Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Анна Григорьевна Высоцкая

Мы продолжаем рассказ о летчицах погибших в небе над Крымским районом. Анна Григорьевна Высоцкая (19231943) — лётчица 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, участница Великой Отечественной войны, гвардии младший лейтенант.

Аня Высоцкая родилась в городе Казатин Винницкой области на Украине в семье Григория Антоновича Высоцкого.

Девочку рано стала привлекать авиация. Её старший брат Яков работал инструктором по парашютному и планерному спорту в дорожно-транспортном совете Осоавиахиме. Его рассказы приводили сестру в восторг. С четырнадцати лет Аня начала заниматься планеризмом, часто бывала на парашютной вышке. Она твёрдо решила стать лётчицей.

Окончив в в 1937 году среднюю школу, уехала к тётке в Ереван. Там Анна устроилась работать библиотекарем и поступила на пилотное отделение Ереванского аэроклуба. Теоретический курс закончила на отлично. Долгое время занималась отрабатывала лётное мастерство на практике. Стала лётчиком-инструктором и собиралась поступать в авиационный институт. Но вскоре началась война.

В 1941 году Анна Высоцкая ушла на фронт. Вместе с ней были зачислены в ряды Красной Армии три её брата — Яков, Антон и Леонид. Домой вернулся только Яков.

Высоцкая была зачислена 145-ю отдельную авиаэскадрилью, выполнявшую задания командования по связи и базировавшуюся в Тбилиси. Затем перешла в женский 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиационный полк. Стала лётчицей в звене Марины Чечнёвой.

Аню зачислили в мое звено, и мы очень быстро подружились. Она мне сразу понравилась, да и не только мне, — весёлая, неунывающая, всегда с милой улыбкой, всегда готовая помочь. Аню отличала активная доброта, внимание к людям. Её не надо было просить о помощи, она сама сразу замечала, когда кому-то было трудно, и спешила сделать все, что могла.

До боевых вылетов было ещё далеко. Нужно пройти тренировки в дневных условиях — полёты по кругу, в закрытой кабине по маршруту. Потом перешли к тренировочным ночным полётам. В начале 1943 года наш фронт перешёл в наступление. Мы наносили бомбовые удары по отступающему противнику в Ставрополье. Напряжённая обстановка заставляла летать в любую погоду. Но как только появлялось «окно», мы вместе с командиром эскадрильи Татьяной Макаровой тренировали новую летчицу. Не все сразу получалось у Ани, но её отличало огромное терпение и трудолюбие. Упорно преодолевая трудности, она училась мастерству у опытных летчиц.

Кроме летной учебы у младшего лейтенанта Высоцкой было немало обязанностей: дежурство на старте и по полку, быть часовым и оперативным дежурным, приходилось помогать и техникам в подготовке машин к очередной боевой ночи, когда экипажи отдыхали после полетов. Все эти обязанности Аня выполняла. Ей была свойственна глубоко сознательная внутренняя дисциплина. Даже в наших дружеских разговорах — беседах по душам она никогда не высказала недовольства, что вот, мол, она — лётчик, а выполняет другие обязанности.

Но что бы ни делала Аня, она с нетерпением ждала дня, когда ей доверят боевой самолёт, чтобы вместе с подругами громить ненавистного врага. Надо было видеть её глаза, когда она провожала экипажи на старте. И вот, наконец, этот день пришёл и принёс с собой сразу же такое трудное испытание. Ну что ж, лейтенант Высоцкая выдержала его с честью. (Чечнева М. П. «Ласточки» над фронтом.)

В составе 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка успела сделать 19 боевых вылетов.

Безвозвратные боевые потери полка составили 23 человека и 28 самолётов. Несмотря на то, что лётчицы гибли за линией фронта, ни одна из них не считается пропавшей без вести. После войны комиссар полка Евдокия Яковлевна Рачкевич на деньги, собранные всем полком, объездила все места, где гибли самолёты, и разыскала могилы всех погибших.

Самой трагичной в истории полка стала ночь на 1 августа 1943 года, когда было потеряно сразу четыре самолёта. Немецкое командование, раздражённое постоянными ночными бомбёжками, перебросило на участок действий полка группу ночных истребителей. Это стало полной неожиданностью для советских лётчиц, которые не сразу поняли, почему бездействует вражеская зенитная артиллерия, но один за другим загораются самолёты. Когда пришло понимание, что против них выпустили ночные истребители Messerschmitt Bf.110, полёты были прекращены, но до этого немецкий лётчик-ас, успел сжечь в воздухе вместе с экипажами три советских бомбардировщика, на которых не было парашютов. Ещё один бомбардировщик был потерян из-за огня зенитной артиллерии. В ту ночь погибли: Анна Высоцкая со штурманом Галиной ДокутовичЕвгения Крутова со штурманом Еленой Саликовой, Валентина Полунина со штурманом Глафирой Кашириной, Софья Рогова со штурманом Евгенией Сухоруковой.

…Впереди вновь зажглись прожекторы. Теперь они поймали самолёт Ани Высоцкой и Гали Докутович. О чем думали в эти мгновения Аня и Галя? Выполнить задание любой ценой. Зенитки продолжали молчать. Ночную тьму снова прорезали трассирующие очереди.. Самолёт загорелся и стал падать…(Чечнева М. П. «Ласточки» над фронтом.)

В фондах МБУ «Крымский краеведческий музей» хранится обращение бывшего командира полка гвардии полковника авиации в отставке Бочаровой-Бершанской Е. Д.   И бывшего комиссара полка гв. полковника авиации в отставке Рачкевич Е. Я. председателю Молдаванского сельсовета Крымского района Краснодарского края Першину Николаю Александровичу от 10 июля 1966 года. В письме содержится следующая информация:

«Второй экипаж -летчица Высоцкая Анна и штурман гвардии младший лейтенант Докутович Галина Ивановна был сбит над селом Русское и упал за селом на поле недалеко от первого самолета. Когда самолет упал на землю, то при ударе об землю взорвались бомбы. Взрывной волной разнесло на куски самолет и летчиц. Спустя два месяца, после гибели экипажа, т. е. 29 сентября 1943 года на место падения самолета пришли: бывший председатель колхоза Села Русского товарищ Галиев и председатель сельсовета, того же села товарищ Хвостикова Матрена Марковна, которая в беседе рассказала: «Когда мы пришли к самолету, то увидели что самолет «кукурузник» и разрушен полностью до основания. Только небольшие щепки лежали подальше от места падения самолета. Все они были прикиданы землей. Потому, что при взрыве бомб взрывной волной подняло в воздух землю, а когда она оседала то присыпало все, что лежало на земле, в том числе и останки летчиц».

Похоронены летчицы в селе Русское Краснодарского края в братской могиле, где на мемориальной плите начертаны их имена.

Анна Григорьевна награждена орденом "Отечественной войны 2-й степени."(посмертно). Её именем названа улица в селе Русское Молдаванского сельского поселения Крымского района.

Материал подготовлен научным сотрудником Пуртулиди Н.В.

00000008

274

31017d703eb05e4458b4be2790967b21 crop

p29 0045

p29 p29 i8 1499 3 b