Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Галина Ивановна Докутович

Мы продолжаем рассказ о летчицах погибших в небе над Крымским районом. Галина Ивановна Докутович - советская летчица, участница Великой Отечественной войны, штурман 46-го гвардейского легкобомбардировочного ночного авиационного полка, младший лейтенант.

Галя родилась в Гомеле 20 февраля 1921 года. Школьницей любила литературу, которая, как писала она в дневнике, «великую силу имеет над человеческими умами и сердцами, учит человека глубже всматриваться в жизнь, в окружающее, смелее и чище жить». Позднее пришло увлечение спортом, она стала лучшей гимнасткой школы, дважды завоевывала 2-е место на республиканских гимнастических соревнованиях.

В 9-м классе она уже учлет Гомельского аэроклуба. Вначале освоила планер, совершила парашютные прыжки и первой среди девушек приступила к полетам на самолете. Небо увлекло Галю и она поступила в 1938 году в Московский авиационный институт, училась самозабвенно, строила планы на жизнь. Но все изменила война.

Уже в первые дни Галя в составе группы студентов ушла на оборонительные работы. С горечью и тревогой узнала она из сводки Совинформбюро, что ее родной город оккупирован немецкими войсками, что по тем улицам, где она когда-то спешила в школу, ступили сапоги врага. «Только на фронт!» — решила Докутович и, узнав о наборе добровольцев в армию, вместе с подругой, тоже гомельчанкой Полиной Гельман, пришла в ЦК ВЛКСМ с рекомендацией комсомольской организации института.

В те дни шло формирование женской авиационной части, руководила формированием Марина Раскова, и Галина Докутович, как прошедшая подготовку в аэроклубе, была зачислена в часть и направлена учиться в приволжский город Энгельс. При распределении попала в штурманскую группу, наиболее многочисленную, так как в то время в нашей стране почти не было подготовленных женщин-штурманов, вместе с Галей в группу также были зачислены Женя Руднева, Дуся Пасько, Наташа Меклин, все трое впоследствии удостоились высокого звания Героя Советского Союза.

Заниматься девушкам приходилось по 16-17 часов в сутки, иногда жертвуя сном, но никто не роптал. Наконец наступил долгожданный день — был зачитан приказ об образовании женского ночного легкобомбардировочного авиационного полка. Командиром была назначена Евдокия Бершанская, опытная летчица.

А вскоре полк вылетел на фронт, 23 мая 1942 года в ясный солнечный день вырулили самолеты на стартовую дорожку, затем по порядку взлетели эскадрильями, построились девятками и, сделав круг над городом, легли на курс. Полк прибыл на фронт в трудное время. Ожесточенные бои шли в южной части Донецкого бассейна, на реке Миус, на подступах к Таганрогу, там и начал свой боевой путь женский авиационный полк.

Из воспоминаний Главного маршала авиации К.А. Вершинина, тогда в 1942-м командующего 4-й Воздушной армии, в состав которой и вошел женский полк:— Товарищ командующий, докладываю: принял сто двенадцать барышень. И что я буду делать с ними?— В голосе командира 218-й дивизии Дмитрия Попова проскальзывала досада.— Они не барышни, Дмитрий Дмитриевич, а полноценные летчицы, — ответил я полковнику. — И как все, будут воевать с врагом.

Первый боевой вылет женского полка состоялся в ночь на 9 июня 1942 года. На задание вылетели экипажи командира полка Е. Бершанской и командиров эскадрилий С. Амосовой и Л. Ольховской, им предстояло нанести бомбовый удар по живой силе противника.

Жизнь Гали Докутович и ее подруг проходила в воздухе, в боях, в самолете. Как отмечала командир полка Евдокия Бершанская: «Докутович отлично освоила штурманское дело, успешно летала в сложных метеоусловиях, ее отличало исключительно точное бомбометание»

Но чего стоили нашим девушкам боевые вылеты, требовавшие и физических сил, и мужества! Однажды, вернувшись с очередного вылета, Галя настолько была измучена, что прилегла отдохнуть прямо на стоянке самолетов и на нее наехал торопившийся на старт водитель бензовоза. Галя после курса лечения в госпитале должна была пойти в отпуск, но она приняла решение вернуться в полк. Не могла поступить по-другому в то тяжелое для всей страны время.

В Январе 1943 года женский авиационный полк воевал на Северном Кавказе. Галя была назначена штурманом полка. Она должна была следить за действиями всех штурманов и, если кто нибудь из них терял ориентировку, бомбил неточно, чувствовала себя в ответе. Иногда и сама вылетала на боевые задания.

Работа была тяжёлая, напряжённая, без отдыха, порой одолевала усталость. Во время вылетов лётчица постоянно подвергалась смертельной опасности, но было хорошо чувствовать себя на месте, чувствовать себя нужной своей Родине. В те дни Галя писала:

"Грозными армадами идут бомбардировщики,
А   над   ними   стайками   вьются   ястребки.
Дрогнет враг, попятится, в гости к нам непрошенный,
Побежит   с   разгневанной   солнечной   земли !"

