Фролова Тамара Ивановна
- Подробности
- Опубликовано 07.12.2021 16:10
Фролова Тамара Ивановна родилась в 1922 году в селе Озерки Жерновского района Саратовской области. Родители Иван Иванович и Татьяна Алексеевна. Окончив в 1940 году школу, поступила в Московский авиационный институт по специальности инженер-самолетостроитель.
Не успела окончить 1-й курс, как началась война изменив все планы Тамары. 23 июля 1941 года она писала родителям в Саратов: «прежде всего, сообщаю что после нападения немцев на нашу страну Москву объявили на военном положении. Сегодня мы разносили повестки. Я вернулась домой в 12 часов ночи».
На фронт Тамара ушла добровольцем. Светловолосая с симпатичными ямочками на щеках при улыбке, в то же время серьезная в учебе, постоянно желающая как можно больше узнать обо всех профессиях, связанных с летным делом, она обрела большое количество подруг и единомышленников.
В сентябре 1942 года полк воевал в районе Моздока, Кизляр. Это было трудное время. Появилось много раненых из строя выбывали летчики и штурманы, нужно было срочно пополнять полк новыми кадрами. Пилоты прибывали из тыла, а штурманов, механиков и вооруженцев готовили на местах.
Тамара Фролова начала овладевать профессией авиамеханика. Через некоторое время одна из фронтовых газет писала:»Прекрасно работает механик, младший сержант Т.И. Фролова. Днем и ночью её можно увидеть у самолета. Машина обслуживаемая ею всегда в боевой готовности. Не было случая, чтобы по её вине отказала материальная часть, а это лучшая оценка работы Т. И. Фроловой» Тамара мечтала овладеть и профессией штурмана. Ей разрешили, без отрыва от основной работы заниматься в штурманской группе. Уже к маю 1943 года у Фроловой в качестве штурмана было более 100 боевых вылетов.
Десятки вылетов со своим пилотом Полиной Белкиной она совершила в районе станицы Крымской. На счету экипажа были взорванные склады с боеприпасами, цистерны с горючим, скопления вражеской техники. Именно в этот период Тамаре было присвоено звание младшего лейтенанта. В одну из темных ночей июня экипаж возвращался с задания на аэродром в станицу Ивановскую. Внезапно заглох мотор. Полина сколько могла пилотировала, стараясь дотянуть до своего аэродрома. Самолет с трудом приземлился. Летчицы, выйдя из него, поняли, что они далеко от своего аэродрома, но все же на своей стороне. Едва начало светать, девушки начали искать в машине повреждения. Оказалось, что вышел из строя один из цилиндров, было несколько пробоин. Спасло их только мастерство пилота, Полины Белкиной. Вскоре к месту вынужденной посадки подъехали наши бойцы, помогли замаскировать самолет, а о девушках сообщили в полк.
Домой о себе Тамара писала сдержанно: «У меня все по — старому. Сейчас уже 120 боевых вылетов, очень скучаю по дому».
Рассказ однополчанки о Тамаре Фроловой. "Среди моих однополчанок есть и доктора наук, и кандидаты, и простые работницы... Да разве дело в том, кто кем стал? Главное — каким остался, сколько доброты несешь людям. Сгоревшая вместе со своим самолетом при выполнении боевого задания под Новороссийском Тамара Фролова как-то на комсомольском собрании говорила: «После войны человек будет другим. Так много люди повидали смертей, крови, мерзости всякой, что просто невозможно после войны злобствовать, подличать, завидовать. Нельзя будет обидеть женщину, ребенка, инвалида...» Голос Тамары звенел в тесной, полутемной землянке и убеждал меня поверить в то, что человек будет жить по Закону (его напишут с большой буквы), когда можно будет обратиться даже к незнакомому, если плохо, и попросить: «Друг! Помоги...» И я клялась: если останусь живой, то всегда буду ценить любую возможность активности; радоваться любому случаю помочь человеку, поддержать его в беде."
В ночь с 18 июля на 19 июля 1943 года экипаж Полины Белкиной и Тамары Фроловой не вернулся с боевого задания.
Похоронена - хутор Новокрымский Молдованского сельского совета Краснодарского края.
Материал подготовила научный сотрудник Пуртулиди Н. В.