Борис Климентьевич Бежко
- Подробности
- Опубликовано 23.12.2021 08:50
«Навсегда остался молодым»
В центре города Крымска, на мемориале «Вечный огонь» на улице Комарова, в списке имён погибших за Родину значится лейтенант Борис Климентьевич Бежко.
В фондах Крымского краеведческого музея хранятся его личное дело с фотографией, копией извещения о смерти, летная книжка. Есть в фондах и переписка директора народного музея Лидии Лысой с женой Бориса Клементьевича Надеждой Антоновной. Которая велась в 1969 году. В письмах Надежда Бежко е пишет, что знала Бориса еще с восьмого класса. Был он очень веселым, много шутил, любил сочинять и писать стихи, которые записывал в альбом, хорошо рисовал.
Работая еще на фабрике, писал портреты руководителей, которыми украшали здания, когда отмечали Первомай, День Октябрьской социалистической революции. Был очень хорошим папой и мужем, у него есть дочка Людмила, которая очень похожа на отца. Лейтенант погиб, когда ей было два года.
Родился Борис Бежко в 1918 году в Полтаве в семье кондитера. Когда ему было четыре года, умерла мать. Трудно приходилось мальчишке, пока он закончил восемь классов. Затем пошел трудиться на кондитерскую фабрику, одновременно учился. После окончания десяти классов поступил в Полтавский аэроклуб, а в 1938 году окончил его и был направлен в Качинскую Краснознаменную Военную авиационную школу имени Мясникова.
В тетради проверки техники пилотирования младшего лейтенанта Бориса Бежко записи преподавателей и командиров частей о том, где учился, а затем нёс службу. Вот одна из них: «17.7.39г. вылетел самостоятельно с оценкой «отлично», за что получил благодарность от командира части».
После окончания школы Бежко участвовал в боях с белофинами, за что награждён медалью «За отвагу». После финского фронта служил в 41-ом среднебомбардировочном авиационном полку. Участник Иранской кампании. После возвращения из Ирана был переведён в 367-ой ближне-бомбардировочный авиационный полк, где служил до начала Великой Отечественной войны.
С первых дней войны находился на фронте. Часть, где служил Борис Климентьевич, базировалась на Крымском аэродроме. Здесь он участвовал в воздушных боях при защите Севастополя и Крымского побережья.
Это было в феврале 1942 года. Тихо плывут над аэродромом облака. В темноте с грохотом проносятся автомашины. Рассвет еще не наступил, но жизнь на аэродроме кипит давно. Строго и деловито готовит боевые машины к вылету технический состав. У всех одно желание- обрушить на головы
оккупантов как можно больше бомбового груза, развеять в прах его укрепления, технику и живую силу. Из землянки, утонувшей в непроглядной тьме, выходят боевые экипажи. На лицах — суровость, в движениях — уравновешенность и решительность.
Командир звена младший лейтенант Бежко собрал своих ведомых- молодых друзей, с пылкими сердцами, которые внимательно слушали своего командира. Каждое его слово дорого, хорошо понятно и близко им.
Еще не растаяла седая утренняя дымка, когда звено Божко ушло под облака. Неоднократно обстрелянные огнем зенитной артиллерии и атакованные фашистскими воздушными пиратами бомбардировщики на большой скорости летели к цели. Их задача-уничтожить скопление пехоты, артиллерии и полков противника.
Вот и линия фронта. Преодолев нижнюю кромку облаков, группа самолётов подошла к цели. Командир звена через крошечное окно окуляра прицела отыскал не совсем удачно замаскированное орудие, танки, автомашины, и в какую-то неуловимую долю секунды бомба с его самолета бесшумно сорвалась с замков. Выбросили свой груз и другие экипажи. Противник открыл ураганный зенитный огонь по нашим самолетам. Маневрируя, звено самолетов с ведущим Бежко вышло без потерь из зоны огня.