О том, что случилось в ночь на 1 августа 1943 года, писала начштаб полка Ирина Ракобольская: «Было произведено по заданным целям 15 самолето-вылетов, сброшено на врага 140 бомб. С задания не вернулось 4 экипажа: Высоцкая, штурман Докутович; Крутова, штурман Саликова; Полунина, штурман Каширина; Рогова, штурман Сухорукова»

После гибели Гали, читая ее дневник, друзья узнали, что она вернулась в полк из госпиталя еще совсем больная, что сражаясь наравне с подругами, она должна была все время скрывать мучительные страдания, которые причиняла ей не вылеченная травма, что порой ей приходилось принимать болеутоляющие лекарства.

Записи из дневника Галины Докутович:

«6/1 1942. Летали на ТБ-3. Теперь я по­ настоящему понимаю, как может захватить штур­манское дело. Немножко полетаешь - и ходишь как зачарованная. Скорей хочется опять в воздух...

5/7 1942. Летаю с Надей Поповой. Мне нравится. Она летает хорошо, спокойно и как-то легко. Вчера мы подорвали склад боеприпасов. И потому я чувствую се­бя именинницей   .

6/8 1942. Я в госпитале. Да еще бог знает где ­в Махачкале Сначала пластом лежала, да и теперь ле­жу не двигаясь. Но сегодня обняла за шею двух нянь, встала на ноги. голова закружилась-закружилась, и, когда я легла на койку, мне показалось, что целый день тяжело работала и устала смертельно.

16/8 1942. Еду на пароходе по морю. Лежу где-то почти в трюме. В открытый иллюминатор вижу серый Каспий. Жарко Здесь едет сразу сто тридцать раненых.

...Встала на костыли, пробралась на палубу. И на виду у всех осрамилась: упала в обморок первый раз в жизни.

24/8 1942. Ашхабад - почти совсем  европейский го­род. В госпитале лежать еще больше месяца... Прочла еще раз Павку Корчагина. И теперь еще ближе дошла книга.

20/12 1942 Я снова у себя в части. Не знаю, прини­мают ли кого-нибудь лучше, чем встретили меня девча­та. Родная семья! Свой шестимесячный отпуск я спря­тала в карман. После войны буду отдыхать, поправ­ляться.

24/2 1943. Чувствую себя погано. Стараюсь крепить­ся, но, по-моему, у меня выдержка скоро лопнет, пропа­дет. Пока еще хватает...

14/4 1943. Вчера опять летала с Зоей Парфеновой. Сделали пять вылетов. Из них три были замечательны­ми: два взрыва с клубами дыма и один огненный взрыв с пожаром на всю ночь.

20/4 1943. Мы с Люсей Клопковой вчера сделали шесть боевых вылетов на Крымскую. В первый же по­лет подорвали склад с горючим. Огромный пожар таки горел целую ночь. А девушки все поздравляли меня...

28/6 1943 ...противоречивые мысли приходят мне в голову. Иногда мне кажется: и война, и все, что я сей­час вижу, - это быстро пройдет, и потом все это вспо­мнишь, как полузабытый сон. И все-таки вместе с этим думаешь и о другом: что сейчас здесь видишь лучшее, на что способна человеческая душа...»

Сколько талантливых, умных, смелых, красивых девушек унесла военная пора 1941-1945 годов! Это потерянные жизни целого поколения. Они по-настоящему преданно любили Родину, сражались за ее освобождение, не щадя своих жизней.

Галина Докутович похоронена в селе Русское Молдаванского сельского поселения Крымского района в братской могиле. Не забыто ее имя и в родном Гомеле, где одна из улиц названа в ее честь. На здании Гомельского политехникума, в котором размещалась школа, где в 1933–1936-м годах училась Докутович, установлена мемориальная доска. Ей посвящена пьеса В. Мехова «Полет», поставленная в 1969 году белорусским ТЮЗом.

Незадолго до гибели Галина писала:

В наши, пусть они трудные, дни

Жизнь становится глубже и ярче!

Ты послушай, ты только взгляни

– У кого была молодость жарче?

А ведь в этом и счастье, мой друг,

Что не жаль тебе даже жизни,

Что ни разу не дрогнул в бою,

От врагов защищая Отчизну.

После гибели Галины Докутович Герой Советского Союза Полина Гельман писала Галиным родным: «Если вражеская пуля меня не тронет и у меня когда-нибудь будет дочь, я назову ее Галей и воспитаю такой же благородной и прекрасной, какой была наша Галочка». В 1949 году у Полины действительно родилась дочь, которую назвали Галей. Образ мужественной и обаятельной девушки, ее светлую, нежную любовь к другу-летчику поэт Владимир Лазарев и композитор Владимир Мигуля воплотили в песне «Невыдуманная баллада о любви».

Награды

Орден Красной Звезды - награждена за 101 боевой вылет и сброшенные свыше 12000 кг бомб, в результате которых уничтожена 1 переправа, 6 цистерн с горючим и вызвано 19 взрывов.

Орден Отечественной войны 2-й степени(1943 год ) - посмертно

Медаль "За оборону Кавказа"

В фондах МБУ «Крымский краеведческий музей» хранится памятный альбом Моя Родина СССР «Девушки в небе Кубани», посвященный Галине Докутович. В альбоме хранится машинописный текст тети Гали Докутович - Г. И. Олейниковой, рассказывающий биографию летчицы. Так же в альбоме имеются фотографии летчицы, вырезки из газет.

00000125

261px

00001617

dokutovich 1

IMG 2675

IMG 3473

IMG 3474

kopiya149