Бронеавтомобиль БА-20
- Подробности
- Опубликовано 21.03.2024 16:16
Оружие Победы
Бронеавтомобиль БА-20
В октябре 1933 года коллектив специалистов КБ Ижорского завода (включая известного Липгарта), по заданию Красной армии, начал проектирование бронеавтомобиля на шасси ГАЗ М-1.
Первые опытные бронемашины были изготовлены в январе 1936 года, а в феврале 1936 года был создан стандартизованный вариант БА-20. После этого бронемашины были переданы на испытания в НИБТ, которые прошли успешно.
В июле 1936 года Выксунский завод дробильно-размольного оборудования начал серийное производство бронеавтомобилей БА-20 после получения технической документации.
Ленинградский завод «Красный Треугольник» получил заказ на производство заполненных губчатой резиной пулестойких гусматических шин ГК размера 7,00-16 для этих автомобилей.
Завод выпустил 35 бронеавтомобилей в течение периода с июля по декабрь 1936 года.
В 1937 году инженеры Выксунского завода спроектировали новую коническую башню повышенной пулестойкости, однако первые 150 БА-20 еще имели старую цилиндрическую башню.
Завод получил приказ на продолжение производства бронеавтомобилей только в варианте с новой башней в ноябре 1937 года.
Корпус БА-20 увеличили, но в целом повторили схему бронеавтомобиля ФАИ. Его сварили из катаных броневых листов.
На крыше башни расположен люк сферической формы, а в шаровой установке цилиндрической башни был размещен пулемет ДТ.
Башня могла поворачиваться усилием стрелка, который сидел на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины.
Для кругового обзора использовались смотровые щели и смотровые лючки, которые закрывались броневыми крышками в боевой обстановке.
Десантный люк находился в днище машины для выхода экипажа в случае подбития на поле боя.
Боекомплект пулемета состоял из 1386 патронов, а при стрельбе использовался простой механический прицел.
БА-20 получил пулестойкие шины ГК, которые повышали живучесть машины, а полуоси заднего моста и рессоры были усилены для обеспечения еще большей надежности.
Некоторые машины оснащались радиостанцией 71-ТК-1, которая имела поручневую антенну, установленную вокруг корпуса. Радиостанция устанавливалась в боевом отделении за сиденьем водителя и питалась дополнительной аккумуляторной батареей.
Бронеавтомобиль БА-20 имел боевую массу в 2,3 тонны и мог вместить 2 члена экипажа. Толщина брони — от 4 мм (на днище) до 6 мм (на лбу, бортах и корме).
Силовым агрегатом был четырехцилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 50 л.с., который позволял автомобилю достигать скорости до 90 км/ч. Запас хода на шоссе составлял 350 км, а на проселочных дорогах — 270 км.
В 1936 году был создан вариант БА-20 на железнодорожном ходу. Эта модификация имела стальные диски с ребордами, благодаря которым бронеавтомобиль мог перемещаться по рельсам.
Замена колес занимала около 30 минут. Вес этой машины достигал 2,78 тонны, а запас хода на рельсах составлял 550 километров.
В 1938 году БА-20 был модернизирован, получив обозначение БА-20М. Машина была улучшена путем установки конической башни, увеличения толщины лобовых листов корпуса и башни до 9 мм, усиления колес и передней оси.
Радиостанция 71-ТК-З была установлена со штыревой антенной в 1940 году.
Несмотря на модификации, масса машины увеличилась всего на 50 кг, что не сказалось на ее динамических характеристиках, а дополнительный топливный бак емкостью 30 л позволил увеличить запас хода машины до 450 км.
Одной из важнейших особенностей этого автомобиля была его четырехступенчатая коробка передач, заимствованная у грузового автомобиля.
Она позволяла увеличить силовой диапазон трансмиссии вдвое и значительно повысить тяговые возможности машины при меньшем, в полтора раза, удельном давлении на грунт.
С сохранением шасси ГАЗ М-1 дальнейшая модернизация БА-20 стала невозможной.
Единственным вариантом оставалось использование на лёгком бронеавтомобиле трехосного шасси с двумя задними ведущими мостами.
Это шасси, известное как ГАЗ-21, было создано на базе «Эмки» летом 1937 года и имело грузоподъемность 950 кг.
Что касается боевого применения. Летом 1939 года советские БА-20 принимали участие в боях на Халхин-Голе, где проявили себя как разведывательные и связные машины, но были уязвимы в прямом бою.
В Польском походе и Советско-финской войне БА-20 также участвовали: и снова было уничтожено огромное количество этих бронеавтомобилей.
Наиболее активно БА-20 использовались в начале Второй мировой войны, но в последующие годы их количество сокращалось.
Тем не менее, на отдельных участках фронта БА-20 просуществовали чуть ли не до конца войны. Например, на 19 апреля 1944 года в 48-м отдельном автобронетанковом батальоне 54-й армии Ленинградского фронта было два БА-20.
Несколько БА-20 оставались в войсках на Дальнем Востоке летом 1945 года и принимали участие в боевых действиях против японской армии. Например, в 111-й танковой дивизии РККА было задействовано 17 БА-20 в боях против Квантунской армии.