине Яковлевне и Елизавете Андреевне. Что известно из Гладкого. До свидания. Остаюсь жив и здоров, ваш сын Иван Задорин. Всего хорошего».
Сегодня, когда ветеранов остается все меньше и меньше, нам в наследство остаются письма с фронтов и фотографии, сделанные в минуты затишья, в перерывах между обстрелами, в походах, в госпиталях.
Долг живых – не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину, советских людей от фашистского рабства. Мы у них в вечном долгу.
В День Победы мы приходим к могилам павших воинов, к обелискам и замираем в молчании. Высоким чувствам не нужны громкие слова. Трепетные минуты молчания - как бы наша клятва павшим в ВОВ хранить и нести сквозь годы благодарную память о них.
Материал подготовила научный сотрудник музея Л.Корчинская.
#80ЛетПобедыКубань
#культураКрымского района