Через несколько минут в штабе была получена радостная телеграмма. На «отлично» оценило выполнение боевого задания командование, а 13 февраля 1942 года Военный Совет фронта от имени Советского правительства наградил группу бойцов и командиров орденами и медалями СССР. Был награжден орденом Красного Знамени и младший лейтенант Борис Климентьевич Бежко. В наградном листе на пилота 742-го ближне-бомбардировочного авиационного полка так кратко описаны его заслуги: «Товарищ Бежко Б.К. идеологически выдержанный, молодой растущий командир. За время Отечественной войны имеет 16 боевых вылетов, боевой налет 26 час 32 мин. Шесть раз участвовал в разрушении Чонгарского моста и, несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии, с пикирования прямым попаданием разрушил среднюю часть моста. Особенно отличился при разрушении аэродрома противника в Мариуполе, огнем своих пулеметов зажег один самолет противника. Активно использует вверенную ему огневую мощь. При уничтожении войск противника в районе Феодосии, Керчи, Шейх-Эли огнём своих пулемётов рассеял и уничтожил до роты пехоты и сжёг две машины с горючим. Товарищ Бежко не знает страха в борьбе, в любых условиях достигает цели и всегда отлично ее поражает».
И снова бои…. Пройдена линия фронта. Каждый был занят своим делом. Звено вышло на боевой курс. Бомбы отделились от самолетов и полетели
вниз на батареи противника. Огромный взрыв поднял в воздух большую серую массу земли. Орудия замолчали, замолчали навсегда. Приказ командира выполнен. В фронтовой газете «За родную землю» от 18 февраля 1942 года была помещена статья под заголовком «Вперед, на запад, богатыри Советской земли!». В ней писалось: «...Товарищи бойцы, командиры и политработники! В войне с немецкими захватчиками решается судьба нашего отечества. Будем умножать героические подвиги наших славных героев — орденоносцев, таких, как Сидоренко, Козуля, Бежко, Гаврилов...».
Часть, в которой служил Б.Бежко, получила ответственное задание- взорвать мост через реку, и таким образом отрезать пути отхода немцев из Крыма и их базы снабжения. Летчики части оценивали всю сложность выполнения боевого приказа и тщательно готовились к его выполнению.
Рано утром эскадрильи пикирующих бомбардировщиков ринулись к цели. Погода явно была неблагоприятной, и все же штурманы точно привели бомбардировщики к мосту. Началась бомбёжка. Старший лейтенант Потапов, лейтенант Бежко смело устремили свои машины в пике и дали два прямых попадания. Мост был взорван. Задание командования летчики выполнили с честью.
В феврале 1942 года полк базировался на аэродроме в станице Крымской. 22 февраля Борис Климентьевич со своим звеном вылетел на боевое задание. Сбросив груз на головы фашистов, звено развернулось и легло на обратный курс. И вдруг из-под облаков вынырнули «мессершмиты», которые сходу бросились в атаку, но губительный и меткий огонь стрелков-радистов укротил пыл фашистов. Один из них резко развернул и пошел на повторную атаку. Стервятник приблизился метров на 30-40 и открыл огонь.Медлить было нельзя. Командир звена дает короткую команду: «Атаковать перекрёстным огнём!». Шла жаркая смертельная схватка. Кабина фашистского летчика вспыхнула, самолет пошел в крутое пикирование и, оставляя полосу черного дыма ударился о землю в районе ст.Варениковской. В этом бою летчик Бежко был тяжело ранен. Его привезли в станицу Крымскую. Но спасти жизнь отважного лётчика не удалось. 22 февраля 1942 года Борис Климентьевич Бежко умер. Похоронили Бориса Климентьевича в нашем парке. В 1956 году его останки были перенесены в общую братскую могилу.
23 февраля 1942 года в газете «За родную землю» появилась статья, в которой писалось: «За успешное выполнение боевых заданий десять человек из эскадрильи награждены правительственными наградами. В числе этих замечательных людей тт.Бежко, Ткаченко, Бойко и другие..». Когда набирался номер газеты, друзья еще не знали что Б.К.Бежко умер. О нём говорили, как о живом. Он и сейчас жив в памяти людей.
Материал подготовила научный сотрудник МБУ «Крымский краеведческий музей» - Людмила Корчинская.