Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Экскурсия в зале «Прорыва «Голубой линии»»

22 мая музей посетили представители первичных ветеранских организация из города Краснодара. Для гостей была проведена экскурсия в зале «Прорыва «Голубой линии»».

Научный сотрудник рассказала о воздушных боях в небе над Крымским районом. Весной-летом 1943 г. на Кубани произошли самые крупные воздушные сражения Великой Отечественной войны. Военно-воздушным силам Северо-Кавказского фронта были поставлены две задачи: во-первых, завоевать господство в воздухе и тем самым защитить свои наземные войска от ударов самолётов противника и, во-вторых, силами бомбардировочной и штурмовой авиации поддержать наступление советских войск.
В состав Военно-воздушных Сил Северо-Кавказского фронта в начале апреля входили: 4-я Воздушная Армия, 5-я Воздушная Армия, авиагруппы ВВС Черноморского флота и самолеты группы авиации дальнего действия.
Первое сражение произошло 17-24 апреля 1943 года в небе над Малой землей, второе - 29 апреля – 10 мая в районе станицы Крымской, третье – 26 мая – 7 июля в районе сёл Киевского и Молдаванского.
Особенно высокого накала воздушное сражение достигло в день боев за Крымскую 29 апреля. За сутки наши летчики произвели 1268 самолёто-вылетов, а со стороны противника их было только 539. Это свидетельствует о переходе инициативы в воздухе в наши руки.
Воздушное сражение 29 апреля - 10 мая 1943 года являлось частью наступательной операции в районе станицы Крымской, но имело и самостоятельное значение в борьбе за господство в воздухе. Особенность этого сражения заключалась в том, что оно проходило на очень ограниченном участке фронта. При общей протяженности линии фронта в 160 километров, полоса наступления ударной группировки в период боев за Крымскую равнялась тридцати, а полоса главного удара – десяти километрам. С обеих сторон в сражении были задействованы основные силы авиации.
С 26 мая по 6 июня прошло третье воздушное сражение над Кубанью. Началось наступление. От нового командующего Северо-Кавказским фронтом талантливого полководца И.Е. Петрова (13 мая он сменил генерала И.И. Масленникова) потребовали решить сложную задачу. В авиационной подготовке участвовали 338 самолетов. Штурмовики поставили дымовую завесу. Пехота продвинулась вперед. Под грохот снарядов и гул сотен моторов над головами солдат в несколько ярусов на встречных курсах летели штурмовики Ил-2, пикировщики Ю-87, бомбардировщики Пе-2 и Ю-88, на самом верху — стаи истребителей… Разгромить армию Руоффа не удалось. Наши войска отвоевали у немцев три-пять километров, но на исходе дня по наступающим в течение 20 минут нанесли удар 600 немецких бомбардировщиков! С разных направлений наплывали тучи "юнкерсов".
Иногда сражения длились часами. В среднем в сутки происходило по 20-25 воздушных боёв, а в отдельные дни этого периода отмечалось до 40-50 воздушных боёв, в каждом из которых участвовало по 30-50 самолётов с каждой стороны. Иногда в течение одного часа над отдельными, особо важными участками сосредоточивалось по 200 – 250 самолётов-бомбардировщиков, штурмовиков, истребителей.
Как вспоминает Герой Советского Союза Дрыгин В.М.: «В отдельные дни происходило до 50 и более воздушных боёв и уничтожалось до 80 самолётов врага. С командного пункта, развёрнутого между станицами Абинской и Крымской, было видно, как во время ожесточенных боёв почти каждые 10 минут падал сбитый самолёт».
Особый интерес у посетителей вызвала диорама боя на высоте 121,4.
В конце мероприятия гости выразили благодарность сотрудникам музея за познавательную экскурсию.

1

2

3

4

5

6

7

8

9