Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Первый атомный ледокол «Ленин»

к 80-летию российской атомной промышленности,
к 500 -летию Северного морского пути.

В 2025 году российская атомная промышленность отмечает 80-летие: 20 августа 1945 года был сформирован Специальный комитет по использованию атомной энергии. Страна ответила на угрозу со стороны США, за четыре года создав собственное ядерное оружие (1949 год, успешное испытание бомбы РДС-1).
СССР был первопроходцем и мировым лидером в мирном использовании атомной энергии: отечественные атомщики построили первую в мире АЭС, на помощь покорителям Арктики был создан первый атомный ледокол (1959, «Ленин»). Сегодня «Росатом» продолжает разрабатывать и внедрять передовые технологии в самых разных отраслях. Госкорпорация не только строит атомные электростанции, обеспечивая чистой энергией сотни миллионов людей в десятках стран мира, но и обеспечивает работу логистического каркаса Северного морского пути, выпускает новые материалы, разрабатывает и производит препараты для ядерной медицины.
Представляем Вашему вниманию историю первого атомного ледокола.
«Ленин» — атомный ледокол, первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой. Ледокол был построен в СССР для обслуживания Северного морского пути и обеспечения непрерывной навигации.
В 1989 году выведен из состава флота, установлен на вечную стоянку рядом с морским вокзалом города Мурманска как корабль-музей. Является объектом культурного наследия федерального значения. На судне действует музей, открытый для посещения
Решение о строительстве первого атомного ледокола было принято Советом министров СССР 20 ноября 1953 года. Необходимость в мощном ледоколе была вызвана интенсивным развитием в послевоенные годы промышленности и добычи полезных ископаемых в Арктике (в Норильске, Печорском угольном бассейне, на Таймыре, в Чаун-Чукотском районе). Для вывоза сырья и снабжения заполярных городов и посёлков требовалось резко увеличить грузооборот Северного морского пути, продлить навигационный период и обеспечить проводку большегрузных судов, что было возможно только с помощью мощных ледоколов-лидеров. Параллельно шло развитие атомной энергетики: в 1954 году в США была спущена первая атомная подводная лодка «Наутилус», а в Обнинске заработала первая в мире атомная электростанция.
Идея создания атомохода принадлежала В. А. Малышеву, который в 1953 году возглавил Министерство среднего машиностроения (атомную отрасль). Проект судна (проект № 92) разрабатывался в ЦКБ-15 (ныне ЦКБ «Айсберг») в 1953—1955 годах. Существует мнение, что шифр был выбран неслучайно, так как под номером 92 в периодической таблице элементов находится уран. Общее научное руководство осуществлял академик А. П. Александров. Главным конструктором судна был В. И. Неганов. Атомную энергетическую установку, включавшую три реактора ОК-150, проектировали в ОКБ Горьковского завода № 92, главный конструктор — И. И. Африкантов. Корпусную сталь марок АК-27 и АК-28 специально для ледокола разработали в институте «Прометей». В связи с новизной оборудования и сложностями компоновки машинного отделения был создан его полноразмерный макет из дерева для отработки конструкторских решений.
Ледокол был заложен 25 августа 1956 года на Судостроительном заводе № 194 имени Андре Марти (ныне «Адмиралтейские верфи») в Ленинграде. Главный строитель — В. И. Червяков. Судовые турбины изготовил Кировский завод, главные турбогенераторы — Харьковский электромеханический завод, гребные электродвигатели — ленинградский завод «Электросила». Всего в создании ледокола участвовало более 500 предприятий СССР, разработавших 76 новых типов механизмов и 150 новых образцов оборудования.
Судно было спущено на воду 5 декабря 1957 года. Ядерную энергетическую установку смонтировали в 1958—1959 годах. Физический пуск ядерных реакторов состоялся 6 августа 1959 года. 12 сентября 1959 года «Ленин» с верфи Адмиралтейского завода отправился на ходовые испытания под командованием П.А. Пономарева. В ходе строительства и испытаний ледокол посетили многочисленные делегации, включая премьер-министра Великобритании Г. Макмиллана, вице-президента США Р. Никсона, министров КНР. 3 декабря 1959 года атомоход был сдан Министерству морского флота.
С момента ввода в эксплуатацию ледокол «Ленин» вошёл в состав Мурманского морского пароходства. Благодаря большой мощности и высокой автономности он с первых навигаций показал высокую эффективность. Применение атомохода позволило существенно продлить навигационный период в Арктике.
Первым капитаном ледокола был П. А. Пономарёв (1957—1961). С 1961 года и до своей кончины в 2001 году капитаном (сначала дублёром, затем основным) был Б. М. Соколов.
В 1966 году по результатам эксплуатации было принято решение заменить трёхреакторную АППУ ОК-150 на более совершенную двухреакторную ОК-900. Основной причиной стала низкая ремонтопригодность установки ОК-150. Демонтаж старой установки, не предусмотренный проектом, потребовал бы значительной разборки корпуса. Чтобы ускорить процесс, в 1967 году была проведена уникальная операция по извлечению реакторного отсека: ледокол привели в мелководный залив Цивольки на Новой Земле, где с помощью тротиловых зарядов, заложенных по периметру и под днищем, отсек был отделён от корпуса и затоплен (после выгрузки топлива). Монтаж новой установки ОК-900 завершили в 1970 году на судоремонтном заводе «Звёздочка» в Северодвинске.
За первые 6 лет эксплуатации ледокол прошёл свыше 82 тыс. морских миль и самостоятельно провёл более 400 судов. В июне 1971 года «Ленин» совместно с ледоколом «Владивосток» совершил сверхранний высокоширотный рейс по маршруту Мурманск — Певек, пройдя к северу от архипелагов Новая Земля, Северная Земля и Новосибирские острова. Этот рейс стал важным этапом подготовки экспедиции ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977 году.
10 апреля 1974 года указом Президиума Верховного Совета СССР ледокол «Ленин» был награждён орденом Ленина за большой вклад в обеспечение арктических перевозок и использование атомной энергии в мирных целях. Группы членов экипажа удостаивались государственных наград в 1973 и 1976 годах.
Ледокол «Ленин» проработал 30 лет. За это время он прошёл 654,4 тыс. морских миль (из них 563,6 тыс. во льдах) и обеспечил проводку 3740 судов. В 1989 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Идея сохранения ледокола как музея возникла сразу после завершения его эксплуатации. Большую роль в этом сыграл капитан Б. М. Соколов и созданный в 2000 году Фонд поддержки атомного ледокола «Ленин». В 2008 году ледокол перешёл в ведение ФГУП «Атомфлот» Госкорпорации «Росатом». 5 мая 2009 года он был приведён к морскому вокзалу Мурманска, и 3 декабря 2009 года, в день 50-летия судна, на его борту открылся музей.
В январе 2016 года приказом Министерства культуры России ледокол «Ленин» был включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия федерального значения. Паспорт объекта культурного наследия был выдан в октябре 2018 года.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16